Дар Марии Монтессори

Марию Монтессори знают во всем мире как гения в педагогике. Гении – это те, которые в своем стремлении к истине ломают устаревшие правила, они способны шагнуть далеко вперед за рамки и ограничения социальных и научных догм своего времени.

Гении помогают человечеству достичь больших высот, стать людям более счастливыми. Мария Монтессори и поныне остается выдающимся мировым авторитетом в области раннего развития и воспитания. Благодаря своим прозрениям в понимании детства, она пришла к открытию новых методов обучения, диаметрально противоположных тем, что были приняты в прошлом веке и живущих по инерции в нашей стране и сейчас. Ее методы и подходы к воспитанию и образованию уже в течение века являются передовыми и ведущими во многих странах.

Однажды, серьезно заболев в детстве, она сказала своей матери: «Не бойся, мама… Я не могу умереть. Мне слишком многое предстоит сделать». И ее слова стали пророческими, Мария Монтессори действительно очень много сделала для человечества.

Кто-то давно сказал: устами младенца глаголет истина. И это подмечено правильно, ведь ребенку открыт замысел существования, суть происходящего, благодаря интуитивному видению, свойственному правополушарному мышлению. То, о чем мечтают и утверждают дети, очень часто сбывается в их жизни.

Как известно, раннее детство характеризуется правополушарным мышлением, человеческая логика и интеллект еще не успели сформироваться. Но никто, даже самые близкие люди, не вправе «строить» или «лепить» ребенкана свой вкус и лад, делать из маленького человека то, что им кажется наилучшим для него. В наших генах и в наших полевых структурах запечатлен наш генеральный план развития, как в желуде запланирован дуб.

И каждый ребенок от рождения обладает своим собственным индивидуальным высшим потенциалом, реализовать который он может только в процессе саморазвития. Внутренняя программа наших талантов и способностей разворачивается самостоятельно, когда человек получает любовь, заботу и внимание с самых первых дней своего существования в этом мире, еще задолго до своего рождения, подобно тому, как раскрываются под лучами солнца лепестки прекрасной розы в саду, или как разворачиваются галактики в бескрайних глубинах вселенной.

Теперь известно, что ребенок с момента зачатия обладает впитывающим разумом, он не успел еще надеть на себя «матрицу» общественной морали, логики ложных истин, которую с годами надевают на человека окружающее общество, средства массовой информации, господствующая система взглядов, правил и догм.

“Я сам!" – это требование развивающейся жизни. Кому не знаком этот постоянный возглас здорового маленькогоребенка? Тем не менее, мы видим, как он нуждается в том, чтобы родители и воспитатели помогали ему научиться, как это сделать самому. Мы, взрослые, должны всегда с терпением и пониманием предоставлятьдетям возможность стать самостоятельными и независимыми. Всякий раз, когда мы делаем за ребенка то, что он должен сделать сам, мы ограничиваем и задерживаем его развитие, отбираем его победу, препятствуем исполнению его жизненного плана, портим его характер и судьбу.

С 1898 по 1952 годы Мария Монтессори дарила миру свои достижения, которые явились революционными открытиями в системе воспитания и образования. Во всей ее богатой и плодотворной деятельности глубоко проявилась великая мудрость, бережное отношение и уважение к детям и к самой жизни. Революционным и по настоящее время остается ее утверждение о том, что главное дело учителя и наставника детей - не назидание-научение, а умение наблюдать и понимать ребенка, дать своевременно необходимое и лучшее для развития и роста, «оставить его в покое», когда он трудится над собой.
Наблюдая за здоровыми играющими детьми, мы обнаруживаем, что ребенок счастлив, когда он свободен в своем мире, когда ему позволено действовать в окружающем пространстве и работать своими руками. Именно так мы – взрослые, способны оказать истинную помощь развивающейся жизни - своему ребенку, чтобы он использовал все ресурсы и все имеющиеся у него способности в процессе удовлетворения потребности саморазвития и самореализации, в процессе становления человеком.

Величайшая заслуга Марии Монтессори и наша благодарность ей - за создание Монтессори-материала. С огромной заботой и с научной точностью Мария Монтессори кропотливо в течение сорока лет разрабатывала этот материал, который теперь называют «золотым». Большинству детей взрослые предоставляют игрушки, которые вызывают к себе кратковременный интерес или вообще не интересны для детей.

Мария Монтессори обнаружила, и мы постоянно в этом убеждаемся, что дети действительно предпочитают игрушкам работу с развивающими предметами. Кроме того, для организации Монтессори - уроков мы можем всегда использовать многие имеющиеся у нас в доме предметы, а так же приобрести и сделать новые. И на это не требуются большие затраты.

Движение — закон существования и развития ребенка

Мария Монтессори всегда подчеркивала, что законом существования ребенка является независимость и движение. Маленькие дети “никогда не сидят неподвижно", “везде лезут", и часто их бесстрашные исследовательские подвиги являются причиной многочисленных беспокойств и тревоги их мам.

Велика потребность ребенка в движении. Развитие ума и даже рост самого мозга стимулируется и усиливается благодаря движению. Вся двигательная активность является продуктом очень сложной симфонии совместного действия мускулов, нервов, зрения и мозга. Но в новорожденном человеческом существе еще нет гармонии. Мускулы новорожденного такие же некоординированные, как и мозг и нервная система, они еще не полностьюразвиты.

Все движения ребенка побуждаются его разумом и несут в свою очередь стимулирующее развитие нервной системе. Со временем, благодаря практическому усовершенствованию, движения становятся все более точными, плавными, координированными. А если свобода деятельности ребенка подавляется или ему не предоставлены достаточные возможности для тренировки координации и усовершенствования движений, то тем самым подавляются его умственные и интеллектуальные способности, препятствуя раскрытию его высочайшего потенциала развития.

Мария Монтессори увидела и показала, как просто, естественно и разумно развитие двигательной координацииребенка достигается через упражнения, помогающие освоить навыки практической жизни. А умение обслужить себя, умение действовать способствует формированию самостоятельности и независимости у маленького ребенка, обеспечивает высокую самооценку, уверенность в собственных силах, так необходимые каждому человеку для самостоятельного и успешного жизнетворчества на его жизненном пути.

Воспитание чувств и их роль в развитии

Чувства также играют жизненно важную роль в развитии ребенка. Он ощущает, пробует на вкус, рассматривает, осязает и слушает все, с чем сталкивается в этом мире. Ребенок, лишенный возможности исследования и совершенствования чувств, обусловлено ли это биологическими причинами или же окружающей обстановкой, будет ограничено развиваться, так как никогда не сможет в полноте оценить богатство и красоту всей жизни. Он будет лишен чувственных стимулов, необходимых для максимального ментального развития.

Уроки сенсорного различения очень важны для маленького исследователя. С помощью специальных материалов и уроков ребенок приобретает возможность экспериментировать с качествами и свойствами предметов, их отношениями и размерами. Это дает ребенку возможность получать и использовать богатую чувственную информацию, которая в свою очередь стимулирует процессы познания, изучения и различения. Так мы помогаем ему распознавать впечатления, понимать, реагировать и гармонично осознанно действовать в его развивающемся живом мире. Таким образом развивается интуиция ребенка – чувствознание.

Помогая развитию моторной координации и сенсорной сферы, уроки Монтессори дают еще и возможность ребенкус очень раннего возраста спонтанно развить в себе хорошие привычки в работе, учат завершать начатое дело, формируют чувство ответственности и самодисциплину.

Важность ранних детских лет

При правильном использовании системы воспитания, открытой и разработанной Марией Монтессори, можно помочь каждому ребенку достичь одновременного воспитания его разума и сердца, потому что ребенок, чьипотребности в саморазвитии и освоении окружающего мира любовно и заботливо удовлетворяются, становится уравновешенным, активным и деятельным, доброжелательным и отзывчивым, открытым и искренним со всеми окружающими его взрослыми и сверстниками.

Эти дети и взрослые в дальнейшей жизни отличаются своей большей толерантностью, терпимостью к недостаткам других людей и в трудных ситуациях. Они становятся менее эгоистичными. Из них вырастают креативные, творческие и незаурядные личности. Известно, что даже в периоды кризисов и мировых потрясений эти люди никогда не оказываются безработными и всегда остаются востребованными.

Процесс психологического исцеления Мария Монтессори назвала нормализацией. Но важная тайна этого чуда – нормализации состоит в том, что нормализовать ребенка может только тот взрослый - учитель или родитель, который сам неизменно стремится к психологическому самоисцелению, гармонии с самим собой и окружающим миром, кто способен учиться у ребенка и видеть в его проблемах отражение собственных несовершенств. Ведь воспитание ребенка начинается с момента его зачатия, в первую очередь, посредством впитывания. Нерожденный человек неосознанно впитывает все, что его окружает: и характер и привычки своей мамы, и все, что он получает из внешнего мира.

“Мы никогда не должны забывать, что человек развивается не только в университете, но его ментальный рост начинается задолго до его рождения и продолжается с величайшей интенсивностью первые три года его жизни. В этот период, больше чем в любые другие, необходимо обязательно активно заботиться о нем. Если вы следуете этим правилам, ребенок взамен тяжести существования покажет нам сам, как величественна и наиболее утешительна природа чуда!".

Помощь ребенку в течение первых лет жизни заключается не только в воспитании и формировании его привычек, воли и интеллекта. Растущий маленький человек нуждается в бдительной защите, защите от всего, что может стать бременем в его психике и характере. Огромный объем и плотность информации, льющейся с экранов телевизоров, ее негативное содержание и разрушительная направленность несомненно загружает его подсознательную память, отягощает психику ребенка и впоследствии негативно программирует его жизнь. Поэтому нам, любящим взрослым, истинные педагоги и врачи настоятельно рекомендуют отказаться от просмотра телевизора до тех пор, пока ребенку не исполнится 6 или 7 лет.

Науке сейчас так же известно, как разрушительно влияет на психику, а значит, и здоровье ребенка, дисгармоничная музыка, рок, джаз, блюз и др. С нашей стороны не такая уж это большая жертва – оградить ребенка от негативного разрушительного воздействия, когда мы знаем, что это, несомненно, оправданно и даст благие результаты. Это освободит нас в будущем от множества хлопот и проблем в воспитании нашего ребенка, и конечно, будет способствовать его здоровью и гармоничному развитию.

Впитывающий ум

“Открытие, что ум ребенка способен впитывать важные непосредственно для него образы и результаты, является революцией в воспитании. Мы можем сейчас легко понять, почему первый период в человеческомразвитии, в который формируется характер, является наиболее важным. Ни в каком другом возрасте ребенокне имеет такой величайшей нужды в интеллектуальной помощи, и любые препятствия, которые затрудняют его творческую работу, уменьшат вероятность достижения им совершенства".

Скорость, с которой происходит развитие, является феноменальной и она может быть неограниченной, если использовать впитывающий ум и правильные методы. Ребенок, не прикладывая усилий, впитывает буквально все, что находится в его окружении, отпечатывая в сознании, словно на фотопленке. Но впечатления, которые он воспринимает, не просто входят в ум — они формируют его. Личность, посредством исследования, всецело сливается с процессами творения себя самой, и ребенок, благодаря своим экспериментам в материальном, физическом мире, продвигается шаг за шагом от неосознанного ума к сознающему разуму.

Это не происходит автоматически или механически. Удивительно, что скрытая внутренняя работа происходит спонтанно и посредством так называемых детских “сенситивных периодов"- периодов повышенной чувствительности и восприимчивости сознания к определенной сфере человеческого опыта, навыков и знаний. Мария Монтессори описала эти сенситивные периоды и показала, что взрослые, наблюдая за ребенком, должны видеть, в каком периоде находится ребенок и обеспечить его всем необходимым для данного этапа саморазвития. Иначе упущенные возможности останутся невосполнимой потерей для развивающегося сознания.

Ребенку необходим порядок

Мария Монтессори обращала внимание взрослых на тот факт, что ребенок непрестанно, по мере освоения окружающего мира, старается подвести этот непонятный для него мир, к некоторому виду порядка и организации. Он строит себя из элементов своего мира, поэтому его окружению необходимы порядок и стабильность. Мы можем помочь ребенку своим старанием организовать его окружение и сохранить, насколько это возможно, основной ритм и порядок его жизни.

Этому поможет четкая и упорядоченная обстановка в доме и в комнате для занятий, определенное постоянное время для ежедневных уроков, четкий режим и распорядок дня. В этом случае ребенок получает возможность чувствовать себя уверенно и безопасно, а так же планировать свое “рабочее время". Период между 9 и 12 часами – является наиболее подходящим для монтессори-уроков.

Вы — учитель

Важно помнить, что цель наших уроков с ребенком - не только усвоение специальных навыков, но также помощьребенку совершить духовное открытие: "Я могу!". Взрослые призваны помочь детям вселить уверенность в себя, в свои силы и способности решать свои собственные проблемы и задачи.

Мария Монтессори учила: когда ребенок делает ошибки в работе, важно не вызывать у него чувство самоосуждения. Она была убеждена, что учитель не должен говорить ребенку, что он не прав, не должен оценивать его работу, сравнивать с другими, но мысленно отметить погрешность, проанализировать ее причину, и повторить презентацию – правильный показ урока - в другое время.

Мы можем использовать иной способ, сказав ребенку: “Можно я повторю?" И показать ему упражнение снова. Одним из девизов Монтессори-педагогики являются следующие слова: “Старайся делать все наилучшим образом и у тебя обязательно получится!".

Монтессори-учитель должен быть, прежде всего, “наблюдателем". Важно наблюдать за деятельностью ребенка, для того чтобы знать с какими уроками он способен справиться, чтобы не дать ему уроки, которые еще преждевременны для него, чтобы ребенку не было скучно. Уроки-презентации мы даем в определенном логическом порядке, от легкого к более сложному.

Задача родителя и учителя состоит еще и в том, чтобы найти и сохранить живой детский интерес к обучению. Этому способствует также распознавание стадии развития ребенка. Мы наблюдаем за его деятельностью и готовим окружающую Среду таким образом, чтобы обеспечить индивидуальные потребности ребенка на данном этаперазвития.

Мы учим, направляя ребенка, но, не вмешиваясь в его процессы самостоятельного обучения. Это требует огромного терпения и такта от взрослых, и мы должны быть готовы ко всему. Например, к тому, что ребенок может развалить урок и произвести большой беспорядок, откажется восстановить порядок. Воспитатель должен не мешать ребенку убрать за собой, а если это необходимо, - предложить помощь, показать, как это делать.

Создаем окружающую Среду

Мария Монтессори говорила, что если у ребенка есть обучающая окружающая Среда, в которой он свободен действовать, он будет развивать себя под руководством “внутреннего учителя". То есть, ребенок, чьи нужды встречаются внимательно и с любовью, работает таким способом, который соответствует его природе. Он идет своим собственным индивидуальным маршрутом и в своем собственном темпе.

Комнаты для занятий ребенка и обстановка в школе Монтессори устроены красиво и опрятно. Мебель в комнате пропорциональна размерам ребенка, соответствует его росту; крючки для одежды достаточно низки, чтобы ребенок их достал; картины и пособия расположены на уровне глаз; учебные материалы лежат на полке достаточно низко, чтобы быть доступными. Цвета мы используем наиболее привлекательные для детей, это красивые оттенки голубого, желтого, розового, белого, зеленого, пурпурного и фиолетового цвета.

Одно из принципиальных положений в подготовке окружающей среды в Монтессори классе следующее: “Для всего есть место и у всего есть свое место". Это важно для того, чтобы в ощущениях ребенка запечатлелось постоянное место для каждого учебного материала. Все учебные материалы располагаются на полках красивым порядком, чтобы быть привлекательными. Ребенка учим возвращать материал на свое место, когда он заканчивает работу с ним.

Окружающая среда класса – это то место, где учитель больше всего наблюдает, а дети работают. Дети учатся правильно вести себя в классной комнате — говорить спокойным тихим голосом, не мешать другим во время их работы. Во время коллективных уроков дети учатся взаимодействовать, сотрудничать друг с другом, не соревнуясь и не соперничая, радоваться успехам друзей. Ведь каждый убедился в своих способностях одерживать победу, достигать намеченной цели. А совместными усилиями мы получаем более интересные и значительные результаты.

Родители и учителя в Монтессори-школе должны быть союзниками, детей нам растить вместе. Нет, мы не задаем задания на дом, но мы вместе с детьми растем. Без гармонии и взаимопонимания между взрослыми невозможно достичь гармонии во взаимоотношениях с детьми. Дети впитывают не то, что мы декларируем, но то, что мы думаем и то, чем мы сами являемся.
Обучение детей – не простое, но благодарное дело. И, если мы это делаем с радостью и энтузиазмом, то получаем драгоценную возможность воспитать в них любовь к учению и достижению. Великая награда за наше время и труд - видеть детей счастливыми, когда они погружены в свою “работу", активны и деятельны. А это значит – они растут здоровыми и гармонично развиваются.

Лариса Гуржиева

директор Монтессори-центра "Любимые дети"

24.09.2014
1161

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще