Заказать рекламу

Как рождается любовь

Почему малыш явно предпочитает тех людей, кто не просто ухаживает за ним, а ласково разговаривает, улыбается, играет?

Есть вещи, о которых почти ничего не говорится в большинстве книг по уходу за младенцем. Это взгляд, улыбка, настроение, ощущение незримой связи между вами и малышом...

Для ребенка очень важно быть уверенным в том, что его любят, и самому научиться любить. Да полноте, скажет скептический читатель, может ли такой кроха любить? Еще Анна Фрейд, дочь психоаналитика Зигмунда Фрейда, писала, что „младенец не „любит" мать в собственном смысле этого слова, а лишь нуждается в ней". Но почему же в таком случае он столь по-разному нуждается в людях? Как и когда возникает у малыша чувство привязанности и любви?

Гусята и зверята

Этологи (ученые, изучающие инстинкты) утверждают, что у животных развиваются те модели поведения, которые помогают им выжить в суровом мире. Детеныши рождаются на свет с запрограммированными формами поведения. Одна из них — держаться ближе к родителям. Австралийский зоолог Конрад Лоренц заметил, что гусята, едва появившись на свет, начинают следовать за матерью.

Эта связь помогает взрослым птицам защищать и обучать потомство. Кроме того, доктор Лоренц обнаружил, что лишенные матери дикие гусята, о которых в первые 24 часа их жизни заботился он сам, начинали следовать не за другой гусыней, а за ним. Подчас такая трогательная привязанность причиняла неудобства: гусята предпочитали спать в комнате ученого, вместо того чтобы расположиться на берегу реки, как это делали их сородичи.

А вот другой любопытный пример. Американский психолог Гарри Харлоу проводил эксперименты с детенышами обезьян. Первоначальной его целью было выяснить, каким образом у обезьян происходит процесс научения. Для чистоты эксперимента он удалил из клетки обезьяну-маму и сам начал заботиться о детенышах. К своему удивлению, Харлоу обнаружил, что разлука с матерью отразилась на обезьянках самым негативным образом. Одни из них умерли. Другие — были напуганы, раздражены и отказывались есть или играть.

Стало ясно, что для хорошего самочувствия и успешного развития им требуется нечто большее, чем регулярное кормление. Харлоу стал экспериментировать с „суррогатными матерями" — различными проволочными конструкциями. Одна „мама" снабжалась бутылочкой с пищей, а вторая — нет, у третьей было „лицо", четвертая была покрыта „шерстью", а пятая — это лишь оголенная проволока. Результаты оказались весьма впечатляющими.

Обезьянки больше всего привязались к тем „мамам", к которым было приятно прижаться, то есть к тем, что были покрыты теплой мягкой ворсистой тканью. Наличие бутылочки с молоком не играло роли в развитии привязанности у детенышей. Они подходили к холодной металлической „маме", чтобы поесть, но не обнимали ее, не выражали других признаков любви.

Дитя человеческое

Когда из блокадного Ленинграда чудом удавалось вывезти маленьких детей, в тылу им пытались создать самые лучшие условия. У ребят был кров, питание, относительно спокойная жизнь, и все-таки по непонятным причинам множество малышей умирало. Они не смогли перенести разлуку с матерью.

Оказывается, даже у самых маленьких есть способы выразить свою любовь и привязанность. Это, как говорят психологи, сигнализирующее поведение -плач, улыбка, голос, взгляды. Когда малыш чуть подрастет, он начнет, как хвостик, ползать и ходить за мамой, обнимать ее руками, карабкаться на нее, т.е. стремиться к физическому контакту.

Согласитесь, что трудно проникнуться эмоциональной близостью к младенцу, который все время уворачивается от ваших объятий. Значит, развитие привязанности — это система взаимодействий мамы и ребенка. Как развивается такая система на первом году жизни? Это помогает понять еще один эксперимент. В лаборатории психолога собралось несколько мам (или пап) с трехмесячными детьми.

Сначала родителей попросили поиграть со своими малышами так, как они обычно это делают. В разных парах (родитель + ребенок) игра протекала по-разному: у одних спокойно, у других — более активно. Когда малышам требовалось отдохнуть от активных действий, они ненадолго отворачивались или закрывали глаза.

В этот момент психолог просил маму прекратить общение с ребенком. Инструкция была такой: продолжать смотреть на малыша, но придать своему лицу застывшее, каменное выражение. У младенца это вызывало удивление, и он пытался повлиять на родителя улыбкой, гулением и двигательной активностью.

Но родитель продолжал сохранять каменное лицо. Через несколько минут поведение малышей изменилось. Они отворачивались, начинали сосать палец, и на их лицах застыла обида и непонимание. Некоторые реагировали на равнодушие родителя хныканьем, переходящим в горький плач. Ведь мама, против всех ожиданий ребенка, становилась эмоционально недоступной, хотя и была рядом. Наконец она возобновляла обычную игру с малышом, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.

О чем говорит этот эксперимент? Трехмесячный младенец настроен на взаимодействие, крохе обязательно нужна реакция взрослого на его, казалось бы, бессмысленные улыбки и агуканья. А посему смысл этих улыбок — в социальном контакте! Если мама находится в подавленном состоянии и с ее лица не сходит каменное, безучастное выражение, малыш неизбежно почувствует, что его призывы остаются без ответа. Было установлено, что дети, матери которых страдали послеродовой депрессией, более склонны впоследствии к агрессивному и асоциальному поведению.

Чего боится младенец?

В педиатрии и психологии есть понятие „тревога семимесячных детей". В этом возрасте происходит интересная перемена. Если до 6-8 месяцев малыши всем подряд улыбались, были приветливы и открыты, то теперь неожиданно становились робкими и настороженными в присутствии незнакомых людей.

Вот, например, впечатления мамы шестимесячной Анюты. „Врач порекомендовал сделать дочке курс массажа. Оказалось, что это сложнее, чем в 3 месяца! Пока Аня у меня на руках, она еще милостиво соглашается „поздороваться" с тетей, но начинает вопить, как только та берет ее на руки. Аня ни за что не хочет оставаться с массажисткой одна. Дочку никто не пугал, и мы с ней надолго никогда не разлучались.

Да и к моим подругам и даже к бабушке Анюта стала относиться настороженно. А та обижается, дескать, не любит меня внучка..." Между тем это совершенно нормально и свидетельствует о новой способности малыша — теперь он отличает знакомые явления от незнакомых. Ребенок начинает осознавать: присутствие близкого взрослого означает безопасность. Отсюда — тревога и страх, когда мама уходит.

На одной волне

Вот еще один интересный эксперимент, на этот раз — с девятимесячными малышами. Вместе с мамами они впервые встретились с незнакомым человеком. Взрослые, как обычно, обменивались приветствиями. Некоторым мамам дали задание — произнести традиционное „День добрый!" встревоженно (нахмурив брови и всем своим видом выражая беспокойство).

Другие мамы сказали те же слова, но с улыбкой и доброжелательной интонацией. Как и предполагалось, младенцы точно считывали сигналы матерей. Дети, которым демонстрировали радость, вели себя с незнакомцем более уверенно, улыбались, реже плакали, когда тот брал их на руки. Итак, малышу совершенно недостаточно только есть и спать.

Дитя способно тонко чувствовать, оно может и хочет научиться любить! Его сегодняшние эмоции и впечатления определят ваши взаимоотношения на всю жизнь. И ваша задача — поддержать кроху любовью, дать ему уверенность в собственных силах, подарить ощущение свободы и безопасности. Что для этого нужно?

Кормите грудью!

Грудное вскармливание дает маме и малышу уникальный опыт любви и доверия, который сохраняется на всю жизнь. Постарайтесь сделать все от вас зависящее, чтобы кормить ребенка грудью. Пусть возможность приложиться к маминой груди будет у малыша в любой момент. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет, что сосание не только утоляет голод, но и дает ощущение покоя, безопасности и даже помогает справиться с болью. С какой благодарностью и восторгом смотрит сосущий младенец на маму и сколько нежности и ласки дарит она ему в такой момент!

Общайтесь больше!

Почаще обращайтесь к малышу по имени, говорите, какой он хороший, красивый. Можно петь или комментировать то, что происходит вокруг. Постарайтесь понять, что именно заинтересовало ребенка — собачка, которая пробежала мимо вас, или, может быть, собственные пальчики. Обязательно расскажите ему об этом. Комментируйте свои действия: сейчас мы переоденем тебе подгузник, а потом — наденем штанишки.

Так, на правую ножку надели, теперь на левую. Возможно, поначалу вам будет трудно говорить как бы в пустоту. Но присмотритесь к малышу. В какой-то момент он обязательно попытается вам ответить — улыбкой ли, лепетом или активными телодвижениями. Учитесь расшифровывать эти послания. Вы заметите, что с какими-то вашими предложениями кроха соглашается, а на какие-то — отвечает решительным отказом.

Не расставайтесь

С самого начала постарайтесь не разлучаться с малышом. Важно, чтобы среда, в которую попадает новорожденный, была наполнена знакомыми звуками родительских голосов, вкусом молозива, похожего на вкус околоплодных вод. Материнство требует постоянного эмоционального и физического напряжения. Конечно, иногда можно оставить малыша с папой или няней и вдохнуть забытый глоток свободы, посидеть с подругой в кафе, сходить на выставку. И все же постарайтесь не расставаться с крохой надолго, по крайней мере в первый год.

В некоторых израильских кибуцах (что то вроде наших колхозов) принята система разделения семьи: там матери и груднички зачастую ночуют отдельно друг от друга. Согласно проведенным исследованиям, среди младенцев, спавших в общественных „домах для детей", взаимная привязанность с матерью устанавливалась лишь в 48% случаев. Как видите, научить ребенка любить - просто и одновременно сложно. Сейчас вас связывает некая духовная пуповина. Пусть она станет для малыша не тяжелой цепью, а надежным причалом, дающим ощущение безопасности, радости и спокойствия.


Психолог
Инесса Смык
Источник: "Мой ребенок"

30.09.2014
220

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще