Заказать рекламу

Беременность. Что слышит плод.

Что слышит плод?

Каково влияние музыки на плод?

Однако, прежде всего, ответим на самый важный вопрос: когда у плода появляется возможность слышать.

Современные специалисты не имеют однозначно точных сведений на этот счет. По данным исследований, проведенных во Франции, первые «слуховые» ощущения плода появляются очень рано. Однако они не являются в полном смысле слуховыми (такими, как их понимаем мы – взрослые). Они носят вибрационный характер. В это время развития кроха не слышит звуки, а только способен воспринимать звуковые колебания как вибрацию. Считается, что на этом этапе у ребенка формируется особая картина мира: все окружающее воспринимается не через звук, а через пульсацию.

В период до 16 недели внутриутробной жизни у ребенка происходит формирование внутреннего уха (органа слуха), которое начинает функционировать приблизительно с 20 - й недели. То есть именно с 20 – ой акушерской недели звуковые волны, которые доходят до плода, постепенно перерождаются и начинают ощущаться как слуховые. До ребенка теперь доходят отдельные звуки, а именно: шумы, издаваемые материнским организмом (кроха слышит громкую пульсацию сердца, мамин голос, шумы легких, звуки перистальтики кишечника и желудка, кроме того малыш воспринимает и шум, который издает кровоток в организме матери, а также кровоток в плаценте). Самыми громкими звуками, которые слышит малыш, являются голос мамы, а также стук биения ее сердца. Это удалось установить исследователям, которые ввели во время родов в матку мини-микрофон.

Звуки внешнего мира доходят до ребенка ослабленными и измененными, что объясняется наличием постоянного внутреннего шумового фона, а также водным окружением.


Запоминает ли плод голос матери

Современные специалисты высказывают догадки, что новорожденный способен узнавать голос матери, вспоминая его, поскольку уже слышал ранее – в период внутриутробного развития. Более того, ученым удалось доказать наличие слуховой памяти у плода. Американские исследователи провели показательный эксперимент: беременные женщины, начиная с 34 – ой недели вынашивания дважды в день читали своему ребенку вслух одно и то же стихотворение. Новорожденным, которые появились на свет у этих женщин, через некоторое время после рождения, были надеты наушники и дана соска-датчик, которая соединялась с устройством. Устройство могло переключать звучащий в наушниках рассказ в зависимости от характера сосания. Совершая сосательные движения с различной частотой, малыши могли либо прослушивать одно и то же стихотворение, начитанное голосом матери, либо голосом другой женщины. Младенцы старались сосать таким образом, чтобы слышать голос матери. Новорожденные также могли выбрать между несколькими стихотворениями, прочитанными матерью. И каждый раз они отдавали предпочтение уже знакомому – тому, которое слышали в последние месяцы внутриутробной жизни. Данный эксперимент позволил сделать вывод, что малыш узнает голос матери еще в утробе, а также способен различать стихотворения, вероятно по их ритму.

Между прочим, голос матери ребенок слышит так хорошо, потому что он транслируется через костную систему, то есть не проходит водную среду, которая способна исказить звуки.

На 6 - 7 месяцах беременности плод способен не только слышать, но и дифференцировать внутренние шумы. Кроме того, малышу вовсе не безразлично, возбужденное или спокойное у матери сердцебиение, грустный или веселый у нее голос, ровное или прерывистое, напряженное дыхание. Если мать взволнована, ритм сердца встревоженный, сбит ритм дыхания, то плод замирает, будто бы предчувствуя опасность. К сожалению, эта опасность становится через некоторое время настоящей – в организм плода попадают гормоны, вызванные негативными эмоциями матери. А гормоны стресса, как известно, способны вызвать ухудшение самочувствия ребенка. Таким образом, можно говорить о способности плода устанавливать связь между характером звука и эмоцией, а затем и с собственным физиологическим состоянием.

В последние месяцы внутриутробного развития (начиная с 8-го месяца), плод воспринимает звуки все более дифференцировано. Французские акушеры провели эксперимент, в результате которого удалось доказать, что ребенок способен слышать не только внутренние шумы (описанные и перечисленные нами выше), но и внешние. Эти звуки из внешнего мира проходят через водную среду, что несколько искажает их. Кроме того, малыш слышит их через шумовую завесу внутренних звуков.

Как проходил эксперимент? Исследователи размещали мини-микрофон в матке роженицы после того, как происходил разрыв плодных оболочек. Датчик регистрировал интенсивность внешних звуков, которые достигали малыша, еще находящегося внутри утробы матери. Вот какие внешние звуки слышал плод, принимающий участие в исследовании: голоса в комнате, а также классическую музыку, которая транслировалась в родильном блоке.

После тридцать второй недели развития малыш способен не только различать внеутробные звуки, но и дифференцировать их. Лучше слышны ребенку низкие звуки, а также шумы, которые окрашены эмоциональным восприятием матери. Эмоции мамы позволяют крохе «разделять» голоса людей, с которыми она общается, на дружеские и враждебные. Если общение не приносит матери удовольствия, если близкие или любые другие люди заставляют ее переживать (что приводит к нервному сердцебиению, появлению тревожных ноток в голосе), ребенок ощущает опасность. И наоборот, если общение с кем-то приносит матери радость, спокойствие, то и ребенок понимает, что с этим человеком он в безопасности. Это знание можно взять на вооружение будущим родителям. Пересмотрите свои взаимоотношения с близкими, постарайтесь избегать людей, которые заставляют Вас нервничать, настройтесь на добросердечное отношение к окружающим. Тем самым Вы защитите еще не рожденного малыша от стресса и страха, которые вовсе не способствуют его благополучному развитию.

Положительный опыт плода – залог успешной адаптации его к новой внеутробной среде после рождения. Новорожденные часто расстраивают своих родителей постоянным жалобным криком. Почему ребенок плачет? Это может быть не связано с дискомфортом и внешними раздражителями. Случается, ребенка мучают воспоминания о том трудном опыте, который ему пришлось пережить в утробе матери. Немаловажное значение доброжелательность голоса беременной, а также положительные эмоции, которые возникают в ответ на внешние звуки. Вот почему беременным рекомендуется слушать музыку!

Влияние музыки на плод

Давайте сначала ответим на вопрос: «С какой недели беременности плод может воспринимать музыку?». Мы уже писали о том, когда плод начинает слышать. Однако восприятие музыки имеет некоторые особенности. Какие?

Специалисты говорят о том, что можно знакомить еще не появившегося на свет малыша с музыкальными произведениями, начиная с 32-й недели. Именно с этого времени плод способен реагировать на тоны музыки, которые проникают в матку (однако музыка должна по своей интенсивности превосходить ее основные шумы).

Как плод реагирует на музыку? Музыкальные звуки способны изменить частоту сердечных сокращений плода, а также оказать влияние на его двигательную активность. Музыку ребенок воспринимает не только на уровне звука. Большое значение для плода имеет эмоциональная сторона музыки – то, как ее воспринимает его мать.

Какую музыку можно давать слушать плоду?

Вне зависимости от эмоций матери есть музыкальные жанры, которые оказывают на кроху определенное, заведомо известное воздействие. Так, например, плод отдает предпочтение музыке классиков, народным песням, старинным романсам и оперным ариям. Тяжелое воздействие на ребенка оказывает грохочущая эстрадная рок-музыка. Более того, негативную реакцию порождают и звуки эстрадной музыки, которая характеризуется четкостью и однообразием ритма и высокой громкостью. Известны случаи, когда малыши буквально заставляли своих матерей покидать концертные залы и помещения дискотек. Плод в таких случаях сильно вертится, настойчиво толкает мать в живот, как бы пытаясь сказать маме: «Мне плохо и страшно в этом громком и душном месте».

С тридцать третьей недели развития ребенок избирательно реагирует на классические произведения, которые ему предлагает для прослушивания музыки. Так, например, музыка Бетховена и Брамса оказывают возбуждающее и волнующее действие, а Моцарт и Вивальди действуют успокаивающе. Ребенок не только избирателен в реакциях, он запоминает музыку и хранит воспоминания о ней всю свою жизнь. Случается, что люди узнают те или иные музыкальные произведения, которые слышали только в утробе матери. Показательна история американского дирижера Бориса Брота, который знакомясь с некоторыми произведениями в первый раз, заведомо знал скрипичную партию еще до того, как перелистывал страницу партитуры. Самому дирижеру не удавалось найти причину данного феномена. Это было похоже на чудо! Ему случилось упомянуть об этом во время разговора с матерью, которая прежде также занималась музыкой, будучи виолончелисткой. Мать просмотрела свои давнишние программы и с удивлением обнаружила, что ее сын «помнит» те произведения, которые она, беременная, разучивала...

Конечно, нет никаких оснований утверждать, что прослушивание классической музыки во время беременности послужит причиной появления на свет музыкально одаренного ребенка. Однако одно представляется очевидным: родится ребенок, восприимчивый к музыке. А это необычайно обогатит всю его жизнь.


24.02.2015
4780

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще