Пейте, дети, молоко…

Ожидая появления малыша, мы пребываем в полной уверенности, что обязательно выкормим его своим молоком, рисуем в своем воображении идиллические картины – крепкого, красивого младенца, который пристроился у нас под грудью и громко чмокает.

После рождения ребенка зачастую все оказывается не так просто. По данным Министерства Здравоохранения Ростовской области, только 59% малышей, рожденных в нашей области, находятся на грудном вскармливании до 3-х месяцев. К 6-ти месяцам лишь 25% всех детей остаются грудничками. А если говорить о годовалых малышах, то всего 10-15% из них все еще получают драгоценное мамино молоко. Почему же так происходит?

Вместе с первых минут

Не будет преувеличением сказать, что судьба всего грудного вскармливания решается в первые дни жизни ребенка. В наших роддомах почему-то считается, что молозивный этап неважен, малыша могут днями не приносить маме под любыми предлогами. А тем временем, молозиво, хоть и не является в полном смысле едой, обязательно должно поступать в организм ребенка. Дело в том, что эти жирные капельки состоят из аминокислот в чистом виде, которые даже не нуждаются в переваривании.

Еще только по пути к желудку молозиво начинает всасываться клетками пищевода, быстро усваивается и создает благоприятный фон для развития малыша. Высасывая капли молозива, ребенок формирует у мамы запрос на молоко, как бы сигнализируя ей: «Я жив, со мной все в порядке, и у меня хороший аппетит». Вместо этого роженица зачастую слышит от медперсонала, что малыша к ней нести не имеет смысла, потому что у нее еще не пошломолоко (тем самым зарождается сомнение: а появится ли оно вообще?).

После этого молодой маме советуют наотдыхаться вволю, потому что вся ее дальнейшая жизнь будет наполнена хлопотами и беспокойством о ребенке. Видимо, подразумевается, что больше никогда у нее не будет ни одной спокойной минуты. Высказывания этих людей (чаще всего, строгих пожилых женщин) начинают казаться роженице чуть ли не злорадством (у самих-то дети давно выросли).

Все это идет далеко не на пользу и без того измотанной родами женщине. Конечно, матери необходим отдых, но это не значит, что она должна быть изолирована от ребенка. Нельзя доверить все решения, связанные с новорожденным, пусть даже очень компетентным, но чужим людям. Ведь ни у одного из примитивных народов нет такой практики: младенца куда-то уносят, а мать заставляют сцеживать молоко.

Им это и в голову не может прийти. Зачем придумывать такие сложности, когда мама самостоятельно может дать ребенку все, что ему необходимо? К счастью, в последнее время все больше будущих матерей решают не расставаться после родов со своим ребенком, провести с малышом в одной палате самые первые дни жизни крохи. Выписавшись из роддома, такие матери не будут впадать в панику, ведь им уже не в новинку видеть свое хрупкое дитя голеньким, пеленать его, укачивать на руках.

То же и с грудным вскармливанием: важно не расстраиваться из-за того, что на вас свалилась очередная обязанность, а спокойно настроится на долгие и успешные кормления. Очень хорошо, если вы найдете человека, способного терпеливо и благожелательно обучить вас технике грудного вскармливания.

Было бы полезно, чтобы ваш помощник хотя бы в первое время присутствовал при кормлениях и, кроме чисто практических советов, просто приободрял вас. Нормальные человеческие чувства: теплота, восхищение малышом могут буквально творить чудеса: женщина успокаивается, гордость за ребенка помогает ей освоиться с новой ролью матери, вместо тревог и сомнений приходит уверенность: «Все, что я делаю, приносит благо малышу».

Грудничок: медитация за едой

Иногда случается, что активно сосущий ребенок травмирует грудь матери, оставляет на сосках трещины и укусы. Понятно, что кормление начинает ассоциироваться у таких женщин с болью. Каждый раз, слыша голодный плач младенца, мама внутренне сжимается, ожидая неприятной процедуры. Чаще всего, подобные проблемы связны с неправильным прикладыванием ребенка к груди.

Малыш будет утолять голод безболезненно для вас, если вы поместите ему в ротик весь околососковый кружок. В этом случае струя молока попадет ему прямо в горло, и сосательные движения ребенок будет совершать не губами и щеками, как при бутылочном кормлении, а мышцами языка и шеи. Конечно, это потребует от него значительных усилий, но малыш готов к ним ради того удовольствия, которое он получает от сосания.

В течение нескольких минут ребенок с силой прижимает сосок матери языком к своему верхнему небу. Это занятие вводит его в состояние, близкое к трансу. В такт сосательным движениям он шевелится всем телом, активизируется работа внутренних органов, усиливается кровообращение. Это особенно полезно для развития мозга, ведь обильное снабжение кровью нервных тканей стимулирует их рост. А значит, чем чаще ребенок активно сосет материнское молоко, тем лучше развивается его головной мозг.

Ощутить трансовое состояние ребенка при сосании возможно и взрослому человеку. В одной из разновидностей йоги практикуется особый вид медитации. Расположившись поудобнее, человек начинает с силой прижимать язык к верхнему небу, отпускать, и затем опять надавливать. Так взрослый имитирует движения младенца, которого мать кормит грудью. Выполняя это упражнение примерно 10 минут, человек действительно начинает испытывать необъяснимую эйфорию, близкую к той, которую переживает сосущий ребенок.

Среди всех млекопитающих человеческое молоко – самое жидкое. Оно быстрее всех остальных усваивается в организме детеныша и требует наиболее частого сосания. Для сравнения, молоко крольчихи напоминает по консистенции зубную пасту. Своих малышей она кормит всего лишь один раз в сутки. Напомню, что активное сосание с усилием способствует созреванию мозга, а человеческие дети заняты им гораздо чаще, чем потомство других животных. Нет ли здесь связи с тем, что человек – самое высокоразвитое млекопитающее?

Молоко есть - его не может не быть

Каждой матери нужно знать, что грудное вскармливание – это естественное продолжение беременности и родов. Для женского организма все это – взаимосвязанные этапы одного и того же пути. Поэтому молоко у мамы обязательно будет. «Мало» или «Много» - это понятия, применимые скорее к коровам-рекордсменкам, чем к кормящим женщинам. Вам ведь нужны не удои, опережающие план, а молоко для одного-единственного, вашего ребенка. Будьте уверенны: его хватит.

Однако если часто на протяжении беременности думать: «А вдруг у меня будет мало молока?», если долго и тревожно разглядывать своего ребенка, выискивая признаки истощения, взвешивать его после каждого кормления и выносить себе категоричный приговор: «Я не в состоянии дать ему достаточно пищи», если дотошно выяснять, сколько ребенокдолжен прибавлять в весе, то лактация обязательно будет ухудшаться, пока не пропадет совсем.

Так произойдет потому, что организм матери будет стараться ограждать женщину от травмирующего ее фактора, в данном случае, от кормления грудью. Так приходится расплачиваться тревожным мамам за свою излишнюю мнительность. Самое грустное, что у этих женщин зачастую нет рядом никого, кто мог бы поддержать их, помочь избавиться от сомнений. Наоборот, родственники, врачи, знакомые в один голос твердят о том, что нет для малыша ничего страшнее плохой прибавки в весе, и, если это происходит, то его обязательно нужно докармливать смесями.

Даже если молодая мама и слышала что-то о вреде бутылочек, сосок, допаиваний и прикормов, под давлением окружающих она, весьма вероятно, кинется спасать свое чадо от голодной смерти. Свою роль здесь сыграет и доступность всех средств, заменяющих материнскую грудь. Почему-то, готовя приданное для ребенка, родственники часто воспринимают как само собой разумеющееся, что малышу понадобятся бутылка и соска. А ведь если вещь есть в доме, то рано или поздно ею воспользуются.

Когда-нибудь, после долгого и изнурительного плача младенца, мать решит, что все средства испробованы, и ребенок на самом деле голоден. Тут-то и пойдет в ход «спасительная» бутылочка. Однажды успокоив малыша таким средством, родители станут прибегать к нему все чаще и чаще, и в один «прекрасный» день ребенок просто не захочет прикладывать усилия для добывания молока из груди.

А ведь всего этого можно было бы избежать, если бы мама еще до рождения малыша осознала, что грудное вскармливание – это не работа, не обязанность, которая может быть выполнена плохо или хорошо. Общаясь с ребенком, матери стоит прислушиваться к своим побуждениям, следовать интуиции и получать от этого удовольствие.

У индейцев племени Сиу существует такой обычай. Если мама новорожденного младенца умирает (а только в таком случае она не может выкормить ребенка сама), то эту миссию берет на себя ее мать, бабушка, сестра или любая женщина из ее семьи, которая уже родила и выкормила своего малыша (такие кормилицы часто прикладывают младенца к груди, и через 2-3 дня у них начинает вырабатываться молоко). Это важное дело ни за что не доверят чужой женщине. Индейцы считают, что ребенок буквально впитывает с молоком матери силу своих предков и только так обретает принадлежность к своему роду.

Несколько ростовских мам поделились с журналом «Семь нянек» своим опытом грудного вскармливания. Истории оказались совершенно разными. Прокомментировать их мы попросили перинатального психолога и семейного психотерапевта Ирину Владимировну Вшивкову.

Ольга, 27 лет, аспирант:

Проблемы начались еще в роддоме, когда возникла необходимость сцеживать молоко. Когда я спрашивала у медперсонала, как именно это делается, чаще всего мне просто нажимали на грудь с такой силой, что из нее во все стороны брызгало молоко, а из глаз – слезы. Сама я бы ни за что не повторила этого, поэтому такая помощь оказывалась бесполезной.

Я очень хорошо понимала, как грудное вскармливание важно для моего сына, сопоставимо по значению, например, с тем, чтобы уберечь его от армии. После того, как ребенок прекращал сосать, он проявлял признаки беспокойства, нервничал, но прибавлял в весе нормально. Видимо, еды ему хватало «впритык». Поэтому все силы были брошены на то, чтобы сохранить лактацию и усилить ее. Муж поддерживал меня, избавлял от необходимости стирать пеленки или содержать квартиру в образцовой чистоте.

Практически все время я посвящала кормлениям: до – отдыхала, завернувшись в теплый плед, пила чай с молоком, успокаивалась и расслаблялась; после – сцеживалась по капле, сколько хватало терпения. После четырех месяцев стараний все наладилось. Последние кормления грудью мы прекратили, когда сыну было уже 11 месяцев, а до полугода он питался исключительно моим молоком. Что касается вскармливания второго ребенка, то оно прошло без особых проблем.

Мнение психолога:

Тревога рождает проблему. Ольга отмечает: «прибавлял в весе нормально», и «после того, как ребенок прекращал сосать, он проявлял признаки беспокойства, нервничал». Вывод о том, что ребенок нервничал из-за нехватки молока - сделан не верно. Вспомните себя: бывают такие ситуации, когда чувствовал голод, поел, встал из-за стола, а удовлетворения нет – чего-то еще хочется. Подумал-подумал и понял: полежать, почитать, пообщаться и т.д. Ваш ребенок нервничал, скорее всего, не потому, что голоден, а потому, что ему хотелось еще чего-то: может просто поиграть у груди, понежиться рядом с мамой …

Часто дети нервничают после кормления у тревожных мам. Не секрет, что наш организм устроен так, что многие микробы и вредные вещества не попадают в молоко, зато настроение матери, ее психологическое состояние обязательно вместе с молоком передается малышу. Вот почему все говорят о том, что кормить надо в спокойном, расслабленном состоянии. Искусственное питание не содержит эмоционального компонента, поэтому после него дети находятся просто в состоянии пищевого насыщения. Что касается второго ребенка, то возможно проблем с ним не было, так как мама была в другом психологическом состоянии.

Любовь, 45 лет, бухгалтер:

Во время своей первой беременности я ходила в поликлинику на занятия для будущих мам, и там нам рассказывали, что все женщины в разной степени подходят для грудного вскармливания. У кого-то от природы много молока, а кто-то не приспособлен выкормить ребенка. Когда сын родился, у меня было очень мало молока, он не наедался, день и ночь кричал, плохо прибавлял в весе. Это продолжалось до тех пор, пока я не стала докармливать его смесями.

Вскоре от груди он отказался совсем. Питаясь «Малюткой», ребенок, по крайней мере, был сыт и спокоен. Когда через пять лет родилась дочь, она с первых же дней была на искусственном вскармливании, т.к. у меня вообще не было молока. Конечно, очень хотелось бы самостоятельно выкормить своих детей, но, в конце концов, самое главное – чтобы ребенок был здоров, доволен, чтобы он всегда знал, что рядом есть мама и что она его любит. А этого, я думаю, можно достичь и без грудного вскармливания.

Мнение психолога:

Влияние или желание. Еще одна ситуация, когда возникают проблемы с грудным вскармливанием, это воздействие чужого опыта или, тем более, мнения авторитетного специалиста. На курсах рассказали о различной способности женщин к грудному вскармливанию. У любой женщины может проскользнуть мысль: «А вдруг именно я не приспособлена?».

Как мы знаем, мысль материальна, т.е. если мы о чем-то часто думаем, это случается. Мне могут возразить: мол, на курсах было несколько женщин и многие из них кормили грудью без всяких проблем. Дело в том, что женщины психологически разные.

Кто-то уверен в себе, нелегко поддается внешнему влиянию, и его мнение о себе в большей степени зависит от них самих, нежели от посторонних. Другие в силу низкой самооценки или внушаемости больше подвержены чужому влиянию и авторитетное мнение может легко поменять их собственное мнение о себе. Но даже среди последних будут те женщины, которые смогут кормить.

Кроме того, у каждой женщины есть свои глубинные психологические мотивы: отношение к себе, к этому ребенку, к этой беременности, к возможности позволять использовать кому-то свое тело и т. д. Многие из тех, кто по каким-то причинам не смог кормить грудью, подсознательно были против такого использования своего тела.

Секрет в том, что человеческий организм тонко чувствует все наши внутренние желания: если нам чего-то очень не хочется, то он (организм) всегда поможет. Некоторые мамы могут возразить: «Но я действительно хотела кормить, читала литературу, училась на курсах, сцеживалась и т.д.». Да, но курсы мы тоже выбираем исходя из наших внутренних мотивов и установок: одни выберут те, где говорят: «Все могут кормить! Немолочные мамы – обычный миф», а другие – такие, где мамам внушают обратное.

Я согласна с Любовью, что «главное – чтобы ребенок был здоров, доволен, чтобы он всегда знал, что рядом есть мама и что она его любит». Хочу лишь заметить, что грудное вскармливание все-таки не только питание. Это одна из форм выражения любви, это возможность для ребенка получить первый опыт телесного взаимодействия с другим человеком.

Из письма читательницы журнала «Семь нянек» Катерины Погонцевой:

Когда моя дочь родилась весом 4800 г, врачи в роддоме были категоричны: «Своим молоком ты ее прокормить не сможешь. Попроси родственников, чтобы они купили и передали тебе молочную смесь, а иначе твой ребенок будет постоянно голоден».

Такое впечатление, что с моей дочуркой они провели аналогичную беседу, поскольку первые два дня своей жизни она отказывалась брать грудь, только смесь из бутылки. Я была в отчаянии. На третий день у меня появились уплотнения в груди, она покраснела, стала необыкновенно горячей и болезненной. И вот, в ночь с третьего на четвертый день моя Дуняша – помню, как сейчас – взяла грудь. Распробовав молоко и поняв его явное преимущество перед молочной смесью, она стала жадно сосать.

В течение полугода я кормила дочку грудью, без прикорма, и она отлично набирала вес и рост. Моя Евдокия болела гораздо реже своих ровесников (и даже взрослых домочадцев). «Ну и как долго ты думаешь кормить грудью?» - часто спрашивают меня. Думаю, это определит мой малыш.

Мнение психолога:

Иногда именно врачи стимулируют переход к искусственному вскармливанию. Им так проще, меньше забот: не надо мучиться и помогать настроить кормление, можно в соответствии со стандартами (без индивидуального подхода) наблюдать за развитием ребенка и, наконец, можно назначать матери любые медицинские препараты. Часто можно встретиться с такой ситуацией: у кормящей матери возник сбой в здоровье, какая-то кризисная ситуация, потребовавшая вызова скорой.

Врачи приезжают, начинают вникать, делать назначения и тут слышат вопрос: «А как это может отразиться на ребенке, я еще кормлю грудью?». И часто в ответ: «Как еще кормите? Пора переходить на прикорм, и вообще, сейчас надо думать о вашем здоровье, перевязывайте грудь и лечитесь». Сколько при этом месяцев ребенку, неважно.

Мне лично бригада скорой помощи дала такой совет, когда сыну было всего 3 месяца (а надо-то было всего остановить зубное кровотечение). Моей последней клиентке врач дал этот же совет при полуторамесячном ребенке и банальном ОРЗ с высокой температурой (другой же врач, немного подумав, подобрал безопасный для малыша метод лечения).

Надежда Бешкова

журнал для родителей «Семь нянек»
г.Ростов-на-Дону

02.10.2014
986

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще