Заказать рекламу

Режим дня младшего школьника

Хочется видеть наших учеников организованными, ответственными, умеющими планировать, а значит — ценить свое время, жизнерадостными и обязательно образованными. Первый год учебы в школе - самый трудный.

Меняется весь уклад жизни, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему нужно привыкнуть. На протяжении всего урока требуется от учеников внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. Писать, рисовать, запоминать, тоже нелегко. К этим трудностям, объединяющимся в особенности физиологического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы. Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно, а не в ущерб здоровью необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Режим дня — основа нормальной жизнедеятельности ребенка, он обеспечивает высо­кую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повы­шает общую сопротивляемость организма, создает благоприят­ные условия для физического и психического развития. Неправильное чередование различных видов деятельности, сокращение продолжительности ночного сна, сокращение времени отдыха на свежем воздухе, нерациональное питание приводят к быстрой истощаемости центральной нервной системы детей, снижают работоспособность, что часто оказывается причиной плохой успеваемости ребенка.

Дорогие родители! Для сохранения здоровья и правильного развития детей продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение. Физиологической основой режима дня является выработка у ребенка динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчается выполнение всех дел, успешнее идет учеба. При соблюдении режима дня у ребенка формируются условные рефлексы. Привычка ложиться спать и вставать в одно и тоже время способствует быстрому засыпанию и своевременному пробуждению. Выспавшийся ребенок лучше воспринимает учебную информацию, объяснения учителей на уроке, быстрее справляется с приготовлением домашних заданий, его работоспособность выше.

И от того, насколько Вы организованы сами и готовы помочь ребенку: вовремя разбудить, научить делать зарядку и правильно подобрать упражнения для нее, проследить за всем распорядком дня и при этом создать положительный настрой, не встав в позу руководителя послушного робота, — зависит не только учеба ребенка, но и его здоровье. Важно помнить, что нет и не может быть универсального режима дня для всех детей. Распорядок дня ребенка должен обязательно учитывать его индивидуальные особенности и иметь некий «люфт» — то есть запас времени в соблюдении режимных моментов. Пожалуйста, поймите важность правильной организации жизни ребенка! Очень правильно поступают те родители, которые начинают приучать ребенка к соблюдению режима дня еще до поступления в школу. У малыша ведь легче выработать привычку к организованности и порядку, которая постепенно станет чертой характера. Особое значение это приобретает в том случае, если Ваш ребенок не отличается усидчивостью, умением концентрировать внимание или имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья. Как же строить режим дня первоклассника?

Утром у ребенка должно быть достаточно времени, чтобы не спеша собраться в школу. Встать с постели нужно за час — полтора до начала занятий, а занятия у первоклассников у нас в лицее начинаются в 8.30. Это время следует скорректировать в зависимости от того, как далеко от лицея находится ваш дом.У тренней гимнастике необходимо уделить не менее 10 минут. Наблюдения показывают, что дети, которые по утрам не выполняют физических упражнений, на первых уроках менее активны, медленнее включаются в общий ритм занятий. На первых порах, если ребенок еще не привык, лучше делать ее вместе с ним. Советую подобрать соответствующую музыку для утренней гимнастики, может быть, с учетом музыкальных пристрастий сына или дочери. Проверено: дело пойдет веселее и с большей охотой. Не забудьте при этом проветрить комнату.

Не все дети в столь ранний час, особенно если нет привычки, с удовольствием завтракают. В этом случае Ваша настойчивость не должна быть чрезмерной. Важнее сохранить хорошее настроение и доброе отношение между Вами. Постарайтесь подобрать из продуктов то, что ребенок съест с удовольствием. Чтобы избежать этих утренних проблем, может быть, заранее, с вечера оговорить с ребенком его утреннее меню. Можно дать с собой ребенку яблоко или банан.

Дорога в школу, если идти не торопясь, в течение 15-20 минут может стать прекрасной прогулкой. По возможности выберите маршрут подальше от проезжих дорог и позднее приучайте ребенка к выбору безопасного маршрута к дому или до остановки общественного транспорта. Вместе с классным руководителем Вы разработаете безопасный маршрут движения. И, пожалуйста, будьте примером соблюдения правил дорожного движения для Вашего малыша! Переходите дорогу только по пешеходным переходам, проговаривайте с ребенком правила перехода улиц! Когда ребенок спешит, боясь опоздать к началу занятий, то, заняв свое место за партой, он расслабляется и не может быстро включиться в работу.

Учебные занятия в школе для учащихся 7-10 лет ограничиваются 4 уроками. Каждые 35 минут (для первоклассников) или 40 минут учебной работы чередуются с перерывом-отдыхом. Для первоклассников после второго урока введен перерыв – 40 минут. На динамической паузе они завтракают, проводят физкультминутки и отдыхают.

Очень важно помочь ребенку организовать вторую половину дня. Пребывание в школе, особенно первые месяцы, когда ребенок еще только адаптируется к новому окружению и новым требованиям, весьма утомительно. Достаточно большая часть первоклассников заканчивает учебный день с признаками сильного утомления, а среди посещающих школы с углубленным изучением предметов или лицеи количество таких детей значительно больше.. Еще больше детей, у которых непривычные школьные нагрузки, недосыпание проявляются в неврозоподобных реакциях (нарушение сна, страх перед школой, учителем и т.д.). Вывод напрашивается сам: учебу необходимо чередовать с полноценным отдыхом. Утомление — закономерный результат любой работы и не должно нас пугать.

Между учебными занятиями и приготовлением уроков предусматривается 2-3-часовой перерыв, значительную часть которого дети должны проводить на свежем воздухе.

Прекрасным отдыхом и хорошим способом восстановления сил служит дневной сон. Детей, которые испытывают такую потребность, в первую очередь ослабленных, недавно перенесших болезнь, привыкших спать днем, не стоит лишать такой возможности. Врачи настаивают на обязательной организации дневного сна для первоклассников. Другой способ восстановления сил — прогулка на свежем воздухе, желательно с подвижными играми. Интервалы между приемами пищи у ребенка 6-7 лет должны быть не более 3-4 часов. Если обед у вашего первоклассника был в 13.00-13.30, то примерно, в 16.30 — время полдника. В этот прием пищи целесообразно включить фрукты, соки, молочные продукты (молоко, кефир, йогурт).

С поступлением ребенка в школу многие родители стараются определить его еще и в музыкальную школу, спортивную секцию или организовать занятия иностранным языком. Полезные и интересные занятия, конечно же, важны для развития вашего малыша. Но прежде следует хорошо подумать о том, насколько они будут посильны для ребенка. Возможно, имеет смысл перенести эти серьезные занятия на год позже, когда ваш ребенок полностью адаптируется к школе. Может быть, ограничится внеклассными занятиями, в более привычной обстановке? Кстати, эти занятия тоже не обязательны и выбираются вами добровольно. Занятия с психологом и проектной деятельностью, по возможности, я бы рекомендовала посещать всем.

Врачам давно известно, что день, проведенный ребенком без прогулки, потерян для его здоровья. Подвижные игры на воздухе способствуют росту, развитию, прекрасно снимают «учебное» утомление. Очень важно, чтобы в распорядке дня у ребенка нашлось время для его любимых занятий и игр. Ведь эмоциональные впечатления необходимы для человека.

С самого начала приучайте школьника садиться за уроки в одно и то же время. Будьте готовы к тому, что на первых порах это потребует напоминаний и строгого постоянного контроля. Старайтесь воспитывать у ребенка умение работать не только хорошо, но и быстро: первоклассник должен тратить на приготовление уроков не больше часа. Чтобы он меньше уставал, предложите ему чередовать выполнение письменных и устных заданий. Оставшееся время лучше всего использовать для второй прогулки, а также для занятий музыкой и чтением.

Во многих семьях многочасовой просмотр телепередач — обязательная составляющая вечернего времяпрепровождения. Невольно в этот процесс втягиваются и дети. Хотим предостеречь, что для ребенка столь продолжительное сидение у телевизора далеко небезобидно. Это большая эмоциональная и зрительная нагрузка, которая «съедает» у ребенка возможность общения с родителями, друзьями и ничего не дает для развития. Содержание и длительность просмотра телепередач должны регулироваться взрослыми. В учебные дни 7-летний ребенок без ущерба для здоровья может смотреть телепередачи 2-3 раза в неделю не более 30 минут. Современное телевидение не слишком щедро на передачи для детей. В тех семьях, где имеется возможность просмотра видеофильмов, необходимо подобрать специальный детский репертуар и ограничить продолжительность однократного просмотра. При этом очень важно обеспечить ребенку, да и взрослым тоже, необходимые условия для просмотра, которые избавят от излишнего напряжения зрения. Располагаться перед экраном следует на расстоянии, равном семи-восьмикратной высоте или трех-четырехкратной ширине экрана, то есть чем больше экран, тем дальше от него должны находиться зрители. В общем виде при нормальном зрении расстояние между экраном и зрителями не должно быть меньше 2 м и больше 5 м. Телепередачи лучше смотреть в слегка освещенной комнате, используя для этого настольную лампу или торшер, расположив их так, чтобы свет не попадал в поле зрения и не отражался на экране. Все это в полной мере относится и к компьютеру, который в последнее время стал привычным атрибутом домашней обстановки. Вечером просто необходимо найти время для общения с ребенком, поинтересоваться, как обстоят дела в школе, проверить, как приготовлены уроки. Не скупитесь на похвалы, даже, если успехи вашего первоклашки пока еще невелики. Если что-то не получилось, посоветуйте или помогите исправить. Будьте доброжелательны, ведь от вашего поведения тоже зависит, с каким настроением ребенок завтра пойдет в школу. А чтобы утро не омрачать суматохой, чтобы ребенок не забыл нужные вещи, приучите малыша готовить с вечера все необходимое для школы.

Спать нужно ложиться не позднее 21.00. Следите за тем, чтобы перед сном ребенок почистил зубы, умылся, вымыл ноги. И не забудьте обязательно проветрить комнату. Глубокий ночной сон, продолжительность которого определена для детей 7-летнего возраста 10 часами, является главным фактором, обеспечивающим работу центральной нервной системы и всего организма в целом.

Несколько слов о том, каким должен быть распорядок выходных дней. Утренний подъем может быть в более позднее время, особенно если в обычные дни малыш недосыпает. Когда у ребенка два выходных дня, то постарайтесь, чтобы хотя бы один из них был полностью освобожден от уроков. Если этого избежать не удается, то организуйте занятия только в первую половину дня, когда работоспособность наиболее высока. Их продолжительность не должна быть более часа. Если у ребенка существуют проблемы, связанные с учебой в школе, то имеет смысл именно в выходной помочь ребенку преодолеть их, например, потренироваться в чтении или решении задач. Но помните, во всем нужна мера. Прекрасно, если вы найдете занимательную, игровую форму для этих занятий, ведь интерес — мощный стимул для работы.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в более длительном дневном сне. В каникулы и выходные дни, основные элементы режима дня должны оставаться такими же, как и в учебные дни - максимум времени используется для пребывания на свежем воздухе.

Всего Вам доброго!


Т.А.Шевцова,
директор лицея №22 г. Орла

10.09.2014
1332

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще