На стороне ребенка

Обычный случай во дворе

Типичная детская площадка, расположенная между многоэтажек. Дети мирно играют в песочнице. Мамы, бабушки и редкие папы оккупировали лавочки неподалеку, и «одним глазком» присматривают за наследниками. Сформировалось несколько групп взрослых, которые о чем-то мирно беседовали. Кто-то из родителей предпочитал не вступать в разговоры, а читал книгу или ковырялся в телефоне.

Периодически слышались короткие реплики, обращенные к детям.

- Таня выкинь это немедленно! Не тащи в рот. Потом живот болеть будет.

- Коля! Не забирай машину у Пети. Это же его машина. Просто попроси его дать тебе поиграться.

Внезапно, мирное течение жизни на детской площадке прервал громкий протяжный плач. Из песочницы вылезала зареванная белокурая девочка четырёх лет и пошла к маме, при этом она плакала так, что можно было предположить, что случилось что-то страшное.

Ее мама быстро сорвалась с лавочки и подбежала к дочке:

- Машенька, что случилось?

- Вот тот мальчик – захлебываясь плачем начала объяснять Маша - он меня жопой обозвал. Маша закончила фразу и включила звук на полную мощность.

- Какой? – поджав губы, спросила мама.

Маша показала пальцем на мальчишку лет пяти, который растерянно стоял в песочнице и наблюдал, чем закончится общение Маши с матерью. Стало понятно, что именно он автор слова, которое столь сильно ранило Машу.

Найдя взглядом обидчика дочери, мамаша, поджав губы, решительно ринулась в песочницу и схватила мальчишку за ворот рубанки. Она несколько раз легонько, но обидно шлепнула пацана губам, приговаривая: «Я тебя отучу ругаться».

Маша, видя, что она отмщена, прекратила плакать. Мальчишка, столкнувшись с агрессией постороннего взрослого человека, стоял растерянный, готовый заплакать и смотрел в сторону своей матери. Та, видя, что кто-то бьет ее сына подошла к песочнице и возмущенно обратилась к обидчице сына: «Что Вы делаете? Какое право Вы имеете бить моего ребенка?!».

Мама Маши, вылезая из песочницы, зло посмотрела на заступницу и бросила фразу: «Если не умеете воспитывать Вы, будут воспитывать другие люди». После чего взяла за руку успокоившуюся Машу и быстро ушли с площадки. Мать мальчика так растерялась от неожиданного замечания, что даже не успела ничего сказать в ответ.

Коля, так звали мальчика, который все это время держался, чтобы не расплакаться, всё-таки разрыдался. Он ждал защиты от матери, но не получив ее со всей остротой почувствовал свою беззащитность.



Как же нужно было поступить?

Эту историю мне рассказала мама Коли. Она не знала, как поступить в этой ситуации. Более того она ее усугубила. Оказывается, Коля периодически приносил из детского сада слова, которые чаще употребляют обитатели пивных и рюмочных, а не пятилетние дети. Было проведено несколько бесед с сыном по поводу хороших и плохих слов, но помогали эти разговоры ненадолго. Через некоторое время Коля осваивал новые грани «великого и могучего», и регулярно использовал эти слова в общении.

Поэтому мама, решила использовать ситуацию в песочнице в воспитательных целях. Она вела плачущего Колю с площадки домой, объясняя ему, что он сам виноват в этой ситуации, что она его предупреждала, что нельзя ругаться, а он мать не послушал и вот, что получилось.

Рассказав эту историю, она задала вопрос: «Правильно ли я поступила?». Ответ на это вопрос – однозначно нет. Нужно было безоговорочно становиться на сторону ребенка. Постараюсь объяснить почему.

Иногда достаточно одной ситуации, одного неправильного действия со стороны родителей, которое способно кардинально изменить психику ребенка. Подорвать его уверенность в себе, повлиять на его самооценку. Такие ситуации могут разрушить доверие к родителям. Ребенок может прийти к выводу, что теперь он не может положиться на родителей. Все это в итоге может сформировать комплексы, которые будут влиять на всю его последующую жизнь.

Наш пример, относится как раз к одной и таких ситуаций. Думаю, что большинство родителей сталкиваются с тем, что дети возвращаются из садика с багажом нехороших слов, а иногда и не нормативной лексики. Они не придают этим словам такого смысла, какой им придаем мы, взрослые. Поэтому дети не понимают, почему мы так драматизируем ситуацию с их лексиконом.

Когда Коля назвал Машу жопой, для него это всего лишь очередной «новый, красивый» термин, позаимствованный у детсадовских собратьев. Он не чувствовал, что он сделал нечто страшное пока Маша не подняла вой. Но даже в этом нет ничего ужасного.

А вот когда он столкнулся с агрессией против себя постороннего взрослого человека, он фактически столкнулся с ситуацией, которую он не в состоянии разрешить сам.

Поэтому он смотрел на мать, рассчитывая на ее помощь. Но матери видимо самой было неудобно перед другими мамашками и бабульками, за то, что ее сын ругается и из-за него заплакала чужая девочка.

Именно потому, что ей было неудобно перед окружающими, она проиграла словесную баталию матери Маши. Но она так и не стала на сторону сына, а решила его «добить», прочитав нотацию, о вреде плохих слов для жизни мальчика.

А как нужно было реагировать?

Нужно однозначно становиться на сторону сына и защищать его от агрессии взрослого. В данном случае неважно, кому и что он сказал. Это все вторично. Первично защитить ребенка, помочь ему в ситуации, с которой он не может справиться сам, показать, что мать, безусловно, на стороне ребенка, и он всегда может на нее рассчитывать.

Не нашлась, что сразу ответить агрессивной мамаше, ничего страшного. Хотя бы не стоило усугублять ситуацию, и не читать морали ребенку, рассказывая, что он сам виноват. Напротив, нужно было утешить, поговорить с сыном. Максимально нивелировать негативное влияние данной ситуации.

В реальной жизни родители часто ведут себя как мама Коли. Объединяются с учителями и вместе устраивают «товарищеский» суд над ребенком. Учителя часто и вызывают родителей с целью, чтобы воздействие было намного сильнее. Получается, что учителя предъявляют претензии, а родители заочно становятся на их сторону, ведь им неудобно перед учителями.

Когда мы сравниваем ребенка с кем-то, мы тоже становимся на другую сторону, демонстрируя ребенку, что он не так хорош, как нам хотелось бы.

Можно приводить еще много подобных примеров. Родителям нужно помнить, что каждый раз, когда мы становимся не на сторону ребенка, мы подрываем его уверенность в себе, доверием к нам, к родителям. А когда подорвано доверие, теряется контакт с ребенком, а соответственно возможность каким-то образом влиять на него. Плюс ко всему, подобное поведение родителей может приводить к формированию у ребенка целого спектра комплексов, с которыми он будет бороться став взрослым.

Не предавайте детей. Будьте на стороне ребенка.

Автор: Борис Литвак, директор международного тренинг-центра CROSS

--

P.S.

Как правильно воспитывать детей, чтобы избежать подобных ситуаций? Как не совершить 8 основных ошибок воспитания?

Вы сможете узнать из онлайн-марафона клуба CROSS Секреты воспитания. Уже скоро!

Пройти регистрацию на марафон>>

http://vospitanie.cross-club.ru/sekrety-vospitaniy...

11.03.2015
16623

2 комментария

26.03.2015 15:54
Только вчера столкнулась с рукопрекладной ситуацией на детской площадке. Когда заботливая бабушка мальчика В. решила что мой ребенок ущемляет первенство ее внука тем, что проворливей залазил на горку. Со словами «В. первым подошел к лесенке»схватила моего сына за руку и попыталась отчитать. Ситуация была рядовой в которой трехлетки сами между собой «договариваютс»в прцессе игры, никто никого не толкал.
Моей реакцией было то что очень активно и долго отчитывала эту бабушку чтоб не дотрагивалась к чужому ребенку, ну и сразу бросилась защищать от нее своего ребенка.
Потом до прочтения этой статьи вроде как совесть мучила-вроде она взрослая, не удобно перед ней. Зато сын меня отблагодарил улыбкой!

Несколько раз сталкивалась с подобными ситуациями и наблюдала как на такое реагируют мамы других деток. Очень жалко видеть растеряных деток которые не знают где искать защиты от огромных взрослых.
12.04.2017 21:59
Смотрите еще