Заказать рекламу

Учиться никогда не рано

«Моему ребенку четыре месяца. Не пора ли начать обучение счету?» «Годовалая дочь моей подруги уже знает практически все буквы, а моя такими успехами похвастаться не может. Какие развивающие методики лучше использовать, чтобы научить ее читать?»

Подобные вопросы все чаще появляются в специализированных родительских журналах и на форумах в сети Интернет. И хотя представители старшего поколения посмеиваются над такими высказываниями, а порой выступают резко против перегрузки малышей, в последнее время многие психологи склоняются к тому, что для ребенка очень полезны разнообразные развивающие занятия. Причем, чем раньше к ним приступить, тем более значительного эффекта можно добиться.

«МИРР» начинается с кроватки

Уже в первые недели жизни, научившись фокусировать взгляд на предметах, малыш внимательно рассматривает все, что его окружает. Павел Викторович Тюленев, автор Методики Интеллектуального Развития Ребенка (МИРР), предлагает не терять это ценное время, а рационально использовать его для воспитания будущих склонностей ребенка.

Тюленев рекомендует мамам заполнить основное «обучающее» пространство новорожденного – кроватку и стены возле нее – полезными для малыша изображениями: репродукциями шедевров живописи, или, например, математическими формулами. По мнению автора методики, разглядывание хороших картин может буквально с пеленок воспитать у ребенка прекрасный художественный вкус, а «изучение» малышом формул из курса высшей математики способно облегчить освоение этого предмета в студенческие годы.

Многим известно, что еще в детской комнате известной женщины-математика Софьи Ковалевской вместо обоев стены были оклеены конспектами лекций выдающихся русских математиков, а родители теннисистки Мартины Хингис с самого рождения подвешивали над кроваткой у дочери теннисный мячик, а чуть позже демонстрировали такой мяч с изображением букв и цифр (так девочку учили читать и писать).

Словом, здесь можно дать волю фантазии. По утверждению Тюленева, главное, о чем нельзя забывать, подбирая первые развивающие «пособия» для малыша – это то, что все они должны быть действительно информативными. Родителям необходимо избавить кроху от рассматривания унылых обоев, позаботься, чтобы его не отвлекали бессмысленные яркие узоры на пеленках, шторах и мебели.

Лучше снабдить малыша открытками или картонными карточками с буквами алфавита, иероглифами или, например, изображениями животных с короткими подписями. Можно положить все эти «пособия» в кроватку спящего ребенка, вот он обрадуется при пробуждении! Ведь обычно именно в это время малыши настроены наиболее серьезно и «созерцательно».

Всем родителям 5-7месячных детей Тюленев рекомендует приобрести магнитную азбуку, и ежедневно давать малышам играть этими буквами: перебирать, ощупывать, прикреплять их к металлической поверхности. Чтобы карапузу было проще сосредоточить внимание на азбуке, лучше убрать из кроватки все остальные игрушки.

По мнению Тюленева, интеллектуальному развитию крохи очень помогает прослушивание песен. Причем, совсем не тех, которые традиционно считаются детскими, наоборот, хорошая песня для ребенка должна быть по-взрослому серьезной, содержать какую-нибудь задачу, проблему и иметь ярко выраженный сюжет.

Излишне говорить, что обучающая песня не может перегружать слух малыша громкими, негармоничными звуками, а слова в ней должны быть только на понятном ребенку языке. Для таких целей, как утверждает автор методики, лучше всего подходят песни военных лет, баллады, эпос.

Результаты использования системы «МИРР» Павла Викторовича Тюленева впечатляют всех: им разработаны программы, позволяющие научить ребенка «Читать раньше, чем ходить», «Знать ноты раньше, чем ходить», «Считать раньше, чем ходить» и многому другому.

Модное слово – «Монтессори»

Все чаще в последнее время звучит имя этой выдающейся итальянки: малышей приглашают в детские сады, работающие по системе Монтессори, родители указывают в числе пожеланий к няне своего ребенка знаниеМонтессори-методики и т.д. Но, к сожалению, далеко не все мамы и папы хорошо представляют себе, что это такое – педагогика Монтессори?


Мария Монтессори была необыкновенным человеком: благодаря своей настойчивости, в 12 лет она была принята в техническую школу для юношей (девушкам такое обучение было запрещено), а затем стала первой в Италии женщиной-врачом. Именно во время работы с больными детьми Мария поняла, что многие из них могли бы развиваться гораздо лучше, если бы педагоги уделяли им больше внимания.

В поисках идеальной модели обучения Мария Монтессори стремилась освоить передовые психологические теории того времени: дружила с основателем генетической психологии Жаном Пиаже, переписывалась с дочерью Зигмунда Фрейда детским психологом Анной Фрейд. Совмещая взгляды разных ученых с результатами своих наблюдений, Монтессори создала уникальную систему помощи малышам в освоении окружающего мира.


Чтобы ребенок не чувствовал себя бессильным среди больших и неприспособленных для него вещей, взрослые должны ему помогать. Именно помогать, а не делать все за него. Ведь запрещая малышу трогать окружающие предметы, мы ни добьемся улучшения его координации движений, ни добавим ребенку веры в его силы, а лишь укрепим зависимость малыша от нас, взрослых.

Поэтому Монтессори предлагает позволить детям делать все, чего требует их созревающая самостоятельность: развязать шнурки на своих ботинках, застегнуть пуговицы, или, например, помыть после еды свою посуду. Вместо привычных в обыденной жизни слов: «Не лезь! Ты еще маленький! Ты не умеешь!» в Монтессори-группе ребенок скорее услышит: «Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этим».

Приходя на занятия, малыш попадает в подготовленную среду, где все предметы, которые привлекают внимание ребенка, находятся в пределах досягаемости – на высоте его роста. Тщательно продумав и подобрав все эти пособия, педагог уже позаботился о безопасности малыша, и в дальнейшем ему не придется постоянно вмешиваться в занятия ребенка, чтобы оградить его от травмы, пореза или ушиба.

А у маленького человека закрепляется понимание того, что он все делает сам! Роль взрослого заключается в том, чтобы расположить все необходимые предметы в определенном логичном порядке и поддерживать его. Фактически, единственное правило, которое ребенок должен усвоить на Монтессори-занятиях: «Взял вещь, поработал с ней – положи на место».

Следовать этому правилу для малыша не так уж сложно – от 0 до 3 лет дети наиболее восприимчивы к усвоению порядка во всем: в режиме дня, в общении со взрослыми, именно в это время запускаются «внутренние часы» ребенка. Из всего разнообразия предметов, которые окружают малыша, складывается уменьшенная и безопасная модель большого мира. Ребенок сам выбирает себе дело по интересу, а взрослый только предлагает ему удобный способ справится с заданием.

По мнению Марии Монтессори, сама по себе любознательность малыша дает настолько сильный импульс к обучению, что ребенок не нуждается больше ни в каких стимулах (ни поощрениях, ни наказаниях), надо лишь не давать угаснуть его интересу, вовремя «подпитывать» новыми впечатлениями.

Даже самый шаловливый малыш должен знать, что его любят и хотят помочь найти увлекательное дело. Тем более, бессмысленны наказания за нечаянные проступки малыша. Если, например, во время занятий с водой ребенок уронил и разбил кувшин, то он и сам в состоянии прочувствовать результаты своей неловкости. Как правило, малыш расстраивается и пытается больше не допустить такую оплошность.

Развивающие упражнения, разработанные Марией Монтессори, неизменно приводят в восторг малышей. Начинать занятия по этой методике можно уже с годовалым ребенком. Самое приятное, что такие упражнения больше всего похожи на увлекательные игры, и для них не нужны специальные дорогостоящие приспособления.


Например, первым и самым простым опытом вашего малыша в освоении окружающего мира может статьпересыпание крупы. Для этого вам понадобятся две емкости (тарелки, миски, пиалы), одна из которых наполнена крупой или горохом. Карапуз очень заинтересуется, когда вы покажете ему, как с помощью ложки или вручную можно постепенно перекладывать горох из одной миски в другую. Его привлечет звук, с которым сыпятся горошины и сам вид этого процесса.

Освоив такое нехитрое занятие и выполняя его самостоятельно, ребенок будет развивать свою тактильную чувствительность, тренировать координацию движений и пространственное восприятие. Единственное, чего стоит опасаться, – это попадание мелкой горошины или крупинки в ухо или в нос малыша, поэтому маме увлеченного игрой ребенка надо внимательно наблюдать за ним.


Одно из самых известных Монтессори-упражнений – окрашивание воды. Для этой забавы вам с малышом пригодятся несколько баночек, чистая вода и любые краски. Капните в емкость с водой немного краски, например, синей. Пусть ребенок понаблюдает за тем, как прозрачная жидкость окрашивается синим цветом, как он равномерно распределяется по воде.

Затем часть «синей» воды можно перелить в другую баночки и разбавить чистой, обратите внимание малыша на то, как вновь меняется цвет жидкости, становится более бледным. Внимательно наблюдающий ребенок может предложить свой вариант манипуляций с водой и красками: смешать в одной банке разные цвета, долить полученную смесь в воду с еще одним оттенком. Результат каждый раз будет новым, интересным, и, подключив фантазию, карапуз может долго создавать разнообразные сочетания цветов.

Масару Ибука: советы непрофессионала

Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно», никогда не был профессиональным педагогом. Имя этого человека стало известным благодаря его участию в создании фирмы Sony, где талантливому инженеру и изобретателю пришлось продемонстрировать свои интеллектуальные и организаторские способности.

Видимо, жизненный успех Масару Ибука и внушает доверие миллионам родителей, с которыми выдающийся японец решил поделиться своими размышлениями о воспитании детей. Суть его теории проста: именно до трех лет, когда человеческий мозг развивается наиболее быстро, малыш лучше всего приспособлен к усвоению разнообразных навыков и знаний.

Следовательно, родители оказывают своему чаду медвежью услугу, если стараются до детсадовского возраста не утруждать ребенка никаким обучением (успеет еще, пусть пока погуляет и т.д.) Такой взгляд, по мнению Ибука, ошибочен хотя бы потому, что до трех лет малыш не испытывает сильных перегрузок от какой бы то ни было полезной информации, наоборот, учится ребенок буквально играючи.

Освоение иностранных языков, обучение игре на скрипке, тренировка по различным видам спорта – все это удается крохам гораздо легче, чем тем, кто решил приступить к таким занятиям позже. О результатах раннего обучения говорят приведенные автором примеры: мальчик, родители которого регулярно беседовали с ним и между собой на английском языке, уже в полтора года говорил на нем бегло и уверенно. Ибука сожалеет о том, что сам начал изучать английский только в школе и, упражняясь вот уже несколько десятилетий, так и не смог освоить его в совершенстве.

Любопытно, что такое блестящее обучение в юном возрасте связано, в первую очередь, с колоссальными возможностями памяти малыша. Ученые доказали: дети школьного возраста могут точно повторять информацию, которую получили в младенчестве, воспроизводя даже ошибки взрослых. Например, если ребенок фальшивит, напевая незатейливую песенку, услышанную в детстве от мамы, то, скорее всего, у матери был неразвит музыкальный слух, и она сама искажала мелодию.

А значит, малыш лишь безошибочно повторил эти искажения. Ведь от рождения до трех лет дети не знают, что правильно, а что неправильно, они лишь имеют представление о том, с чем уже сталкивались. Именно поэтомуИбука не рекомендует матерям, начисто лишенным музыкального слуха, петь своим малышам и, соответственно, передавать им свои ошибки в воспроизведении мелодии – пусть лучше ребенок слушает качественно исполненную музыку на диске. Это же относится и к обучению другим искусствам.

Если родители хотят воспитать в ребенке талант, не присущий им самим, значит, необходимо привлечь специалиста (художника, хореографа, или, например, химика), действия которого могут послужить достойным примером для формирующихся навыков малыша.

Ребенок может и готов учиться всему, поэтому взрослым стоит творчески подойти к этому вопросу и дать волю фантазии: произведения литературных классиков, диски с развивающими компьютерными программами, открытки с изображениями архитектурных шедевров, аудиозаписи английской, китайской или польской речи – все это способно пробудить интерес у малыша и помочь ему вырасти гармоничным, интеллигентным человеком.


Надежда Бешкова
журнал для родителей «Семь нянек»

24.09.2014
400

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще