«Сказка о потерянном времени»

Многие из вас, уважаемые родители, знают замечательную сказку Евгения Шварца - «Сказка о потерянном времени». Сюжет ее необычен.

Волшебники наказывают ребят-бездельников тем, что забирают у них молодость и превращают в стариков. «Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, – забрали волшебники себе».

Действительно, если мы оглянемся вокруг, то есть редкие люди, которые никогда не сидят без дела, изменяя свое настоящее в лучшую сторону. Для них лучший отдых – это смена деятельности. Они никогда не теряют время даром и успевают гораздо больше остальных.

Вы спросите: «Каким образом это связано с ранним развитием, с воспитанием?»
Возможность оставаться всю жизнь таким же активным как и в детстве, закладывается только в раннем детстве.

Ребенок развивается в игре – играя самостоятельно, со сверстниками, с родителями, с другими взрослыми. Значит с пользой он проводит все свое время, КРОМЕ…

Единственным исключением является … просмотр телевизора и компьютерные игры. Это «черная дыра», которая незаметно и безжалостно поглощает наше время.

Хочу ли я, чтобы моя дочь приблизилась к краю этой «черной дыры», стала интересоваться жизнью по ту сторону больше, чем реальностью? Это первая мысль, которая заставила меня обратиться к литературе, научным статьям, посвященным вопросу влияния телевидения, компьютерных игр, игровых приставок и прочих технических «прелестей».

Оказалось, что ученые многих стран уже на протяжении нескольких десятилетий изучают воздействие этих машин на человека, и, в частности, на ребенка.

Вот что говорит Майкл Рич (профессор Гарвардского университета): "Есть ряд причин тому, почему на экране нет предостережения о вреде, который может причинить вашему здоровью телевизор. Прежде всего, это связано с тем, что мы на протяжении многих лет любезно соглашались с тем, что телевидение для нас - это благо. И только совсем недавно мы, как общество, начали обращать внимание на все эти исследования и начали фактически понимать, какое негативное воздействие оно может иметь. Вопрос в том, когда телевидение, наконец, собирается показывать что-нибудь такое, что предупреждало бы о вреде телевидения".

Условно его влияние можно разделить на три составляющие части: телевизор и организм (физиологическое воздействие - как реагирует организм на работающий телевизор), телевизор и психика (второй аспект – это его воздействие на нервную систему, психику ребенка), формирование личностных качеств.

Что происходит в организме, когда ребенок смотрит телевизор?

- Ребенок неподвижно сидит перед экраном, не двигается физически, не отрабатывает координацию движений, не обучается, подражая окружающим. Также он испытывает неестественное напряжение неподвижности, которое позже компенсируется состоянием неестественного возбуждения. По заключениям специалистов, дети после просмотра телевизора некоторое время не могут ничем определенным заняться, склонны к агрессии, пребывают в плохом настроении или ведут себя вызывающе. Это связано даже не со смыслом фильма (хотя и это имеет большое значение), а именно с напряжением неподвижности возле экрана.

- Зрительный анализатор также работает в неестественном для себя режиме. Для того, чтобы мы могли четко «увидеть» то, на что смотрим, глазные мускулы по очереди фокусируют глаза на различных фрагментах целого. При спокойном созерцании отдельные фик­сации (саккады) длятся от 0,2 до 0,6 секунды, так что за секунду происходит от 2 до 5 саккад - и только, когда произошли все эти бесчисленные сканирующие движения глаз, чело­век «видит» то, на что смотрит. При просмотре телевизионной картинки саккады следуют чаще, а фиксации длятся соответственно все меньшее время. Конечно же это плохо влияет на зрение. Причем, это один из многочисленных аспектов негативного влияния телевизора на зрение.

- Звук. Он также отрицательно сказывается на развитии ребенка. Особенно опасна работа телевизора в фоновом режиме. Снижение слуха, способности к концентрации внимания, мыслительных процессов. Он нарушает восприятие малышом речи окружающих людей. Т.к. слух – это единственный орган, который работает круглосуточно, то чем больше зашумление окружающей среды, тем больше нагрузка на весь организм.

Последние исследования ученых говорят о том, что "шумозагрязнение" приводит к появлению систематических головных болей, головокружению и раздражению. Оно также провоцирует развитие сердечно-сосудистых заболеваний, вызывает нарушения в работе желудка, кишечника. Кроме того, внешние шумы значительно влияют на социальное поведение детей, их успеваемость и психическую стабильность. Родителям просто необходимо обеспечить слуховой покой для ребенка хотя бы дома, т.к. в городских условиях дом – это единственное место, где это можно сделать.

В 1996 году английский ученый, Селия Вард, опубликовала результаты десятилетних исследований, предметом которых было использование электронной техники для воспитания детей. Она убедительно доказала: еслиродители в качестве няни использовали телевизор и компьютер, то к девятимесячному возрасту у 20 процентовдетей наблюдалось отставание в развитии. В трехлетнем возрасте 30 процентов малышей отставали в развитии уже на один год. У них была речь двухлетнего ребенка, отклонения в координации движений, нарушения двигательной сферы и сенсорного развития (сферы чувств).

«Каждый лишний час, проведенный перед телевизором маленьким ребенком, серьезно увеличивает вероятность проблем с концентрацией внимания в школьные годы». Как считают американские ученые из детской больницы и регионального медицинского центра в Сиэтле, «в возрасте до двух лет ребенку вообще нельзя сидеть передтелевизором».

Исследование, в котором приняли участие 1345 детей и их родителей, показало, что те из детей, кто проводил больше всего времени перед телевизором, занимали верхнюю часть списка обследованных детей по проблемам в поведении. Один автор работы Фредерик Циммерман отметил, что трудно сказать, сколько времени маленькийребенок в возрасте одного - трех лет может проводить перед телевизором. "Каждый час – дополнительный риск, можно сказать, что нет безопасного минимума…", - констатирует ученый.

У современных родителей не хватает времени на речевое общение со своими детьми. Согласно исследованиям Борбонуса (Германия), мать, в среднем, разговаривает с ребенком 12 минут в сутки, а вот "немой эфир" (когдародители вместе с детьми смотрят телевизор) занимает около 3,5 часов в день.

Если родители не предлагают ребенку интересных занятий, то современный ребенок основную часть времени уделяет или компьютеру, или просмотру телевизора. Гораздо меньшую часть досуга он проводит за интересными занятиями и с друзьями. Наряду с беспокойством по поводу занимаемого времени детей, телевидение несет и другую СКРЫТУЮ угрозу их психическому здоровью.

Как ребенок (в особенности маленький – до 3-х-4-ти лет) воспринимает происходящее на экране?

Поток информации с экрана телевизора намного превышает возможность ребенка воспринимать ее и самостоятельно обрабатывать. Малыш выхватывает то одно, то другое, часто не успевая связывать изображение с текстовым сопровождением. Мозг работает отрывочно, ассоциативно. Ребенок не может проверить соотношение этих мыслей с реальностью. Это влияет на тонкие нервные процессы в его мозгу. Малыш формируется как инструмент пассивной мыслительной деятельности и неспособен на активное творческое мышление.

Как телевизор повлияет на формирование личности ребенка? К чему это влияние приведет в будущем?

Ребенок, выросший в таких условиях во взрослой жизни постоянно ждет, что необходимая информация поступит извне. Он практически неспособен самостоятельно генерировать собственные идеи и суждения. Более того, человек не имеет желания к этому.

Известно, что творческое мышление развивается только на основе собственной активности, внимания, живой заинтересованности реальным миром. Установка на пассивное восприятие мира формирует личность с низкой активностью и творческим потенциалом "телеинвалида", как говорят зарубежные психологи и социологи. По их данным, большинство из 20-миллионной армии безработных Европы - "телеинвалиды".

Мужчины и женщины, которые сейчас благополучно живут и активно работают, в детстве смотрели телевизор не более часа в неделю. Удовлетворительно приспособились ко взрослой жизни те, кто в детстве общался с телевизором не более получаса в день. По оценкам экспертов, 10 часов телесеансов в неделю снижают творческий потенциал на четверть, 2 часа телепросмотра в день приводят к потере половины творческого потенциала. На 90 процентов можно лишить ребенка социальной активности, если позволять ему в дошкольном возрасте смотретьтелевизор более 3 часов в день.

А вот критическое отношение к окружению, склонность к осуждающей оценке обстоятельств у таких детейпроявляется сильно. Исследования (Гльокнер - Швейцария) свидетельствуют - детей, которые регулярно потребляют продукцию электронных средств массовой информации, отличает следующее:

  • они мыслят быстрыми и готовыми ассоциациями;
  • ставят поверхностные вопросы, при этом ответ их не особенно интересует;
  • ответы на вопросы взрослых дают поверхностные и стереотипные;
  • интерес к определенным предметам неглубокий;
  • в общении с людьми не ощущают дистанции, и при этом не умеют вступать в глубокие личностные отношения;
  • проявления чувств простые и имеют тенденцию к бесцеремонности.

Эти врачи-исследователи считают, что в идеале телевизор и компьютер должны играть определенную роль в жизни ребенка только после окончания формирования волевого и эмоционального развития, то есть не раньше 12-14 лет.

Изучение влияния телевидения и компьютерной техники на детей до 12-13 лет позволило выделить следующие особенности их личностных качеств:

  • Речь как способ общения остается примитивной. Дети трех-пяти лет смотрят телевизор в среднем 2 часа в день, а некоторые 5-6 часов. Плюс компьютерные игры и электронные игрушки. Это приводит к тому, что речевое общение в семье сводится к привычным функциональным фразам: "Не задерживайся", "Поспеши", "Не трогай" и односложным ответам детей: "Да" или "Нет".
  • Способность выделять главный смысл прочитанного текста снижается;
  • Школьник практически не читает, но ему нравится рассматривать картинки (комиксы);
  • Активной переработки того, что ребенок видит или читает, не происходит. Поэтому задерживается развитие способности к сосредоточению, внимательному наблюдению, творческому поиску, целенаправленной деятельности;
  • В будущем стимулируется склонность к алкоголю, токсико- и наркомании, так как подросток привыкает получать впечатления и удовольствие ничего не делая, или прикладывая минимальные стандартные усилия (компьютерные игры);
  • Развитие воли нарушается, поскольку ребенок, сидя перед экраном, не может действовать активно-подражательно (как требуется в младшем возрасте);
  • После просмотра телевизора или игры на компьютере идет агрессивная и неупорядоченная разрядка накопленной и неизрасходованной активности.

По международным нормам, детям до 3-4 лет вообще не рекомендуется смотреть телевизор; после 4 лет можно показывать малышу 15-минутную детскую телепрограмму. Помните, что в хорошей детской передаче обязательно должны присутствовать три аспекта: развитие, обучение и воспитание.

Школьникам разрешается проводить перед экраном не более полутора часов в день, причем желательно с 20-минутным перерывом. Для детей с плохим зрением или повышенной возбудимостью время телесеансов должно быть сокращено до минимума.

Каким образом родители могут создавать и усиливать у детей привычку постоянно смотреть телевизор?

Это происходит, когда взрослые сами часто и подолгу смотрят телепередачи без особого разбора, когда ленятся заниматься с детьми и рады, что дети сидят у экрана телевизора, когда используют телевидение как «няньку» для своего ребенка, награду или способ его успокоить.

Так бывает, когда, занимаясь разными делами, родители оставляют включенным телевизор, как неотъемлемый фон своей жизни. Стоит ли удивляться, что в дальнейшем бывает весьма непросто отучить ребенка от привычки неотрывно смотреть все подряд.

Но магическое притяжение телевидения может быть уменьшено не борьбой с ним, а созданием в жизни ребенкадругих, не менее привлекательных альтернатив. Ведь ни один дошкольник не предпочтет сидение в одиночестве перед телевизором общению с родителями.

Вы являетесь самым желанным и привлекательным объектом внимания для сына или дочки. Если Вы будете вместе с малышом играть, гулять, ходить в театр, в музеи, в цирк, читать книги вслух, тогда вся техника займет в жизни ребенка скромное место. Как это и должно быть!


Татьяна Штайдо
врач-педиатр, руководитель семейного центра "Разумейка"

24.09.2014
1011

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще