Телевидение меняет образ жизни ребенка

Помимо высоких миссий, которые декларируют телекомпании, стоит помнить, что детское телевидение является перспективным бизнесом, местом вложения денег, способом приучить аудиторию к определенному режиму просмотра и формату программ.

Влияние телевидения на развитие детей

Специалисты по детству с тревогой отмечают, что все большее число детей растут (живут, взрослеют, развиваются) перед экранами телевизоров и компьютеров. Последнее поколение получило название «экранного». Экран стал существенным средовым фактором для детей, которые намного больше проводят перед экраном телевизора и компьютера, чем в общении со взрослыми. Вместо лиц они видят экран. Экран становится основным проводником ребенка в мир, диктует законы и предлагает модели поведения детям, у которых еще нет критического отношения к миру. Обучение построено на имитации и прямом копировании того, что они видят перед собой. Как и герои большинства мультфильмов и фильмов, содержащих элементы эксцентрики и преувеличений, наши дети приобретают повышенную возбудимость, синдром гиперактивности, зависимость от внешних факторов, готовности отвлечься от первоначального замысла.

Одно из последствий такой атаки на детское воображение- задержка эмоционального развития. Дети привыкают воспринимать информацию с экрана в «чистом виде», без переживаний и сопротивления, без эмоций, на которые просто не хватает времени из-за быстрой смены кадров. Они растут холодными и равнодушными -такими, какими сегодня являются телевидение и компьютерный мир. Осовремененному Каю вместо льдинки вживлен «чип равнодушия».

Вчерашние дети имели возможность изучать мир самостоятельно. Они разглядывали жуков на прогулках, гладили кошек и дразнили собак, строили из листьев и палочек домики, придумывали города из желудей и цветных стеклышек. Чтобы развивалось воображение ( самое важное приобретение в дошкольном возрасте), нужно, чтобы детям немного не хватало игрушек. У нынешних детей формируется клиповое мышление «экранного поколения»: задержка развития на этапе непроизвольного внимания, образного, конкретного мышления. Экран приучает детей получать все без труда, без волевых усилий. Не дети манипулируют предметами, а предметы детьми. Помимо того что современный ребенок не учится мечтать и фантазировать, он перестал играть в ролевые игры со своими сверстниками, что способствует деперсонализации. Сегодня дети ориентируются не на поступки героев, а на их внешность. Их занимают не хорошие, добрые герои, которые совершают достойные поступки, а красивые и «навороченные» («богатые и успешные»). Броские, яркие, экспрессивные, гиперактивные и навязчивые персонажи вытеснили умных, пытливых, скромных, трудолюбивых,смелых спасателей,покровителей, защитников и строителей…

С экрана, как и в жизни, исчез целый ряд важных ценностей, которые позволяли оптимистично смотреть в будущее: дружба, взаимопомощь, творчество. Оптимизм вчерашних тружеников сменился неврозом сегодняшнего потребителя.


Зенькова Г.М.
психолог высшей категории
медицинский центр «Здоровый малыш»

23.09.2014
634

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще