Заказать рекламу

Слагаемые творческой деятельности

Творческие способности присущи любому нормальному ребенку – нужно лишь суметь раскрыть их и развить.

  1. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся оригинальностью и общественно-исторической уникальностью (энциклопедический словарь). Для ребенка творчество – это создание субъективно (то есть, для себя) нового.
  2. По мнению польского исследователя Матейко, сущность творческого процесса заключается в реорганизации имеющегося опыта и формировании на его основе новых комбинаций.
  3. Творчество – это успешный полет мысли за пределы известного (американский изобретатель Хилл).

Известно, что существует несколько уровней освоения программного материала (разные классификации), среди них - репродуктивный и креативный (творческий).

На репродуктивном уровне дети овладевают определенной деятельностью, приобретая знания, умения, навыки, на креативном - ребенок способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное. Но это не значит, что на начальной стадии обучения, репродуктивном уровне освоения программного материала не воспитывается у детей стремление к творчеству.

С самого первого дня стараюсь по крупицам, понемногу развивать у них целеустремленность, активность, самостоятельность, а также качества, сопутствующие творчеству: интуицию, любознательность. Детям необходимы конкретные знания для развития творческих способностей.

Например, художник должен владеть карандашом, уметь рисовать. Мы даем карандаши в 3 года и говорим «Твори!», а в Китае 20 лет учат рисовать, а когда рука уже развита, тогда – твори. В Европе сначала сама мысль, ассоциация, а потом творчество.

Развитие творческих способностей детей требует длительной, целенаправленной систематической работы, поэтому эпизодическое использование творческих заданий не приносит желаемого результата.

С самых первых занятий при изучении узлов макраме, некоторые из которых даются детям не сразу, я стараюсь развивать у них воображение и фантазию. Например, при плетении плоского узла из 4 концов нитей предлагаю представить себе норку для мышки, куда она забегает. А при плетении узла «капуцин» советую сделать количество витков равным количеству букв в имени (или соответственно возрасту автора работы).

На начальном, репродуктивном уровне освоения материала кружковцы выполняют работы по образцу, затем - по аналогии: дается образец панно или его части и предлагается изменить окончание с помощью приемов «чистый край», «бахрома», «капуцин» и т.д.

На открытом занятии «Изготовление подставки под горячее в виде дракона» - двухметровой змейки двойных плоских узлов - учащиеся самостоятельно выполнили изделие.

На первом этапе занятия дети работали над созданием образа фантастического животного: вспоминали сказки, мультипликационные и художественные фильмы, в которых есть драконы. Рисовали разные варианты эскизов драконов - с крыльями, с хвостом в виде «ангела», «самолета». Далее определяли свой образ дракона, технику выполнения работы.

Завершающий этап – воплощение замысла и защита изделия. У каждого воспитанника получился свой вариант работы, отличающийся от других, а объединяло одно: дракон был добрым. И даже имя у фантастического животного ласковое: Дракоша, мистер Доброта, Добродушный, Самый-самый…

При выполнении панно «Оберег» каждый находит свой способ расположения элементов и объясняет свое решение. Таким образом, учимся анализировать свои действия, мыслить, развиваем речь.

Вопросы задаются таким образом, чтобы ребенок размышлял, рассуждал, выбирал варианты действий. Например, при плетении каркаса абажура задается следующий проблемный вопрос:

- Какой использовать узор, чтобы было хорошее освещение?

Дети думают, какого цвета выбрать нитки, какие узлы, анализируют, сопоставляют, представляют – учатся думать.

На занятии «Составление эскиза панно с природным материалом» стимулирую к поиску нестандартных способов решения. Эскизы из композиционных узлов у каждого получаются разные по форме. Думаем, рассуждаем, чем же эта форма является наиболее приемлемой для данного материала, как отражает настроение. У детей развивается эстетический вкус, умение отстаивать свою точку зрения.

Часто на занятиях использую метод поиска вариантов. Например, выбираем объект – кашпо. Поисковая задача: предложить его новые модификации. По методу морфологического анализа выбираем две важнейшие характеристика кашпо, составляем список форм и видов и решаем, пригоден ли тот или иной вариант.

Альтернативный выбор дети делают и тогда, когда готовят сувенир по желанию (для себя, мамы, подруги, больныхдетей). Важно, чтобы ребенок выделил главное, сделал выбор и аргументировал его.

Интересна для учащихся работа над творческими проектами. Вот этапы работы над ним:

  1. Анализ проектного задания
  2. Обобщение материала
  3. Выполнение эскиза
  4. Логическое моделирование
  5. Модель

Работая над проектом, ребенок учится переносить знания и умения в новую ситуацию, видеть возможности новых функций изучаемого объекта, учится выделять проблемы. Исследовательская работа также стимулирует творческую активность детей.


педагог первой категории
Головань Татьяна Владимировна
ДворецТворчества Детей и Молодежи

23.09.2014
253

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще