Заказать рекламу

Песочница - как опыт первого социального общения!

Источник:

«Как вести себя в песочнице, когда моя дочка отбирает чужие игрушки? Надо ли делать акцент на том, что это чужое! А так как она у меня эмоциональная, то стоит жуткий, когда я ей не разрешаю брать чужое. Меняться не хочет, хочет именно ту игрушку, которая у малыша...»

Знакомая картина, и знакомый вопрос, вот только ответ на него не так то и прост, поскольку песочница это первый опыт общения с детками разных возрастов. И каким он будет, напрямую зависит от мамы, поскольку именно мама на своём примере формирует у малыша модель взаимодействия с остальными детьми! Как это сделать, какие приёмы и методы использовать, на эти и другие вопросы я попытаюсь ответить! Для начала я предлагаю разобраться с понятием дружбы.

Наверное, редко кто задает себе вопрос, зачем нужны друзья нашему малышу. Мы даже не сомневаемся в том, что дружба – штука необходимая и очень важная. Все верно. Но далеко не все родители знают, что в становлении этого самого представления наших детей о дружбе, мы должны принять самое что ни на есть активное участие.

Малышей нужно учить дружить. А понятие дружбы очень обширное. Это и умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, и уважение к мнению других людей, и желание приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, быть добрым и щедрым, внимательным и заботливым.

Интересно, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения. Давайте поможем нашим малышам правильно строить свои отношения с другими ребятишками и с самого раннего возраста преподнесем им уроки дружбы.

Да, именно на детских площадках самых обычных дворов приобретают наши малыши и малышки первый опыт межличностного общения. Попробуй-ка тут, покомандуй, как дома! А во дворе на первое место выходят суровые законы жизни. Ну, не такие уж и суровые, если разобраться. Но совком по голове вполне можно схлопотать... И даже если вы не очень любите гулять у детской песочницы и слушать разговоры других мамочек "за жизнь", время от времени это просто необходимо делать ради малыша. На самом деле, вопреки сложившемуся стереотипу, песочная прогулка для мамы -- это не время отдыха, а серьезная работа, закладывающая основы большому количеству довольно глубоких моментов. Вот так вот...

Вполне возможно, что вам удастся отыскать мам-единомышленниц, с которыми будет очень интересно обсуждать перспективы развития детской дружбы. Но даже если нет, направьте свою энергию на совместные игры со своим и соседскими ребятишками. Наука игры со сверстниками – важный и полезный навык, который вы таким образом сможете привить своему ребенку.

Вот несколько простых правил знание, которых поможет облегчить процесс игры в песочнице:

Все, что в песочнице -- ОБЩЕЕ! Там нет своих и чужих игрушек. Ребенку это не понятно!

1. Ваш ребенок НИКОМУ НИЧЕГО НЕ ДОЛЖЕН!

а) он не должен делиться

б) он может брать чужое

В) все принесенные в песочницу игрушки -- мамины! Ваш ребенок и все остальные в силу своего возраста не могут быть собственниками чего-либо.

2. ВСЕ ПЕСОЧНЫЕ КОНФЛИКТЫ разруливает МАМА!!!! Вы закладываете (обучаете) модель ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ с остальными. Ребенок учится ТОЛЬКО НА ВАШЕМ ПРИМЕРЕ!

Поэтому в песочнице:

а. Для вас нет слово "неудобно" или "неловко" перед другими за поведение своего малыша.

б. Вы активный участник процесса. Не ребенок, а вы просите поиграть и передаете своему лопатку, формочку и т.п. Если хотят что-то забрать у вашего ребенка, сразу же подходите и твердо произносите: "Это - МОЯ лопата (формочка и тп.)" и решаете САМИ делиться или нет.

Но при этом нужно помнить, что вплоть до 2,5-3 лет ребенок не отделяет себя от той вещи, которая находится у него в руке. Она является продолжением его. Поэтому если вы примете решение не в пользу своего ребенка, то готовьтесь к протесту. Малыш воспримет ваш жест, как будто оторвали часть его. Разумеется, ему больно. Собственно отсюда и ор в песочнице. Вы бы тоже орали, если бы по психологическим ощущениям чувствовали, что у вас оторвали часть руки.

Можно пробовать учить меняться. Сейчас вашему малышу это тоже непонятно по вышеуказанной причине. И опять же меняетесь ВЫ! На этот случай у меня была личная лопата (а если честно, то еще один песочный арсенал), которым я на глазах у сына менялась. А он глядя на меня учился.

3. В песочнице вы для ребенка Брестская крепость, воплощение защиты и полного понимания. Малыш должен твердо знать, что в любую минуту можно укрыться за вас и "отстреляться" от "вражеской атаки". Тогда, несмотря на общий ор, ваш малыш будет в песочных войнах сохранять эмоциональную стабильность.

На первый взгляд всё перечисленное выше может смутить но, прежде всего, нужно немного представлять себе особенности развития детских взаимоотношений. Так, малыши до двух-трех лет, как правило, не умеют самостоятельно взаимодействовать друг с другом. Их очень интересуют другие дети, им нравится за ними наблюдать, рассматривать их, комментировать их действия, трогать руками. Они с удовольствием играют рядом с другими малышами. Рядом, но не вместе. В этом возрасте только взрослый может попытаться вовлечь малышей в какую-то общую игру. И при некоторых усилиях вполне можно организовать совместное строительство песчаного домика, игру в мячик, или "кошки-мышки" и прочие "бегалки" и "ловишки".

Вообще, наблюдать за играющими крохами – одно удовольствие. И уже сейчас, в самом раннем возрасте, можно заметить некоторые особенности поведения того или иного малыша.
Вот этот карапуз – душа компании, он словно магнитом притягивает к себе ребятишек, и они с удовольствием поддерживают начатую им игру.
А вот тот тихоня сосредоточенно лепит куличики в сторонке, поглядывая исподлобья на компанию.

Повзрослевшие малыши играть вместе могут. Но у них не всегда это получается. Вот две девчушки "кормят" куклу и укачивают ее в детской коляске. А уже через 5 минут обе пронзительно кричат и тянут несчастную "дочку" в разные стороны. Нужно ли вмешиваться родителям?
В этой ситуации – да. Но не с криками: "А ну, прекратите сейчас же! Ира, отдай куклу Насте! Вы что, не можете играть нормально?!" Ну, и в таком духе.
Не нужно "выяснять отношения" и разбираться кто начал первый, кто прав и кто виноват.
Лучше подойдите к девочкам, присядьте рядышком и пожурите драчуний: "Вот, какая у вас хорошая доченька. Как ее зовут? Маша? Посмотрите, она же плачет. Ей больно, когда ее тянут за волосики. Давайте сначала Ирочка будет ее мамой, а ты, Настя, будешь доктором. И Ира приведет к тебе дочку лечиться. А потом мамой будет Настенька..." Дальше можно немного поиграть с девочками, направляя игру в нужное русло. Подобным образом можно урегулировать практически любой детский конфликт, давая детям понять, что удобный для всех выход найдется всегда.
А вот силовые методы разрешения детских конфликтов недопустимы. Даже если кто-то из малышей толкнул и ударил другого. Крик, шлепки и прочие "воспитательные" меры родителей лишь утвердят детей во мнении, что сила – главное оружие для выяснения отношений. Не нужно выяснять, почему Саша толкнул Дашу или засыпал ей глаза песком. Может быть, он это сделал случайно, а мы накинемся на него с обвинениями.
Лучше присесть возле Саши, обнять его и рассказать спокойно и дружелюбно о том, что песок в глазах – это больно и неприятно. "Обидел ты Дашу, она плачет. Не нужно обижать других деток. Разве тебе будет приятно, если Даша точно так же поступит с тобой? Она первая тебя толкнула? Может, она сделала это случайно? Ты думаешь, что специально? Тогда нужно было просто попросить ее, чтобы она не толкалась, а не сыпать песок. Посмотри, какая она хорошая девочка! У нее такие красивые волосики, бантик... Давай извинимся перед ней, скажем: Даша, не обижайся, Саша постарается так больше не делать. Дадим Даше поиграть твоим самосвалом?" С эмоциональными и задиристыми ребятишками нужно проводить время от времени подобные беседы, учить их понимать чувства других детей, показывать, как решать конфликты без применения силы. Часто малыши обижают друг дружку еще и потому, что, в силу возраста, просто не понимают, что причиняют другому боль. И наша задача все это им объяснить.

Но, не стоит вмешиваться в разрешение детских конфликтов слишком часто. Дайте возможность ребенку и самому попытаться найти правильный выход. В большинстве случаев, малыши неплохо с этим справляются. А приобретенный таким образом опыт по истине бесценен. Позже можно обсудить с ребенком причину конфликта, подумать, правильно ли малыш поступил, похвалить маленького дипломата за верное решение.

Учимся знакомиться

Умение знакомиться – это, пожалуй, одна из первых ступенек на пути детской дружбы. Может ли ваш кроха подойти на детской площадке к незнакомому мальчику или девочке и познакомиться? Есть малыши, которые делают это легко и свободно без всякой помощи со стороны родителей: "Девочка, тебя как зовут? Аня? А меня Маша. Это что у тебя, кукла? А у меня смотри, какой заинька есть! Давай поиграем, как будто они поехали на море..." Все, знакомство состоялось, игра завязалась. А есть ребятишки, которые в силу природной застенчивости стесняются подойти к играющим малышам и предложить дружбу.

Чаще всего, это связано с особенностями психики того или иного ребенка. Все люди делятся на экстравертов и интровертов. Понятно, что в чистом виде эти два психотипа встречаются редко, но многие черты прослеживаются у каждого из нас уже с раннего детства. Малыш-экстраверт черпает информацию об окружающем мире от других людей, общение стоит у него на первом месте. Как правило, он не любит одиночества и в большинстве случаев предпочтет коллективную игру индивидуальной. Ребенок-интроверт наоборот больше любит проводить время в гордом одиночестве, играть самостоятельно., а информацию об окружающем получает из своих собственных ощущений и переживаний. У открытого экстраверта обычно не бывает проблем с общением, он сам ищет возможности завязать новое знакомство. Зато ему непросто занять себя самостоятельно. А вот если у вашего малыша прослеживаются черты интроверта, имеет смысл приложить некоторые усилия и помочь крохе научиться знакомиться, общаться, дружить. Одним словом, помочь ему стать более коммуникабельным.

Сделать это можно многими способами. Прежде всего, вам помогут любимые игрушки малыша. Поиграйте с крохой в игру "Знакомство". Пусть, как будто, зайка (его озвучивает малыш) играет в песочнице, а мишка (за него говорите вы) хочет с ним познакомиться. Покажите малышу возможные варианты знакомства: как подойти, что сказать. Потом поменяйтесь ролями, пусть первым "знакомится" малыш. Объясните крохе, что предлагая кому-то дружбу, нужно непременно улыбнуться этому человеку. Если подойти к девочке или мальчику с угрюмым и сердитым лицом и пробубнить что-то типа: "Давай дружить", вряд ли это возымеет должный эффект. Уместно вспомнить сказку о крошке-еноте и его замечательной улыбке, которая помогла подружиться даже с "тем, кто сидел в пруду".

Проиграйте разные ситуации. Что, если на предложение познакомиться, другой ребенок ответил отказом? Нужно рассердиться? Обидеться? Конечно, нет! Просто сказать ему: "Если захочешь поиграть со мной, приходи. У меня есть интересные игрушки..." А как поступить, если, скажем, зайка качается на качелях, а мишка тоже хочет покачаться. Что делать? Прогнать ли зайку с качелей, попросить ли уступить место, подождать или, может, предложить покататься вместе? При помощи игрушек можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации, подкорректировать некоторые сложности в его поведении. Подобные ролевые игры объяснят крохе все гораздо доступнее, чем обычные нравоучения и воспитательные беседы.

Всё это радужно и замечательно, но не стоит исключать и ситуации когда, конфликт на лицо и здесь главное правильно себя повести, что бы как можно быстрее сгладить неприятные ощущения, и вернуть улыбку своему обожаемому крохе:

1. Если у вас есть физическая возможность, возьмите малыша на руки и «изымите» его из зоны конфликта. Обоснование тут простое: пока ребенок видит желанный предмет или сверстника, с которым только что сцепился, — он не услышит ничего и никого.

2. Помните, что в тот момент, когда ваш малыш плачет, кричит или просто сильно расстроен — он не воспринимает ничего и никого. Любые, даже самые правильные ваши слова не достигнут цели. Воспитывать дитя надо в «нейтральное время», когда буря чувств улеглась.

Поэтому все, что нужно в конфликтный момент — это чтобы ребенок почувствовал, что вы рядом с ним и вы его не отвергаете.

3. Постарайтесь не думать о том, как сейчас на вас смотрят другие родители и что они думают о результатах вашего воспитания. Сосредоточьтесь на своем малыше. Ему важно услышать от вас правильные слова.

Не надо говорить ему: «Ты плохой мальчик (девочка)! Мама тебя не любит!» Да, к сожалению, это классика жанра, такое и сейчас еще можно услышать на детской площадке, правда, чаще все же из уст пожилых людей — бабушек или нянь.

С возрастом постепенно приходит понимание, что надо разделять проступок и того, кто его совершил. Поэтому скажите ребенку (максимум): «Ты плохо сделал» или «Как же ты, такая хорошая девочка и так нехорошо сделала». Помните также, что ребенок еще только-только осваивает социальные нормы, то есть только начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

И наконец, четвертое: ребенку нужно в простых словах объяснить его же собственное поведение. Есть даже такой психологический термин «интерпретация поведения». Дело в том, что малыш не очень понимает, что именно он сделал, а главное — почему это произошло. Вот и надо в простых словах объяснить ему, что «Ваня (ты) очень расстроился из-за того, что Даша не хотела дать тебе совочек. И ты (Ваня) так рассердился, что даже толкнул Дашу. Это получилось нехорошо. Видишь, Даша плачет. Давай теперь пойдем, ее пожалеем, скажем «прости, больше не буду».

Подобный текст можно шептать на ушко даже не говорящему еще малышу. (Обычно бывает так, что ребенок гораздо больше понимает, чем может произнести.) И еще раз — не отвергайте ребенка в момент негативного, неправильного поведения. Если малыш почувствует, что вы его в данный момент не любите — он не услышит никаких ваших слов и ничего не поймет. Все его способности понимания уйдут на то, что «мама меня сейчас не любит». А это состояние для ребенка невыносимо.

Делая вывод, следует сказать о том, что песочница (и шире — детская площадка) — незаменимое для городского ребенка и его мамы место, где можно на мир посмотреть и себя показать. И она вам и вашему карапузу по-настоящему нужна. И вот тому несколько причин:

1.Именно в песочнице осваиваются важнейшие понятия «мое», «твое», «чужое», «меняться». В этих понятиях — залог нормальной жизни в социуме. И усваиваются они не вдруг, на это требуется время — от нескольких недель до нескольких месяцев.

2.Песочница развивает социальный интеллект ребенка.

3.Песочница — клуб общения для мам. Маме маленького ребенка очень важно в течение дня общаться с другими взрослыми людьми, желательно имеющими сходные проблемы. Известно, что русская психотерапия — это общение с друзьями. Возможность поделиться какими-то мыслями или просто переброситься парой слов.


Всё в ваших руках, и мне очень нравиться фраза, «Чтобы сделать своих детей хорошими, нужно сделать их счастливыми…»

26.09.2014
430

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще