Заказать рекламу

Дети и музыка: чем раньше, тем лучше

Источник:

Начались занятия в музыкальной студии. Вступительное тестирование показало типичную картину: большинство детей легко понимают эмоциональное содержание прослушанных музыкальных произведений.

Это свидетельствует об общей музыкальности тестируемых и их предрасположенности к занятиям музыкой. В то же время ритмическое чувство многих детей нуждается в коррекции, и последующие занятия в этом помогут. Чисто без фальши не могут почти все, но это самая лёгкая проблема, которая скоро будет разрешена на занятиях.

Каковы же задачи музыкальной студии?

Не хочется писать типичное: привить детям любовь к музыке. Дети и так её любят. До тех пор, пока не приступят к музыкальным занятиям. В детском саду музыка – это, прежде всего утренник, праздник, восторги родителей и их бесконечная любовь. И потому каждый ребенок, переступая порог музыкальной школы или студии, уверен, что музыку - то он точно любит. Но дети любят музыку, но не скучные занятия. А как мы, педагоги, грешим этим! Усадим их за стол и рассказываем о недоступных для детского мышления сложных абстрактных явлениях: интервалах, аккордов и при этом просим тишины, дисциплины и качественного усвоения материала. Разочарование испытывают многие дети и вскоре бросают занятия.

По данным современным психофизиологов в период формирования мозга (до 7-9лет) работает в основном правое полушарие, которое позволяет воспринимать мир непосредственно, образно и целостно. А методы обучения ориентированы на левое полушарие, отвечающее за логику. Это влечёт проблему мотивации – дети теряют природный интерес.

В книге Джона Холта «Залог детских успехов» приводится пример одного научного эксперимента. Его суть состояла в том, что детям показали бумажные веера и спросили, могут ли они делать такие же. Дети сказали, что могут и тут же сделали веера. Затем женщина медленно и подробно изложила им инструкцию по технологии изготовления. И попросила ещё раз изготовить веера. Дети не смогли, несмотря на то, что женщина подходила к каждому и напоминала то, что дети только что делали. Она обращалась к логике, рациональному началу и это привело к обратному результату – дети то ли разучились, то ли не захотели сделать то, что давно умели.

Вместе с тем, природа дала детям органичный способ познания мира и себя в нём – игру. Роль музыки в процессе познания мира трудно переоценить. Она словно специально создана для игры, непосредственного творчества, и даёт столько поводов для радости, праздника и детского веселья! И в то же время способствует стремительному развитию интеллекта. Об этом мы уже сообщали на страницах нашего журнала в предыдущих статьях, посвящённых музыкальному воспитанию.

Игра – это принципиальный авторский метод изучения теории, истории музыки, который будет применяться на занятиях в студии. Подобный метод позволит в буквальном смысле играючи справиться со сложными заданиями, избавиться от ненужной зубрёжки, что, по мнению психологов, окончательно убивает в детях творческое начало. Играя в сказочные игры, на уроках сольфеджио будем учиться чисто петь, выучим ноты, освоим азы игры на фортепиано. А какое изучение музыки без пения? На уроках сольфеджио помимо постановки голоса и дыхания дети научатся чёткому артикулированию звуков и сами собой разрешаться многие логопедические задачи. При этом в каждом обучаемом ребёнке незаметно произойдёт коррекция и других некоторых нежелательных особенностей. Например, недостаток ритмического чувства – явление широко распространённое в наши дни корнями уходящие в медицинские, генетические и экологические проблемы. Для музыкального педагога это свидетельствует о возможной плохой координации движений и затруднениях, которые ребёнок будет испытывать при обучении игре на каком-либо музыкальном инструменте. Эту проблему во многом разрешат уроки ритмики,которые подготовят двигательный аппарат ребёнка, снимут зажатость плеч, рук, пальцев. Ко всему прочему в подвижных играх ребёнок поймёт значение длительностей нот.

Каждый родитель мечтает, чтобы судьба ребёнка сложилась успешно. Где научиться успеху? Ответ однозначный – в игре. Психолог Владимир Леви так и сформулировал: «В жизни выигрывает тот, кто играет». Азарт игры позволяет владеть ситуацией, робкого делает смелым; успех окрыляет, самооценка возрастает. Музыкальный театр – обязательная составляющая музыкального воспитания в нашей студии.

Уроки сольфеджио, ритмики, музыкального театра входят в комплекс единого занятия продолжительностью один час. «Слишком длинный урок», подумают некоторые из читателей. Практика показывает обратное: если на уроке одна игра сменяется другой, если это увлекательно, то дети времени не замечают, ведь игра – это то, чем они могут заниматься бесконечно.

В группах не более 6-ти человек. Это позволит оптимально решить ролевые задачи на занятиях, и в то же время уделить внимание каждому ребёнку. Основные этапы формирования навыков у обучаемых детей будут сняты на видеокамеру с тем, чтобы зафиксировать процессы обучения. Это необходимо для показа авторского метода на педагогических конференциях в разных городах страны.

В дальнейшем планируем обучение игре на музыкальных инструментах (по желанию) у ведущих педагогов города, увлекательные уроки по истории музыки. Из практики знаем, что многие родители, а также бабушки и дедушки, присутствующие на уроках вовлекаются в процесс изучения теории и истории музыки, восполняя пробелы в собственных знаниях.


Ольга Камозина
педагог семейного центра "Деточки"

23.09.2014
664

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще