Заказать рекламу

Телевизор и малыш

Телевизор прочно вошел в нашу взрослую жизнь. Когда стоит знакомить с ним кроху?

Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребенка. В два-два с половиной года вы уже можете услышать от своего чада требовательное «Хочу мультик!» – хотя в большинстве случаев не адаптированный для возраста и уровня развития конкретного малыша сюжет остается для него за гранью понятного.

Но не стоит думать, что в этом возрасте просмотр телевизора – пустая трата времени, ребенок выносит из просмотра само действо, динамику, хотя может и не понимать смысла. После трех лет малышом обуревает глобальный исследовательский интерес – а как же все эти люди, дома, звери, машины поместились в такую маленькую коробочку? В этом же возрасте кроха учится сочувствовать экранным героям, несмотря на то что переживает все эмоционально и не всегда может объяснить словами происходящее на экране.

Современным родителям, для которых телевизор – дело обыденное, все же хочется действовать по принципу "не навреди", а потому они все чаще задумываются над тем, как с пользой провести время у телеэкрана, сколько и какие именно программы дозволено смотреть их детям. И вообще – не вреден ли телевизор для здоровья малышей?

Смотрим правильно!

Первое, о чем думают любые родители, так это о здоровье своих детей. И если речь касается телевизора, то в голову приходят вопросы о том, как это влияет на зрение. Глаза – сложнейший орган, для правильного развития и функционирования которого необходима тренировка. По убеждению медиков, просмотр телевизора такой тренировкой не является. Наоборот – когда мы сидим у экрана, глазная мускулатура лишена движения, а проекция точек, составляющих единое изображение на телеэкране, не побуждает мышцы к работе. Получается, что глаза отдыхают, но этот отдых не полезен, потому что «оптические» впечатления, процессы зрительного восприятия, протекающие в глазу, являются неотъемлемой частью деятельности мозга. Поэтому просмотр телепередач должен быть строго дозирован: в полтора-два года не стоит смотреть телевизор более 15 минут в сутки, после трех лет это время можно увеличить до получаса, к школьному возрасту – до часа-полутора с перерывами не менее 15-20 минут. Причем расстояние до телевизора – не менее 2 метров. Не рекомендуется смотреть телевизор лежа и при выключенном свете. Экран должен располагаться на уровне лица, не ниже и не выше – это снижает нагрузку на мышцы спины и шеи.

Не оставляйте малыша наедине с телевизором, превращая аппарат в суррогатную электронную няню, смотрите передачи вместе с ним и обязательно объясняйте происходящее на экране. К сожалению, в действительности многие мамы, проводящие дома с ребенком целый день, используют телевизор как отдушину – малыш сидит тихо и у мамы есть возможность заняться своими делами или отдохнуть.

Для детей до года и старше телевизор является «универсальным раздражителем». ТВ «нагружает» сразу несколько органов чувств ребенка – зрение, слух, а также эмоциональную сферу и стимулирует познание. В более позднем возрасте, когда малыш начинает узнавать и запоминать какие-то сюжеты, ТВ, без сомнения, «нагружает» и интеллект. Таким образом, ТВ для ребенка может сыграть развивающую роль, но только при соблюдении ряда условий.

В первую очередь это ограничение времени пребывания ребенка перед телевизором как раз по причине его явной «раздражительности». Если сильный раздражитель действует на малыша слишком долго, то из развивающего «блага» он быстро превращается в дестабилизирующее «зло». Хотя маленькие дети, как правило, сами регулируют время своего пребывания перед ТВ: если ребенок уже не смотрит на экран, ТВ ему больше не нужен.

Вот некоторые негативные последствия длительного пребывания малыша у телевизора. Понятно, что все эти последствия индивидуальны и по- разному проявляются у детей:

  • снижение самоконтроля;
  • возбудимость;
  • неспособность занять себя,
  • уменьшение активности,
  • неразвитость воображения (из-за пассивного потребления информации);
  • поверхностное восприятие;
  • эмоциональная «выхолощенность».

Есть семьи, в которых постоянно включенный телевизор – обычное дело: его и не смотрят, но и не выключают. Такого быть не должно, тем более это действительно вредно. Не только дети, но и взрослые вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде. Это ведет к тому, что члены таких семей становятся легко возбудимыми и быстро утомляются, ощущают постоянный дискомфорт, повышенное чувство усталости, вместе с тем возможны нарушения сна. Посторонние звуки мешают сосредоточиться, отвлекают, что само по себе раздражает, и вот уже какая-то мелочь способна вывести человека из равновесия...

Что интересненького?

Бегло изучив ТВ-программу, большинство родителей остаются разочарованы: по их мнению, не так много телевидение может предложить нашим детям сегодня. Тем не менее есть что посмотреть сначала самим, а потом решить, нужно ли показывать это детям. "Вкусные истории", "Спокойной ночи, малыши!", "АБВГДейка", "Дисней-клуб" и множество других (а если еще «пройтись» по дециметровым и местным телеканалам, количество передач для детей будет исчисляться десятками) – в общем, выбор есть. Очень жаль, что нынешние малыши не смогут увидеть передачи, которые смотрели их родители, будучи детьми, например добрую "В гостях у сказки".

Каждая из детских телепрограмм, впрочем, это касается и мультфильмов, и фильмов-сказок, рассчитана на определенный возраст. Поэтому в первую очередь стоит отдавать предпочтение той программе, которая будет понятна именно вашему малышу – исходя из его возраста и индивидуальных особенностей развития. Хотя детям интересны и другие программы, многие из которых предназначены для взрослых. Но и они являются для ребенка бесценным источником информации.

Конечно, не следует смотреть вместе новостной выпуск, где что ни день, то сообщения об агрессии или трагедии, но можно вместе посмотреть сюжет из «недетской» передачи о природе. В этом отношении телевизор просто незаменим – не в каждом зоопарке живут крокодилы и львы, выйдя на улицу, вряд ли увидите извержение вулкана, а рассказ об океане, где «много воды», не даст ребенку полного представления – в ванне воды тоже немало. Все это увидеть можно только по телевизору. Иногда не стоит полагаться на диктора или ведущего, который якобы все расскажет. Разъяснить так, чтобы малыш действительно понял суть дела, могут только сами родители.

Враг или союзник?

Мамы и папы могут превратить телевизор в помощника в воспитании малыша, но для этого нужно соблюдать ряд несложных условий.

Родителям следует четко ограничить время просмотра. Кроме того, эмоциональному и впечатлительному малышу не нужно смотреть телевизор непосредственно перед сном. Однако, если просмотр любимого мультика стал частью «засыпательного» ритуала так же, как чистка зубов или одевание пижамы, – это на пользу.Малыши любят, когда все идет «по плану».

Всегда сами предварительно просматривайте телепрограммы, которые собираетесь показать ребенку. Попытайтесь встать на место своего малыша, вспомните, что нравилось вам во времена своего детства. Отдайте предпочтение отечественным короткометражным мультфильмам – не столько по задумке мультипликаторов, сколько по причине быстрой детской утомляемости, длятся они не более 10-15 минут. Не позволяйте ребенку быть пассивным наблюдателем. Комментируйте то, что смотрите (или только что просмотрели). Узнавайте персонажей, зверей, предметы быта, обсуждайте то, чем занимались герой мультфильма или передачи (пели, танцевали, прыгали…). Предложите малышу заняться тем же, что и участники телевизионного действия – рисованием, лепкой, аппликацией, полейте вместе цветы или отправляйтесь гулять.

После просмотра мультфильма про Винни-Пуха прочитайте ребенку историю из жизни плюшевого мишки или, наоборот, посмотрите мультик после того, как он услышал из ваших уст о его приключениях. Родительские комментарии особенно важны в возрасте от 3 до 6-7 лет, когда взрослые способствуют правильному формированию жизненного восприятия. Малышу просто необходимы ваши объяснения про реальность и вымышленность персонажей (например, Карлсона), об их поведении ( прогулки по домам и пугать грабителей можно только в сказке). Ребенок должен понять, что в мультфильме возможно все, но не все возможно в реальной жизни. После просмотра тех или иных программ наблюдайте внимательно за крохой, отметьте все изменения, происходящие в его поведении. Если телевизор является своего рода помощником (например, ребенок сидит спокойно, когда ему подстригают ногти или чистят ушки, только перед ТВ), выбирайте время для нелюбимых малышом процедур, когда по ТВ показывают мультфильмы или детскую программу. Но не злоупотребляйте этим свойством телевизора зачаровывать ребенка и «выключать» его из обычной жизни.

Бросаться в крайность и запрещать малышу смотреть телевизор не следует, особенно если ребенок уже в курсе, что такое мультфильмы и детские передачи. Нередко это приводит к тому, что кроха становится телеманом – научившись включать ТВ самостоятельно, он в отсутствие родителей будет смотреть все подряд, в том числе и то, что действительно детям видеть не стоит. Но все в руках родителей!))

Татьяна Фролова
пользователь Tanya Des

01.10.2014
278

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще