Истоки детских нарушений

Известное выражение «Дети – цветы жизни» говорит о том, что ребенок вносит в нашу жизнь переживание радости, в том числе радости дарения и ощущение нашей подлинной нужности, необходимости.

Дети способны сделать нашу жизнь до конца наполненной, придать ей смысл. Но все это справедливо лишь, когда наши дети здоровы и счастливы. К сожалению, иногда надежды на счастливое материнство или отцовство остаются лишь мечтами, так как каждый родитель сталкивался с того или иного рода детскими проблемами. Это могут быть детские болезни, страхи, повышенная чувствительность, нарушения поведения, школьные неуспехи, несчастные случаи и др. Немногие родители знают их истинные причины или задумываются над ними.

Между тем существуют законы в соответствии, с которыми в семье возникают и развиваются те или иные нежелательные случаи и ситуации. Не зная этих законов, родители занимаются лишь симптоматическим лечением или вовсе ощущают собственную беспомощность в экстремальных ситуациях, связанных с детьми.

Один из главных законов состоит в том, что любой человек принадлежит к системе, так как он имеет семью, «за его спиной» стоит целый род. Непосредственная семья, а также кровные родственники ребенка из предшествующих поколений и являются той системой, к которой он принадлежит.

Второй закон состоит в том, что все члены семейной группы связаны друг с другом, как следствие на ребенка влияет та система, к которой он принадлежит.

Не зная этих законов, родители полагают, что проблемы ребенка исчезнут, если удастся его изменить, перевоспитать. С этой же целью – изменить, «вылечить» ребенка, при этом не меняя себя (свои отношения и поведение), они идут к психологу и психотерапевту.

И как бы Вам не было трудно, уважаемые родители, наш опыт системной семейной психотерапии призывает признать, что такая цель останется недостижимой, поскольку противоречит двум вышеописанным законам. А как вы помните, незнание закона не избавляет нас от ответственности, тем более что системные законы подобны космическим. В отличие от правовых законов их нельзя поменять пересмотрев.

По мнению известного системного семейного психотерапевта Берта Хеллингера 70% всех детских проблем, всплывающих на психотерапии, являются системно обусловленными и решены могут быть только системно. А остальное восходит к нарушениям в развитии.

Для того чтобы нам пойти дальше, настало время уяснить полную картину того, кто принадлежит к семейной системе, оказывающей влияние на Вашего ребенка.

Семейная система подразумевает группу людей, связанных друг с другом общей судьбой. Такая группа включает в себя несколько поколений, члены которых могут быть бессознательно сплетенными с судьбой других членов той же системы.

Ребенок, его родные и сводные братья и сестры, как умершие, так и мертворожденные. Это самый низкий уровень.

На следующем уровне находятся родители, их родные и сводные братья и сестры, включая умерших и мертворожденных.

Одним уровнем выше находятся родители родителей, иногда кто-нибудь из их родных братьев и сестер и редко – сводных.

Иногда тот или иной из прадедов. Но это бывает тоже довольно редко.

Из всех упомянутых выше особенно важны те лица, у кого была тяжелая судьба или с которыми другие члены системы обошлись несправедливо (например, при разделении наследства), или же они были изгнаны, отданы в чужие руки, презираемы или забыты.

Затем идут (часто это самые важные лица в констелляциях) все те, кто уступил в определенной системе свое место другим членам этой системы, даже если они не являлись их родственниками. Например, женщина или мужчина из прежней связи родителей и прародителей, даже если их уже нет в живых.

Отец или мать сводных братьев и сестер также входят в констелляцию. Кроме того, все те люди, потери которых обернулись выгодой для какого-то члена системы. Например, когда кто-либо получил наследство в результате ранней смерти другого члена системы или в результате того, что этот человек был лишен наследства.

К системе принадлежат и все те, с которыми обошлись несправедливо и благодаря которым кто-то в ней получил какую-то прибыль, например, наемные работники. Но это правило действует только в случае действительно огромной несправедливости и ущерба.

Если говорить о законе взаимосвязи всех членов семейной группы, то самой сильной является связь между детьми и их родителями, между братьями и сестрами, между мужем и женой. При этом члены семьи, вошедшие в систему позже испытывают на себе большее системное влияние, то есть, системная связь между родителями и детьми на родителей воздействует слабее, чем на детей.

Наиболее сильная связь образуется между лицами, вступившими в систему позже, и теми ее членами, которые уступили им свое место, особенно когда судьба уступивших свое место лиц была очень несчастливой. Например, связь, существующая между первой женой отца, умершей при родах, и его детьми от второго брака.

Таким образом, многие тяжелые психологические проблемы ребенка, а также проблемы со здоровьем возникают в семье вследствие определенных взаимоотношений, которые складываются у родных, близких и любимых людей.

Трудные взаимоотношения в семье, пусть даже они касаются только двоих, не могут не отражаться на всех членах семьи, особенно на детях. Супружеские конфликты, конфликты поколений невольно влияют на психическое развитие ребенка, на формирование его характера и личности. Вырастая, многие не помнят никакие травмирующие события, но это не значит, что их не было, и они не оказывают влияния на жизнь в настоящем.

Если семейная система не упорядочена, в ней имеются системные переплетения, то это влияние становится конфликтным, тогда ребенок оказывается обремененным разного рода проблемами.

Излагая системные законы, а значит законы функционирования семьи, мы понимаем, что для принятия этой информации необходимо особое мужество, отсутствие страха разоблачения реальности. Найти в себе такое мужество каждому из нас непросто. Но обычно то, что дается нам с трудом, легче всего решает поставленные задачи, позволяя добиться успеха и неся радость в жизни. То же, что на первый взгляд легче (это присущая всем нам привычка убегать от ответственности за происходящее) не решает задачу, создавая новый виток трудностей.

В лучшем случае легкий путь (когда мы «лечим» ребенка, но не меняем себя и свои способы взаимодействия с супругом и ребенком) убирает симптом. И как Вы понимаете, если корень или причина симптома остались, то симптом в прежнем виде или в новой форме не замедлит дать о себе знать в ближайшем будущем. Это похоже на роды. Здесь существует следующий парадокс. Во время родов легче всего напрячься, но это приносит большую боль и травмы для матери и ребенка, а труднее всего расслабиться, получив в подарок больший физический комфорт.

Если вы продолжаете читать, то Вам есть за что себя похвалить, ведь Вы нашли в себе силы и мужество открыться новой, отнюдь не очевидной на первый взгляд информации, которая может показаться жестокой. А с детства каждый из нас усвоил, что самое полезное лекарство – самое горькое.

Нашим мужественным читателям мы откроем третий закон функционирования семейной системы. Он состоит в том, что все семьи находятся в том или ином равновесии. Если же в семье есть скрытые конфликты, то такое равновесие достигается дорогой ценой. Так называемыми ответчиками являются, прежде всего, дети. Именно они «платят за родительские счета», как пришедшие в систему позже и ощущающие на себе большее системное воздействие.

Таким образом, практически все детские симптомы – это та цена, которую семейная система платит за необходимое ей равновесие. Получается, что эти симптомы сохраняют семью, позволяют другим ее членам быть вместе. Если же семья разрешит себе риск трансформации и начнет функционировать на более высоком уровне, выработав более эффективные способы взаимодействия, то ей уже не будет нужен симптом ребенка. Итак, горькая правда состоит в том, что семейной системе, прежде всего родителям, нужен (конечно же на неосознаваемом уровне) этот симптом, без него она потерпит крах, разрушится как семья.

Теперь мы хотим привести примеры той цены, которую семейная система платит за свое равновесие. Вспомните «Маленькую принцессу» Анхеля де Куатье. В центре повествования маленькая девочка, которая больна смертельной болезнью – лейкемией. Девочка живет в полной семье, у нее есть и мать, и отец. Однако родители давно уже в эмоциональном разводе, хотя и живут одной семьей. Они не способны наладить свои отношения и живут вместе как два чужих человека, которых объединяет только одно – дочь.

Эти люди обманывают себя, полагая, что вместе они ради дочери. В действительности дочь – это то важное семейное звено, которое уравновешивает дисфункциональную семью. Но для того чтобы уравновешивать эту систему девочка вынуждена заболеть столь серьезной болезнью. Её симптом неким образом наполняет совместную жизнь родителей. Они вынуждены беспокоиться (а следовательно нечто чувствовать), заниматься ее лечением. Все это создает тему для общения двум людям, ставшим чужими.

Таким образом, смертельная болезнь ребенка сохраняет семью. Одновременно данный симптом показывает, что родителям необходимо либо восстановить, наладить свои отношения, либо, если эти отношения окончательно исчерпали себя, прекратить самообман и расстаться.

Другой пример. У моих клиентов погиб единственный сын. До того, как произошел трагический случай, муж немного присутствовал в семье. Он вел достаточно энергичный и во многом беспечный образ жизни, увлекаясь женщинами. Жена к этому относилась спокойно, ведь у нее был сын, с которым она находилась в тесной эмоциональной связи. После гибели ребенка отношения его родителей поменялись в лучшую сторону.

И хотя женщина уже несколько лет пребывает в депрессивном состоянии, ухудшилось ее здоровье, фактическисемья восстановилась и обрела эмоциональную близость. Муж вернулся в семью. Он стал сопереживать супруге и теперь занят именно ею, а не другими женщинами. Таким образом, смерь сына оказалась тем уравновешиванием, которое было необходимо семейной системе. Она позволила сплотить семью, повернуть друг к другу двух важных друг для друга людей. Но цена оказалась высокой. Сын ушел, чтобы не ушел отец, чтобы он вернулся в семью.

Не только подобные трагические случаи, но и более, на первый взгляд, банальные ситуации, такие как школьные неуспехи, как правило, являются системно обусловленными. Представьте себе такую ситуацию. Симптом ребенка – плохая учеба. Вроде и причин для этого нет: у него хорошие способности, налажен контакт с одноклассниками, неплохая учительница.

Однако ребенок не делает уроки самостоятельно, а только под маминым бдительным контролем и со скандалами. Результат получается сомнительным. Ведь мама совершает действия прямо противоположные ее цели. Чем больше она берет на себя ответственность за учебу ребенка, тем менее самостоятельным он становится. Понять маму можно, так как она совершает действия, которые не может не совершать: если ребенка не контролировать появляются двойки.

У системных терапевтов не возникает вопрос «почему?». Такую маму они спросят: «Зачем Вам нужно, чтобы ребенок от Вас зависел?» Здесь может выясниться, что мать готова таким образом проводить свое время, не достигая из года в год целей, тратя свои нервы, чтобы, например, заполнять тот эмоциональный вакуум, который образуется в супружеских отношениях.

Вместо того чтобы заниматься этим вакуумом и прояснять свои супружеские отношения, она всю свою любовь и энергию переносит на отношения с ребенком. Прорабатывать супружеские отношения непросто. Поэтому отношения лучше не выяснять. Чтобы их не выяснять нужна компенсация в виде занятий с ребенком. У мамы нет никаких сил и желания выяснять отношения с мужем, ведь она так занята и так устает.

Поэтому папе ничего не остается, как много работать и мало бывать дома. Симптом ребенка – плохая учеба - уравновешивает эмоциональный вакуум родителей, создавая подобие комфорта. У супругов появляется область безопасного общения: ребенок и его школьная неуспеваемость. Неуспехи ребенка обеспечивают гомеостаз системы. Механизм здесь следующий. Чем напряженнее в супружеской паре отношения, тем тщательнее мама занимается ребенком. Чем более тщательно она занимается с ребенком, тем менее успешным в учебе он становится. Чем менее успешен ребенок, тем более стабильной становится семейная система.

Особо хочется подчеркнуть, что все сказанное выше преследует цель показать наиболее прямой и эффективный способ решения детских проблем и ни в коем случае не вселить в родителей вину, которой они и так нередко чрезмерно обременены. Напротив, от вины необходимо отказаться путем ее принятия, т.е. мужественно признать ее как неизбежное следствие жизни.

Переживание же вины и самообвинение совершенно бесплодны в эффективном решении жизненных задач. Излагаемый подход позволяет понять, что Вы, уважаемые родители, столкнувшись с детской проблемой, не беспомощны в ее решении. Именно Вы можете ее разрешить, ведь Вы ее авторы и творцы. В Ваших руках сила и выбор, которые вы можете принять либо отказаться, обрекая себя на беспомощное страдание и негодование.

На этом мы завершим первую статью. Если Вас, дорогие читатели, она заинтересовала, помогла задуматься, осознать нечто важное, то мы ждем Ваших вопросов и отзывов. Мы, в свою очередь, готовы, учитывая Ваши запросы, продолжить повествование о работе системных законов и о способах уравновешивания семейных переплетений, вызывающих симптомы у детей.


Психолог, психотерапевт
Елена Короткова

13.09.2014
951

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще