Ненужные игрушки - опыт одного папы

Моему старшему, которому сейчас семь лет, я с самого рождения покупал игрушки, чуть ли не каждый месяц. Специально выискивал какие-то "особо развивающие". Или даже, как в случае с прорезывателями, покупал несколько штук сразу - вдруг один не подойдет, так хоть другой. То, что ребенок проигнорировал их все, назначив любимым прорезывателем крышку от сметаны, казалось какой-то неправильной вредностью или даже желанием нарочно досадить родителям.

А потом у меня появилось еще двое детей. И я заметил, что покупаю им игрушки гораздо реже. И вовсе не от жадности. Просто многие игрушки я теперь считаю ненужными. А те, которые нужные, в основном попадают к моим младшим не через магазины. Вот этим опытом я и решил поделиться.

ПРИМАНКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Казалось бы, очевидная вещь - нет нужды покупать специальную погремушку, если ровно того же гремящего эффекта можно добиться с помощью ложки и кастрюли. Или еще проще: хлопать в ладоши, корчить забавные рожицы или издавать смешные звуки.

Но с первым ребенком такие очевидные вещи почему-то не приходили в голову. Словно какой-то блок внутри, который гонит тебя в магазин за всеми этими шариками на палочках.

Возьмите обычное яблоко - есть и вкус, и запах, и непростая форма, и небанальная расцветка. Зачем менять все это на лысый безвкусный шарик из однотонного пластика?

Поневоле задумаешься, как хитра современная индустрия игрушек, которая создает все эти "цепляющие на раз" игрушки. Кислотные цвета, лампочки и звуки... А вспомните домашние завалы мягких игрушек-пылесборников - долго ли ваши дети играли в них? Понятно, что эти игрушки цепляют именно взрослых. Это в их суровом взрослом мире так не хватает мягкого и пушистого.

ПОДРУЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Началось это просто из вредности. На улице я часто видел, как детям запрещают... да практически все на свете. "Песок не бери, запачкаешься! Палкой не махай, попадешь в глаз!" Мне в детстве точно так же запрещали.

Поэтому своему старшему я сразу разрешил использовать и камни, и палки. И даже сам подавал "дурные примеры", которые очень радовали нас обоих на фоне прочих стерильных детей. Когда сыну было года три, в песочнице к нему подошли два мальчика на пару лет постарше, отбившиеся от мамаш, и спросили: "А что это у тебя? - Это палка! - А зачем? - А мы с папой сражаемся!" Мальчишки с завистью вздохнули: "А нам палки нельзя..."

После нескольких таких историй у меня даже возник своеобразный "проект" - создавать игры на ходу, в любой ситуации, из любых подручных материалов. Этим убивается сразу три зайца. Экономия, само собой. Но это не главное, гораздо интереснее два других зайца.

Второй: это развитие творческих способностей ребенка через творчество родителя. А что вы думали? - что игрушка сама "разовьет" ваше чадо, пока вы будете лежать на диване? Дети учатся в первую очередь от родителей. Если вы умеете выдумывать и творить - научится и ребенок. Если вам скучно - он тоже научится скучать.

Третий: подручные материалы более естественным образом включаются в жизнь - и помогают делать разные другие вещи. Никто из детей не радуется, когда ему мажут рану йодом или зеленкой. Но покажите ему, что ваткой с зеленкой можно рисовать - и процедура обработки раны окажется гораздо приятней.

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

А что если бы у наших детей оказались игрушки наших бабушек? И даже не просто игрушки, а настоящие предметы, которыми пользовались в прошлом. Окружающие магазины убеждают нас, что "современное лучше" - но так ли это?

Вы никогда не сможете объяснить ребенку, как работает электроника, на примере современных устройств - там все детали-чипы микроскопические, да еще залиты лаком. Можно купить электронный конструктор (и у нас такой есть), но это дорогая игрушка. А можно купить на барахолке буквально за копейки старый радиоприемник, где все наглядно. И он даже работает!

Раз уж мы добрались до барахолок, упомяну еще один альтернативный источник. Хотя это уже экстремально и может быть даже негигиенично. Но с другой стороны, вспомните себя в детстве - разве вас никогда не привлекали выброшенные кем-то вещи?

Люди выкидывают очень много неплохих вещей. И даже, как правило, не бросают их прямо в мусорку, а оставляют рядом, или где-нибудь на первом этаже в подъезде. Как-то раз сын, проходя мимо стойки мусорных контейнеров, показал мне лежащую там карту мира. Огромная, красивая и плотно заламинированная, она совершенно не боялась дождя. Прямо как ждала нас. Повесили на лестничной площадке. Теперь, пока ждем лифта, изучаем географию. Конечно, могли бы в магазине купить. Но "найти самому" - гораздо интереснее. Это вам любой ребенок скажет. Если конечно вы еще не приучили его к скучной идее о том, что весь мир продается в магазине.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ИГРУШКИ

Наверное, все сказанное выше прозвучит для кого-то чересчур прагматично. Да и вообще, "что за радость нашему любимому ребенку - играть в чужое старье!". Ну, тогда последний рецепт для вас: подарите ребенку игрушку, которой нет ни у кого другого. Это непростая задачка, если ваша фантазия ограничена ближайшим "Детским миром" - у соседа ведь будут те же самые игрушки с тех же однообразных полок.

Парадоксально, но в нашем советском прошлом "индивидуальность" игрушек получалась лучше. Да, выбор был бедный, расхватывали сразу, а то и вовсе не было ничего в магазинах - тогда родителям приходилось как-то выкручиваться, "доставать", а то и самостоятельно мастерить. Зато и отношение к игрушке было уважительное, без этих нескончаемых потребительских игр типа "хочу еще такую же, как у Пети!", "хочу собрать полный набор", "хочу следующую версию" и т.д.

Конечно, нет нужды возвращать времена дефицита для того, чтобы вернуть уникальность. Сделать игрушку, которой нет ни у кого, вы вполне можете самостоятельно - или вместе с ребенком, или без него, если хочется сюрприза.

Денис Хромов

12.03.2015
1185

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще