Социально-психологические аспекты перинатальной психологии и психологии беременности

Важность целостного изучения человека в единстве его духовной, психологической и телесной ипостаси признается всеми представителями человековедческих наук. Тем не менее, существующий опыт в основном построен на методике разделения, дробления, и все мы рано или поздно становимся свидетелями удручающих последствий такого подхода, как к человеку, так и к Миру в целом.

Последствия эти имеют далеко не теоретический характер. Удручающая статистика падения уровняздоровьянаселения, когда психическая и физическая полноценность будущего поколения весьма проблематична, возрастание числа психических патологий, увеличение преступности (несмотря на повышение уровня жизни), проблемы войн, экологии, разрушение ценностейсемьииродительства- все эти “достижения" с которыми мы подошли к третьему тысячелетию заставляют ученых различных областей искать новых путей осмысления того, что есть человечество, человеческое общество, что есть человек, что есть Я, отказываясь от устоявшихся объяснительных схем, догм и “железобетонных конструкций" На этом фоне вполне закономерным является значительное увеличение интереса к истокам человеческой жизни, различным аспектам пренатального развития. Ряд научных исследований, проведенных в последние годы, позволил по-новому взглянуть на проблему психологии личности, психологии жизни и смерти, истоков психического и физического здоровья, обусловленных различными обстоятельствами и факторамипренатальногоразвития. Это, прежде всего работы зарубежных исследователей - Ж.Х. Грабер, С. Гроф (6), Ф. Дольто (9), Р. Ассаджиоли, Х. Никель, С.Фанти (17), Д. Пайнз (12), Л. Нильсон, Т. Верни, А.Бертин и др. Среди отечественных исследователей можно назвать таких как - Э.К. Айламазян, В.В. Абрамченко, А.С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Брусиловский (3), К.Гайдебранд, Н.А.Гармашова, А.И. Захаров(10,11,12), Ю Змановский, Н.Н. Константинова и др.

Кратко обобщая выводы вышеперечисленных авторов можно сказать, что они рассматриваютпренатальнуюстадию жизни как первую позицию человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику, и где взаимообусловленность духовного, психического и соматическое наиболее наглядна и достоверна. Наиболее важными из факторов, воздействующих наребенкаявляются влияния со стороныматери.

Исследование влиянияматериназдоровьеи психическую полноценность ребенка не является новым в психологии. Важность раннего общения матери и ребенка подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью уребенкаформируется базовое доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь. Напротив, в силу ущербностиматериили враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости." (19, с. 63). Исследования, проведенные Рене Шпитцем ( по 8, с 354) раскрыли, что происходит с детьми, лишенными прочных эмоциональных отношений с матерью в первые три года жизни. Было установлено, что это вызывает глубочайшие душевные и физические расстройства". Например, у грудных детей отсутствие таких контактов за два -три месяца приводит к общей остановке развития. Ребенок пугливо жмется к тем, кто за ним ухаживает, но, в конце концов, жалобное хныканье сменяется все большим безразличием. Уребенканаблюдается апатичность, хныканье, качание головой, бессонница и подверженность инфекциям, а эти последние нередко приводят к смерти". З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве , связывая их со специфическими страхами и травмами матери. (18, с. 127, 375 - 376).

Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны.

Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “...истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению" (1,с3). У Гегеля (5 с.141) есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ... ребенок в утробе матери, напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не в нем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери" Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери. Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Французский психоаналитик Ф. Дольто обнаруживает ранние истоки детских неврозов и болезней: “Оказалось, что события, которые произошли в семье человека, пускай даже до его рождения, когда он был зародышем в материнской утробе, - если его мать страдала от них и у нее не было никого с кем она могла об этом поговорить, - эти события способны вызвать у этого неродившегося младенца невроз. Этотребеноксвоим телом будет выговаривать страдание, которое убила в себе его мать". (9, с 333 ). Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей, которых “не ждали" в дальнейшем заболевают неврозом страха" или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха"(10, с.18). Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стрессаматеринавнутриутробное развитие ребенка, протекание беременности ироды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов(11). Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии вследствие стресса матери. Рассмотрев конкретно патологические влияния стресса матери, можно обнаружить следующее:

n переживания из-за отношений с супругом, обусловленные конфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

n волнения в началебеременностиотражаются на пролонгированном теченииродову мальчиков и преждевременных родах у девочек;

n состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;

n перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

n нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.

Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременностиотрицательным образом сказывается не только на последующем здоровье ребенка, но и на самом течении родов, порождая различные трудности, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. В этом смысле не менее патологичным оказывается и фактор нежеланности ребенка. “ У матерей нежеланных детей роды чаще всего бывают преждевременными, по принципу “ с глаз долой из сердца вон", и масса тела новорожденных как правило ниже нормы...При нежеланной беременности дети уже с самого начала физически слабые с плохим аппетитом , часто и подолгу болеют. Нежеланные дети легко расстраиваются, повышенно обидчивы и капризны, беспокойно спят, много плачут и долго не могут успокоится". (12, с 25). Наука только начинает постигать тонкости пренатального и родового процессов. Хотя знание об их влиянии на всю последующую жизнь существовало в интуиции человечества всегда. Это подтверждает древний эпос, мифология, в которых существовала традиция почтительного отношения к беременности,родам,пренатальному периоду.

Современные исследователипсихологиибеременности ставят перед собой задачу изучения факторов, оказывающих влияние на развитие ребенка и благополучие диады мать - дитя, эмоциональное состояние беременных женщин, их изменения в восприятии окружающего мира, отношение к будущему ребенку, влияние взаимоотношений с людьми на течение беременности.

Однако, прежде чем перейти к рассмотрению подходов современных отечественных авторов хотелось бы обратиться к истокам современных представлений о данной проблеме, а именно отметить некоторые существенные этапы развития “женской темы" в психоанализе. При этом не следует забывать о том, что хотя в работах по женской психологии переживания беременной женщины занимают далеко не последнее место, нам не известно ни одно профессиональное исследование, специально посвященное психическому состояниюженщиныв этот период.

Основоположник психоанализа З. Фрейд рассматривалбеременностькак реализацию женщиной комплекса кастрации. По Фрейду, прикладывая ребенка к груди, женщина компенсирует отсутствие у нее пениса - предмета подсознательной зависти к мужчине. Женская зависть реализуется тогда, “когда желание иметь пенис замещается желанием иметь ребенка; ребенок, таким образом, согласно эквивалентам древней символики, занимает место пениса"(18, с 318). Поэтому, с позиций психоанализа рождениеребенкаявляется для женщины важнейшим условием самореализации, завершением психосексуального развития. Оказывает саногенное влияние на психику некоторых невротичных женщин". В то же время, продолжает и развивает представления Фрейда Д. Пайнз (12),беременностьсама способна порождать глубокие личностные конфликты, что связанно с кризисом самоидентичности женщины и амбивалентностью ее переживаний. Конфликтными точками в данном случае являются: отношения беременной и ее матери и отношение к ребенку. Причем, субъективно важным является не реальная мать, а внутренний интроецированный образ матери, и соответственно, влияние этого образа на внутренний мир беременной. То же самое можно сказать и о внутреннем образе ребенка .

Отношения с матерью являются важными вследствие того, что при нормальном полоролевом развитии возникает чувство идентификации с матерью, которое значительно усиливается с момента наступления беременности.

В переживаниях беременной оживают переживания матери по отношению к своему сексуальному партнеру, своему телу и ребенку.

Чувстваматеривлияли на развитие дочери поэтапно в процессе их взаимодействия начиная с беременности матери и кончая пубертатным возрастом дочери.

1. Еслиматьне получала удовлетворения от своего тела, а беременность доставляла ей лишь дискомфорт и страдание, ей хотелось скорейшего освобождения от плода, то у дочери может проявиться не только депрессия и повышенная тревожность, но и физиологические осложнения беременности (токсикозы, угрозы выкидышей и другое)

2. На этапе младенчества решающее значение для развитиядевочкиимеет отношение матери ко всем телесным проявлениям младенца. Если мать осуществляла полный контроль за ними в плане насильственного установления режима питания, сна, дефекации, не получала удовлетворения от телесного контакта с дочерью и не давала почувствовать его ребенку, то у дочери в последующем складывается весьма сложное отношение к собственному телу. Оно не воспринимается как свое, его проявления вызывают тревогу и недоверие , так как есть полная убежденность в невозможности самоконтроля ( « я не хозяйка своего тела , все , что с ним происходит , происходит помимо меня» ) Возникает острая потребность в контроле и оценивании извне . В данном случае беременная озабочена отслеживанием различных медицинских параметров, не уверена в нормальности своего состояния, на вопрос о самочувствии не может дать ясного ответа, так как оценки врача вызывают большее доверие, чем собственное самоощущение.

3. В пубертатный период необходимым условием дальнейшего развития становится отделение ребенка от матери и индивидуализация. Тому способствуют телесные изменения: тело девочки превращается в сексуально отзывчивое тело взрослой женщины. Но на процесс нормального отделения и создания прочного образа собственного Я влияют отношения с матерью . Еслиматьне довольна собой как женщина , не способна принять свое взрослое тело и своего сексуального партнера , она не может сама отделить себя от ребенка и позволить это отделение дочери . Старается сохранить симбиотическое единство с целью прожить в ребенке свою жизнь заново , наверстать все упущенное . Именно поэтому такаяматьпродолжает контролировать все телесные проявления дочери, особенно сексуальные, подавляя и наказывая каждый всплеск индивидуальности и самостоятельности. При таком развитии внутренний образ наказывающей матери способствует актуализации у беременной чувства вины за сексуальные отношения с партнером , приведшие к зачатию и , как следствие , к непринятию ребенка как в период внутриутробного развития , так и в дальнейшем .

Наступление первой беременности способствует появлению чувства глубокой биологической идентификации со своей матерью и в то же время позволяет закончить отделение от матери и индивидуализацию. Состоится ли это зависит от всех предыдущих этапов отношений, их нормального или патологического характера. В этот момент решается - станет ли беременность шагом к взрослому аутентичному Я , будет ли способствовать самоактуализации и личностному росту или же подтолкнет к патологичному пути развития - повторному проживанию чужих чувств , фиксаций , переносов .

Таким образом, в психоанализе сложилась традиция рассмотрения беременности с одной стороны как вершины полоролевого и психосексуального развития женщины, а с другой стороны как состояния могущего порождать глубокий личностный кризис. Данная точка зрения нашла свое продолжение в работах современных отечественных психологов. Так Н.В. Боровикова (2) рассматривает беременность как акме женшины исследуя акмеологический потенциал беременной женщины, однако в исследование мотивации сохранения беременности она не ограничивается лишь подсознательными мотивами, выделенными в психоанализе, но включает такие социальные мотивы, определяемые культурно - историческим временем как сохранение отношений с партнером (в качестве основного у 16% опрошенных), соответствие социальным ожиданиям (24 %) .Расширяя и углубляя понимание беременности как процесса имеющего не только медицинскую и эмоциональную, но и социально - психологическую составляющую. Новые психологические особенности, проявляющиеся в период беременности Н.В. Боровикова описывает в рамках так называемого синдрома беременности, симптомы которого, по ее мнению, имеют универсальный характер и включают в себя все многообразие психологических новообразований характерных для беременной женщины. Сюда относятся следующие: аффект осознания себя беременной, симптом принятия решения, симптом нового “Я ", симптом эмоциональной лабильности, симптом противоречивого отношения кбеременности, симптом принятия новой жизни в себе, симптом перинатальной дисморфофобии, симптом завышенных притязаний по отношению к другим. Автор считает, что синдром беременности переживается женщиной на бессознательном уровне и именно этот факт является основным источником негативных переживаний самой беременной и как следствие отрицательных влияний на плод. “Знание о самой себе и о сопровождающих беременность соматических и психических состояниях создает благоприятный психоэмоциональный фон протекания беременности, способствует личному взрослению женщины, укреплению и обогащению ее психики новым уровнем психологических самооценок."(2, с. 14).

Другой автор, позицию которого хотелось бы упомянуть, Н.П. Коваленко (14)основной акцент в своей работе ставит на изучение эмоционального состояния беременных женщин, утверждая, вслед за профессором Захаровым, что именно эмоциональная сфера претерпевает наибольшие изменения и именно эмоциональный стресс является основной причиной негативных нарушений в состоянии здоровья матери и плода. Автор выявила психологические факторы, способствующие появлению эмоционального стресса при беременности (тревожность, мнительность, впечатлительность, эгоцентризм, страх боли и др.) в итоге, беременность рассматривается как сложное психоэмоциональное состояние и вследствие этого для подготовки к роли матери и успешного прохождениябеременностии родов, необходима своевременная психологическая поддержка беременных женщин, психокоррекция эмоционального состояния и активизация творческого потенциала. С этой целью автором разработана оригинальная комплексная программа подготовки к родам.

Таким образом, перед нами позиции, по-разному объясняющие одно явление - психологию беременной женщины и факторы, осложняющие процесс пренатального развития. Существуют еще медицинский и философско-культурологический подходы к данной проблеме.

Медицинское определение беременности: “Беременность- физиологический процесс в организме женщины при котором из оплодотворенной яйцеклетки развивается плод “

В рамках философско-культурологического подхода утверждается что, рождение ребенканикогда не было чисто биологическим феноменом. Беременная европейская женщина будет чувствовать себя во многом иначе чем беременная из Новой Гвинеи. В этом нас убеждаю факты этнографии и истории. Насколько нам позволяют проследить различные источники, в истории человечества были периоды, когда отцовство являлось чисто биологической функцией, но аналогичного периода для материнства не было. Тем более это актуально для современности, когда рождение ребенка является событием, вовлекающим не только родителей ребенка, но и различные социальные и медицинские службы, государственные органы и коммерческие организации (сервисные услуги для беременных и молодых родителей, продажа товаров для беременных и новорожденных, агентства по усыновлению, суррогатное материнство, искусственное оплодотворение и т.д.) И, безусловно, что столь сложный психосоциальный феномен, во многом опосредованный культурно-историческими традициями не может быть объяснен без обращения к такому целостному понятию как материнство, неотъемлемому от любой культуры, без рассмотрения беременности как одного из этапов интегрального процесса - материнства, без рассмотрения его культурно-исторических трансформаций. Такой подход оправдан следующими соображениями:

n беременность является первым этапом материнства, на протяжении которого вызревает не только плод, в утробе матери, но и вызревает сама мать, та часть личности женщины, которая в последующем будет выполнять материнские функции.

n именно в период беременности актуализируются те установки, поведенческие и культурные стереотипы, которые будут определять тот или иной тип материнства.

n эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает значительное влияние на протекание беременности и родов, последующее отношение к ребенку и к себе.

n плод в утробе матери является не только биологическим объектом, но и субъектом целенаправленных формирующих и воспитательных воздействий, т.е. беременная уже выполняет материнские воспитательные функции.

n феномен беременности является неотъемлемым от человеческого существования, что нашло выражение в различных произведениях культуры.

На протяжении веков положение женщины в обществе и ее роль всегда связывались с материнством. Причем как доказывает в своей монографии В.А. Рамих (15) социальные и духовные функции материнства сохранились в практически неизменном виде со времен крито - микенской цивилизации и до наших дней . Нужно так же отметить что и у неевропейских народов отмечается схожая картина. Материнство выступает как особый вид деятельности - трансляция на индивидуальный уровень ценностей культуры.

Неизменность биологической основыматеринстваи социо-культурных функций ставит его вне сиюминутных социальных правил, норм, требований моды. Оно вечно архаично и вечно современно. В нем отдельный человек соединен со всей природой (воспроизводя вечный природный закон продолжения рода) и со всей культурой и историей, что и позволило материнству как явлению сохраниться в практически в неизменном виде (при изменениях таких явлений как семья, отцовство, родительство) на протяжении веков, сохраниться как универсальной социо-культурной и социально-психологической деятельности.

Данное понимание беременности еще более усложняет наше исследование, так как становится ясной и культурно-историческая обусловленность психологических особенностей беременности. А так же то, что именно в этой точке человек соприкасается с некими надындивидуальными и общечеловеческими ценностями (вполне оправдано, что дети не зовут матерей по именам. В обращении “мама", адресуемом сверхличному, присутствует отзвук общечеловеческого, идеального).

Таким образом, можно выделить следующие уровни, на которых происходят значительные изменения во время столь сложного процесса как беременность: физиологический, эмоциональный, когнитивный, социальный, экзистенциальный.

Беременностьпо нашему определению является, прежде всего, экзистенциальной ситуацией, затрагивающей все жизненные основания женщины, обуславливающей глубокие изменения самосознания, отношения к себе, другим, миру. В самом деле, какой еще момент в жизни человека приводит к столь глобальным одновременным изменениям?

Меняется внешний облик женщины, ощущения поступаемые от тела, ритмы его функционирования.

Изменяется социальная позиция женщины как в макро - так и в микро-сообществе; она уже не активный член социума , но кто же тогда - пациент? Уже не ребенок своих родителей, но еще и не мать, в ее отношениях с отцом ребенка требуются новые формы и роли, ей предписываются новые виды отношений с врачами и работниками социальных служб.

Ее захлестывают сильные эмоциональные переживания иногда болезненные и пугающие, осложняющие как отношения с другими, так и процесс вынашивания ребенка (различные патологии беременности), течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными.

Изменяется и позиция в мире; женщина чувствует себя причастной к акту творения, выходит на уровень надличностных переживаний, становится Матерью (безусловно, данный уровень переживаний не всегда осознается, как таковой, однако он находит свое выражение в ощущении значительности собственной миссии и требовании признания этого факта от окружающих).

Все эти разнородные процессы, по нашему мнению, находят свое единое выражение в изменении структуры и содержания значимых отношений женщины. Именно данный психологический конструкт изменяется наиболее и динамично. В качестве значимых нами выделены следующие отношения: отношение к себе (и в частности как очень важный аспект самоотношения отношение к собственному телу), к отцу ребенка, к вынашиваемому ребенку. Мы считаем, что эти три типа отношений более всего влияют на протекание беременности,родов, эмоциональное состояние женщины и благополучие ребенка. Уженщинна протяжении всейбеременности, которых сохраняется позитивное отношение к выделенным субъектам и высокая их оценка беременность и роды протекают без осложнений, не наблюдается послеродовой депрессии, в послеродовой период эти женщины довольно легко принимают на себя роль заботливой, любящей, понимающей матери.

В тех случаях, когда наблюдается отрицательная динамика этих видов отношений (н-р собственное тело оценивается как становящееся все более безобразным, больным) течение беременности и родов осложняется, в послеродовой период наблюдаются трудности в установлении контакта с ребенком и низкая мотивация самой заботиться о нем.

Предварительное пилотажное исследование, проведенное с 50-ю беременнымиженщинамив возрасте от 20 до 25 лет состоящими в браке не менее двух лет и 50 -ю небеременными женщинами той же возрастной группы и так же состоящими в браке не менее двух лет показало, что у первой группы за семь месяцев, прошедших с момента первого опроса наблюдается значительная динамика выделенных типов отношений у второй же динамика или отсутствует или незначительная. Становится понятным, что время беременности является, с одной стороны, наиболее продуктивным для личностного роста и развития сложившихся отношений, с другой стороны, наиболее опасным для развертывания негативных жизненных сценариев и деструктивных отношений, как у матери, так и у ребенка.

Понятие “ отношение “ используется нами в определении, данным Столиным (16) , как наиболее интегральный личностный смысл, осмысление объекта отношения в аспекте наиболее значимых деятельностей. Наиболее значимой деятельностью в данный момент является вынашивание ребенка и подготовка к его рождению. Таким образом, нас интересует как в процессе беременности изменяются оценки женщиной выделенных объектов отношений в плане их успешности в данной деятельности, каким образом влияет динамика отношений на протекание беременности , родов и ранних взаимоотношений с ребенком, что могут прояснить планируемые в дальнейшем исследования.

Использованная литература:

1. Айванхов О.М. Воспитание до рождения. СПб . “Сердце" 1992 .

2. Боровикова Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. М. “Социнновация" 1998 .

3. Брусиловский А.И. Жизнь до рождения. М. “Знание", 1991.

4. Выгодский Л.С. Собрание сочинений. т.3.

5. Гегель Философия духа. Энциклопедия философских наук. т.3 , М. “Мысль" 1971.

6. Гроф С. За пределами мозга. М. “Соцветие". 1992 .

7. Грэхэм Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М. “Прогресс" 1993г.

8. Гебель В.,Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию. М. “Энигма" 1998.

9. Дольто Ф. На стороне ребенка СПб “ Петербург. ХХ I век" 1997 .

10. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка М., 1986.

11.Захаров А.И. “Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов". Сборник материалов конференции “ Перинатальная психология и родовспоможение", СПб 1997, с. 54.

12. Захаров А.И. Ребенок до рождения СПб , 1998 .

13. Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. М. 1997

14. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб 1998

15. Рамих В.А. докт. дис. Личность женщины, Материнство как социокультурный феномен. Ростов-на-Дону 1997 г.

16. Сборник информационно-аналитических материалов о положении детей и подростков в ростовской области. Р-на-Д. 1999г.

17. Столин В.В. Самосознание личности. М. Из-во Московского Университета 1983.

18. Фанти С. Микропсихоанализ. М. “Центр психологии и психотерапии" 1995 .

19. Фрейд З. “Введение в психоанализ. Лекции " М. “Наука" 1991.

20. Эриксон Э.Детство и общество. СПб “Университетская книга" 1996.

к.п.н., доцент кафедры валеопсихологии и физической культуры РГУ
Васильева О.С.,
к.п.н., перинатальный психолог
Могилевская Е.В.

08.10.2014
9248

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще