Заказать рекламу

Ребёнок становится «трудным»?

Ваш ребенок еще совсем недавно был малышом и не доставлял особых проблем. И вдруг вы замечаете, что ребёнок стал другим. Он имеет свое мнение, которое не совпадает с вашим, а его поведение оставляет желать лучшего. Разговаривает грубо, порой не подчиняется, словом – становится «проблемным».

Возникают вопросы:

  • как общаться с таким ребенком?
  • что сделать, чтобы он слушался?
  • можно ли поправить ситуацию, если вам кажется, что вы теряете над ним контроль?

Многие родители в таких случаях чувствуют растерянность. Одни пытаются восстановить контроль жесткими мерами. Другие опускают руки, считая, что уже упустили ребенка, теперь ничего не исправить.

Если начать очень жестко ограничивать ребенка, которому прежде не прививалось понятие дисциплины, то это обязательно вызовет протест, и ситуация только усугубится. Но опускать руки и потакать всем капризам ребенка тоже нельзя.

Очень важно выдерживать баланс. Это обязательно предполагает определенные ограничения, но ещё важнее построить и сохранить доверительные отношения с ребенком. Родителям необходимо постараться выдерживать упорство и последовательность. Спокойствие, внутренняя уверенность в своих требованиях и безусловное принятие ребенка – вот главный ключ к успеху.

Именно принцип безусловного принятия ребенка ставит на первое место Юлия Борисовна Гиппенрейтер, известный учёный и талантливый педагог, автор многочисленных трудов по психологии.

Безусловно принимать ребенка, любить его не за то, что он хорошо учится, помогает, слушается, а просто так, за то, что он есть! Принимать его со всеми проблемами трудного возраста, понимая и уважая его новые потребности и интересы. Ведь потребность в любви и нужности кому-то в этом возрасте становится только сильнее, несмотря на все «странности» его поведения. Эта потребность удовлетворяется, когда родители показывают ребенку, что он им нужен, что его любят.

Это значит, что, когда ребенок приходит из школы, не надо спрашивать с порога: «Что получил?», а подойти обнять, улыбнуться. В течение дня ребенку просто необходимо, чтобы его обняли, сказали слова одобрения.

Знаки внимания и безусловного принятия в переходном возрасте ребенку особенно нужны. Они помогают его психическому развитию, поддерживают эмоционально. Если же родители часто критикуют ребенка, одёргивают, ребенок слышит, что он «не такой», с ним одни проблемы, то могут появиться отклонения в поведении, эмоциональные расстройства.

Многие родители подумают: «Как же его обнимать, если он до сих пор не выучил уроки? Если на него жалуется учитель?» Взрослые уверены, что сначала – дисциплина, и только потом – хорошие отношения, а то можно испортить ребенка. Если ребенок слышит от вас только поток замечаний, требований, напоминаний, то он будет реагировать отговорками, а иногда – открытым сопротивлением. И тогда есть риск не выйти из замкнутого круга взаимного недовольства, конфликтов.

Чтобы такого не случилось, необходимо соблюдать правило: дисциплина не до, а после установления добрых отношений. Дисциплина может быть именно на основе добрых отношений.

И что же делать, не сердиться на ребенка, не ругать его? Нет, копить негативные чувства не надо, надо выражать их особенным образом. Мы должны выражать недовольство отдельными поступками ребенка, а не им самим. Мы можем критиковать действия ребенка, а не его чувства. Если они возникли, значит, на то есть основания. И, самое главное, критика и недовольство не должны быть систематическими.

Какие перемены в ребенке обычно вызывают растерянность и недовольство взрослых? Чаще всего родители жалуются на то, что их отпрыск стал грубым, раздражительным, игнорирует мнение взрослых, критикует учителей, родителей, не выполняет их требования. И что же делать?

Если реагировать спокойно, не кричать, а разговаривать с ребенком о том, что происходит, то со временем все эти трудности пройдут. Период взросления – это время, когда от системы запретов надо переходить к системе формирования ответственности за свои поступки.

Мы можем так и сказать ребенку: «Ты был маленьким, а сейчас становишься взрослым. Пора учиться брать на себя ответственность за то, что ты делаешь». Надо научиться договариваться с ребенком, учитывая его интересы и свои тоже. Объяснить, что запреты будут, и это не ваша прихоть, а необходимость. Однако достаточно, если запреты будут касаться только важных вещей: режим, сон, компьютер…

Самое главное в этот трудный период не отдаляться от ребенка, стать ему другом. Иногда родителям полезно вспомнить себя в подростковом возрасте, и попытаться понять и принять своего ребенка, ведь ему самому трудно. Во время подросткового периода многие дети испытывают личную нестабильность, стремятся проявить свою уникальность, выделиться из толпы сверстников, заслужить уважение к себе.

Особенно хорошо, если в этот период ребенок будет вместе со взрослым узнавать правильные пути, поступки из книг, фильмов, обсуждать вместе увиденное или прочитанное. И тогда вместе с родителями ребенок сможет не только преодолеть свой внутренний кризис, но и открыть в себе новые качества, сильные стороны, таланты и научиться воспринимать мир со всеми его трудностями и радостями.


Юлия Мозговая

22.09.2014
269

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще