Заказать рекламу

Трудные вопросы

«Мама, а почему собачка умерла? Что такое смерть? Я тоже умру?» - рано или поздно ребенок начнет задумываться над вечными вопросами и начинает искать на них ответы.

Хочу быть курсантом

Вопрос о смерти - естественный, познавательный вопрос, который впервые обычно возникает у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Маленький почемучка, познавая мир, всем интересуется «Что такое дом? Что такое дерево? Что такое кладбище?». Смерть – это часть нашей жизни.

К вопросам о смерти человек возвращается много раз в течение всей жизни, каждый раз осознавая их по-новому. Дети не всегда адекватно воспринимают смерть, что ни в коей мере не говорит об их черствости: «Фелик вбегает в комнату: «Мама, я хочу быть курсантом: их хоронят с музыкой, - и шапка на гробу!» (К.Чуковский, «От двух до пяти»). Каждый человек стремится найти подходящее объяснение, что такое жизнь и смерть. Чуковский пишет о трехлетнем ребенке, выдвинувшем такую гипотезу: «Хоронят старых людей, - это их в землю сеют, а из них маленькие вырастают, как цветы».

Некоторые родители не знают, как разговаривать на тему смерти, потому что опасаются напугать ребенка. На самом деле, за этим скрывается собственный страх взрослых, которые для себя не ответили на этот вопрос. У верующих людей не возникает проблем, как рассказать ребенку о смерти, потому что в каждой религии есть четкое объяснение, что и как происходит после смерти.

Тем не менее, разговор будет грустным, ведь смерть - это потеря и неизбежность. Но ребенок потихоньку готовится к тому, чтобы принять эту истину. Игра в «ку-ку» (мама исчезает, а потом появляется), расставание с мамой, когда надо идти в садик или в школу – все это постепенно способствует психологическому взрослению ребенка и готовит к потерям, которые будут в его жизни.

Есть вопрос? Я тебя слушаю

Если ребенок интересуется темой смерти, не делайте страшных глаз и не пытайтесь отвлечь его от грустных мыслей. Лучше дайте ему правдивую, но доступную для понимания информацию. Объясните ребенку так, как сами чувствуете, расскажите то, во что сами верите.

С другой стороны, вы должны убедиться, что правильно понимаете то, о чем хочет спросить ребенок (чтобы не получилось как в известном анекдоте: «Папа, что такое аборт?». Папа начинает долгое объяснение, а потом спрашивает: «А где ты это услышал? – «Волны бились о борт корабля».

Что такое смерть? Прежде всего, расскажите о том, что происходит с телом человека. Объясните, что человек перестает ходить, кушать, дышать, он ничего не чувствует ни жары ни холода». Важно: никогда не говорите, что умерший человек заснул. После такого объяснения у ребенка может возникнуть страх, и он будет бояться засыпать. Обязательно скажите, что те, кто остался жить, помнят об ушедшем.

Готовьтесь, что ребенок будет расспрашивать и дальше о смерти.

Что делают с людьми, когда они умирают? Что такое похороны и кладбище? Почти во всех странах существует обычай хоронить умерших. Так поступали люди с самых древних времен. Сначала близкие прощаются с умершим, потом хоронят его в специальном месте – кладбище, куда потом приходят, приносят цветы.

Папа и мама, вы тоже умрете? Подтекст этого вопроса такой: что же я буду делать, если родителей не будет? Ребенок еще маленький, не может пока существовать один и ему нужны родители, чтобы выжить в этом мире. Главное дать понять ребенку, что в мире обычно все происходит по порядку, согласно которому дети не умирают раньше родителей, а родители уходят только тогда, когда дети уже стали взрослыми и имеют своих детей.

Лично мне помогло такое объяснение: «Человек живет на земле, пока у него есть дела. Я очень хочу вырастить тебя, чтобы у тебя появилась своя семья – у меня еще много дел, и я пока умирать не собираюсь». Ребенок должен почувствовать, что пока он маленький, родители будут его любить и заботиться.

Я тоже умру? На этот вопрос нельзя просто ответить: «Да, умрешь». Ребенку нужно понимание взрослого, и такой вопрос - это хороший повод расспросить, почему он заинтересовался этой темой, что думает и слышал. «Тебя интересует этот вопрос? Давай поговорим. Что ты знаешь по этому поводу?» Воспринимайте вопросы как предложение поговорить на интересующую ребенка тему, поделиться.

Что происходит с людьми после смерти? Дети часто задают этот вопрос. И здесь необходимо дать такое объяснение, которое соответствует Вашим представлениям об этом. Помочь может сказка, те же объяснения представлены в образной форме, доступной и понятной для детей. Например, «Сказка о водяном жуке» Дорис Стикни. (см. ниже)

Давай поплачем вместе

Когда умирает близкий человек, это всегда тяжело для всей семьи. Будет очень большой ошибкой вообще не сказать об этом ребенку или сообщить: «Твой дедушка уехал и когда-нибудь обязательно вернется». Ребенок чувствует эмоциональное состояние, в котором находятся взрослые. Поэтому насколько бы тяжело не было взрослым, маленькому ребенку необходимо об этом сказать.

Как это сделать? Можно посадить ребенка на колени, обнять и сказать: «Знаешь, я хочу сказать тебе очень грустную новость. Твой близкий человек умер». Первая реакция может быть различной. Часто дети не верят: «Ты говоришь неправду», могут кричать, проявлять агрессию. Здесь взрослому надо проявить понимание и спокойствие.

В норме это состояние непринятия должно перейти в состояние принятия. Принять смерть близкого человека, пережить горе и взрослому, и ребенку помогают ритуалы - прощание с покойным, захоронение, поминки. Часто, желая оградить ребенка от травм, родители не дают ему участвовать в ритуалах. Если родители опасаются, что после похорон ребенок будет бояться смерти, есть большая вероятность того, что эти страхи передадутся ребенку. Важно понять, что малышу необходимо помочь пережить горе (ритуалы этому только помогают) и верить, что у ребенка есть силы, чтобы справиться с происшедшим.

Не надо запрещать детям плакать, даже в такой скрытой форме: «Ты ведь, правда, большой, плакать не будешь?» Считается, что горе нужно выплакать. В обратном случае переживания могут затянуться надолго. Ребенок, видя, как другие люди плачут и переживают горе, будет чувствовать: «Я не одинок. Другие люди тоже переживают». Дети - это мудрые существа. Два человека, маленький и взрослый, поймут и помогут друг другу, если будут рядом.

На какое-то время может показаться, что ребенок остановился в развитии, ничего не хочет, ни на что не реагирует. Это нормально. Вернуться к привычной жизни ему помогают действия, которые он обычно выполняет (ходить в садик, гулять с друзьями и т.п.). Взрослый своим примером тоже может показывать, что жизнь продолжается.

На девятый, сороковой день и на годовщину вместе с ребенком вспомните близкого человека, может быть, достаньте его фотографию, приготовьте любимое блюдо. Очень важно показать ребенку, что когда человек умирает, память о нем живет в сердцах других людей, в его делах, в детях.

Большим стрессом для ребенка может явиться потеря любимого питомца – котика, собачки, хомячка. В такой ситуации от детей также не следует скрывать случившегося и быть готовым ответить на вопросы о смерти. Желательно по-своему проститься и захоронить зверушку. Не стоит говорить: «Не плачь, мы тебе купим нового». Ведь есть что-то, что мы не можем заменить, и нового питомца мы будем любить по-другому.

Но если ребенок интересуется темой смерти навязчиво, стоит задуматься, что за этим стоит. Одна из причин – тонко чувствующий ребенок (например, меланхолик). Примите это как особенность малыша и проявите как можно больше понимания и сочувствия. Задача взрослого – быть просто рядышком и говорить: «Тебе грустно, тебе жалко. И мне тоже». Дополнительную информацию можно найти в книгах. Черепанова Е. М. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку», Фитцпатрик Д. Г. «Диалог с ребенком».

И последнее. Ни в коем случае нельзя даже в шутку в разговорах с ребенком манипулировать собственной смертью или смертью других людей: «Ну что ты делаешь? Ты меня в могилу сведешь!». Это может вызвать в ребенка огромнейшее чувство вины. Ребенок способен пережить горе, если рядом есть близкий человек, но чувство вины может оказаться просто непосильным.

Сказка о водяном жуке (Дорис Стикни)

В глубине одного тихого пруда жила компания водяных жуков. Это была небольшая, но очень дружная компания. На самом дне, вдали от солнца они были заняты целыми днями, плавая над мягким илом.

Иногда они замечали, что время от времени кто-то из их компании вдруг терял интерес к тому, чем занимаются его друзья. Он начинал взбираться вверх по стеблю прудовой лилии и исчезал, чтобы никогда больше не вернуться.

«Посмотри!» - сказал однажды один жук другому. – «Как ты думаешь, куда собирается вон тот жук, который лезет вверх по лилии?» Их товарищ в это время медленно поднимался вверх, и как бы им не хотелось рассмотреть, куда тот направляется, он исчез и больше уже не вернулся.

«Это смешно!» - воскликнул один водяной жук.

«Неужели он не был счастлив здесь?» - удивился другой.

«Как вы думаете, куда он ушел?» - спросил третий. Они долго ломали над этим головы, но так и не нашли ответа.

Наконец, самый главный жук собрал всех вместе и сказал: «У меня есть идея. Следующий жук, который уползет вверх по стеблю лилии должен обещать, что вернется и расскажет нам, куда он ушел и зачем».

«Мы обещаем», - ответили все его друзья.

И вот однажды весной, тот самый жук, который предложил этот план, сам стал карабкаться вверх по лилии. Он поднимался все выше и выше и очень устал. Как только он оказался над водой, он упал на широкий лист и заснул.

Когда он проснулся, то удивленно осмотрелся вокруг и не смог поверить своим глазам. Чудесные изменения произошли с его старым телом. У него появились четыре прозрачно-серебристых крыла и длинная талия. Так и хотелось взмахнуть этими прекрасными крыльями. Тепло солнца быстро высушило его новое тело. Он слегка расправил свои крылья и вдруг почувствовал, что летит над водой. Он превратился в стрекозу.

Взмывая вверх и бросаясь вниз, кружила она в теплых лучах солнца, и на душе у нее было хорошо и радостно.

Вскоре молодая стрекоза опустилась отдохнуть на лист лилии. Каково же было ее изумление, когда прямо под собой она увидела своих старых друзей. Они сновали туда-сюда над илистым дном, точно такие же, как и она когда-то.

И тут стрекоза вспомнила об обещании: «Следующий из нас, кто взберется вверх по стеблю лилии должен вернуться назад и рассказать, куда он ушел и зачем».

Не задумываясь, стрекоза бросилась вниз, но, ударившись о поверхность воды, отлетела прочь. Теперь, когда она стала стрекозой, невозможно было вернуться в воду.

«Я не могу выполнить моего обещания», - поняла она, - «Даже если бы я и вернулась, никто из водяных жуков не узнал бы меня в моем новом состоянии. Наверное, мне просто нужно ждать, пока они тоже не станут стрекозами. Тогда они поймут, куда я ушла, и что со мной случилось».

Стрекоза легко взмахнула крыльями и устремилась в прекрасный новый мир воздуха и света.


Наталья Константиновна Таран
детский психолог

17.09.2014
511

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще