Заказать рекламу

Валеопсихологические аспекты перинатальной психологии

В последнее время появилось и быстро набирает силу новое научно-практическое направление —валеология, которое зародилось в нашей стране.

1. Что такое валеопсихология?

В последнее время появилось и быстро набирает силу новое научно-практическое направление —валеология, которое зародилось в нашей стране. Термин был предложен ученым из Санкт-Петербурга И.И.Брехманом. Само слово "валео" в переводе с латинского означает "быть здоровым". Таким образом, валеология — наука о том, как поддерживать, укреплять и развиватьздоровье. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты.

Основная задача данной науки — повышение количества и качестваздоровья, включение человека в процесс формирования собственногоздоровья. Особенно хочется подчеркнуть, что здоровье не является самоцелью, а лишь средством, позволяющим более полно реализовать свой жизненный потенциал. Ещё Сократ говорил что, "здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто".

Валеология ставит своей целью интеграцию знания и опыта, полученного в разных сферах человеческого бытия, таких, как различные религиозные школы, эзотерические культы, различные направления физического и духовного совершенствования, делая при этом акцент на огромных возможностях, заложенных природой в самом человеке, показывает пути развития их и вооружает каждого человека знанием об этих путях и способах определения своего уникального пути. Таким образом, валеология помогает познать, выявить и развить скрытые психические и энергетические способности.

В валеологическом подходе слились воедино стремления врачей, психологов и педагогов, представителей искусства и религии, направленные на формированию Нового Человека со здоровым телом, душой, разумом и духом, который сам выбирает здоровый стиль жизни.

С позициивалеологиивсе проблемы человеческого бытия порождены нашим сознанием и фундаментальное решение всех этих проблем, в том числе и проблемыздоровьяможет быть найдено только при условии целенаправленного изменения сознания людей.

Как синтез двух ветвей знаний —психологииивалеологиивозникает новое научное направление — валеопсихология илипсихологияздоровья. Основной принцип этой науки можно сформулировать следующим образом: "Человек — познай и сотвори себя".

Главной целью валеопсихологии является всестороннее совершенствование человека, формирование оптимального способа бытия человека, определение пространства становления человека, формирование реальных идеалов, а также нахождение способов их достижения. Валеопсихология стремится помочь человеку как в гармонизации его внутреннего мира, так и в отношениях с окружением. Она делает акцент на помощи человеку в творческом процессе преобразования себя, в творческом процессе здоровьетворения.

Понимаяздоровьекак состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) человека и постоянно меняющимися условиями среды. Такое определение здоровья легло в основу понимания валеопсихологии в семинарах, проведенных в Санкт-Петербурге академиком В.П.Петленко.

2. Что такое психическое здоровье: понятие и критерии.

Самое общее определение здоровья дают эксперты Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), определяя его как отсутствие психических и физических дефектов, а также как полное физическое, душевное и социальное благополучие. По определению Всемирной организации здравоохранения, психически здоровым следует считать человека, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и социальное благополучие, а также сохранена способность адекватной адаптации к окружающей природной и социальной среде, активной производственной и другой деятельности.

Применительно к психической деятельностинорма— это оптимальный уровень психического функционирования, дающий возможность полноценной деятельности человека не только в повседневных, но и в экстремальных природных и социальных условиях ("идеальное здоровье" в медицинском и социальном смысле). Психическоездоровьевключает и крайние варианты психических реакций, которые могут возникать в экстремальных уловиях у так называемых акцентуированных личностей и ограничивают адекватное выполнение их социальных обязанностей ("практическое здоровье").

Вопрос о разграничении психической нормы и патологии очень сложен, так как психические функции исключительно многообразны и индивидуальны. Понятие нормы в значительной мере зависит от исторической эпохи, социально-экономической структуры общества, расовой, национальной и общественной принадлежности, морали и многих других факторов.

Так, например, Брехман (1990) подчеркивает, чтоздоровье— это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой.

В отечественной психологии проблема психического многогранно отражена в работах Б.С.Братуся. Он рссматривает психическое здоровьекак структуру, имеющую сложное, поуровневое строение. Высший уровень психического здоровья — личностно-смысловой, или уровень личностного здоровья, который определяется качеством смысловых отношений человека.

Следующий уровень — уровень индивидуально-психологического здоровья, оценка которого зависит от способностей человека построить адекватные способы реализации смысловых устремлений. Наконец, уровень психофизиологическогоздоровья, который определяется особенностями внутренней, мозговой, нейрофизиологической организации актов психической деятельности.

Иными словами, здоровье можно определить как одну из интегральных характеристик личности, охватывающую как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением. Можно выделить четыре основных составляющих психического здоровья: внутренняя интеграция, согласованность структурных компонентов личности, гармоничная включенность в социум и самоактуализация.

Следует подчеркнуть, что основы психического здоровья закладываются еще в период внутриутрбного развития. Именно поэтому в последнее время начало уделяться серьезное внимание валеологическим аспектам перинатальной психологии.

3. Предмет , цели и задачи перинатальной психологии

Перинатальная психология- новая область знаний, которая изучает обстоятельства и закономерности развития психики человека на ранних этапах: антенатальной, интранатальной и неонатальной фазе, и их влияние на всю последующую жизнь личности.Перинатальная психологияфактически является одним из первых, этапов исследования личности посвященных изучению роли генетических и врожденных факторов в формировании психологических особенностей человека.

Ей принадлежит особая роль в получении достоверных данных о психическом, эмоциональном, интеллектуальном развитии ребенка во времябеременностии родов с целью практического применения этих знаний для получения поколения людей с лучшими качествами: более психически и физически здорового, умного, уверенного в себе, наполненного любовью к миру и окружающим, легко адаптирующимся в социальной среде, отвергающего насилие, бережно относящегося к природе.

В качестве задачперинатальной психологииможно выделить следующие:

n Выявление и научное объяснение тонких механизмов психической жизни человека в пренатальной фазе и процесс восприятия информации от матери и окружающего мира, закрепления этой информации в памяти неродившегося ребенка.

n Обнаружение, а при необходимости и устранение психологических, социальных, биологических помех, нарушающих развитие ребенка, что позволит предупреждать пре- и перинатально обусловленную дисгармонию личности.

n Разработка и научное обоснование технологии по дородовой охране матери и ребенка для первичной профилактики психических и психосоматических расстройств и заболеваний.

Перинатальная психологиясоприкасается с такими смежными областями знаний как медицина, генетика, эмбриология, валеология, акушерство, нейроэндокринология, психиатрия, психоанализ, философия, религия, этика.

Вопросы ставящиеся в рамках перинатальной психологии важны как для практической психотерапии , так и для теоретических исследований личности, природы сознания, антропологии. В самом деле есть два момента в жизни человека самых таинственных и непонятных, выводящих нас в сферы трансцендентного и мистического, в области опыта, где нас не могут удовлетворить лишь наукообразные объяснения процесса деления клеток или распада органической материи : рождение и смерть.

Две точки перехода между бытием и небытием. Детский вопрос: "где я был когда меня не было?", вероятно, не так уж наивен, эта смелая попытка приблизиться к основам человеческой жизни, которые будоражат умы философов и исследователей.

Являются ли эти вопросы познаваемыми, и какими методами может воспользоваться исследователь? Однозначно, что ответ не может быть получен в рамках строгого сциентисткого исследования . Об этом же свидетельствует и то, что вопросыперинатальной психологиивпервые стали обсуждаться в рамках гуманитарных наук и среди практикующих психотерапевтов.

Невзирая на то что сегодня еще не существует целостной модели пренатального развития, очевидно, что развивающаясяперинатальная психологияприведет к пересмотру сложившегося взгляда на беременную женщину, развивающийся плод и родовой процесс, Окажет существенное воздействие на ведение беременности, технологию родовспоможения, отношение к неродившемуся ребенку и новорожденному

4. Исторические корни перинатальной психологии.

Современнаяпренатальная психологиинаходиться в самом начале своего становления как целостной области знаний и черпает свои основания из четырех различных источников: из спонтанного мировозрения (уходящего своими корнями в мифологические представления о душе ребенка, древние ритуалы и поверья , существующие сегодня в качестве архитипов коллективного бессознательного), из обобщений автономно возникающих в самой пренатальной практике и практике современной психотерапии; из теорий беременности и внутриутробного развития человека, основанных на фактологии эмпирико-аналитических наук; феноменологии беременности, полученной средствами гуманитарных наук.

Некоторые вехи развития перинатальной психологии:

n 1971 году в Вене ученик З. Фрейда J H Graber, организовал Общество Пре- и Перинатальной Психологии .

n В 1982 году во Франции создана Национальная Ассоциация Пренатального Воспитания.

n В 1983 году в Торонто состоялся Первый Американский Конгресс по пре- и перинатальному воспитанию.

Подобные организации продолжают возникать и развиваться в разных странах. В последнии годы активность исследователей, занимающихся подобной проблематикой, увеличивается. Только в 1996 году состоялись следующие крупные международные конференции, посвященные вопросам перинатологии: в январе в Монако, в мае в Страсбурге, в июле в Тампере.

n 20 -22 марта 1997 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция “Перинатальная психология и родовспоможение", на которой было принято решение о создании Межрегиональной Ассоциации Перинатальной Психологии и Медицины России .

Представления о душе ребенка в мифологическом сознании и мировых религиях

Перинатальная психологияпрошла длинный путь накопления необычных и удивительных наблюдений, фактов, представленных в виде мифов, традиций ритуалов в древних культурах.

Если рассмотреть культурные традиции всех народов в отношении самых маленьких членов сообщества то можно выделить нечто общее: представления о мудрости и силе души, вселившейся в тело женщины и достаточно подробную схему социализацииребенка, начинающуюся в ритуализированном виде еще до рождения.

В древних текстах в образной мифологической форме описывается путь, проходимыйребенкомот зачатия до рождения; подчеркивается что этот путь является очень важным опытом, ресурсом знаний необходимых для последующей жизни в обществе; утверждается , что новорожденный младенец ничуть не отличается от взрослых по своей способности осознавать все происходящее, только осознает он это другим способом, более совершенным. Ребенок хранитель тайны бытия, он близок к предкам, к миру умерших. Известно выражение из Торы: “когда ребенок рождается Бог накладывает печать на его уста".

Кребенкуне относились как к существу не осознающему, примитивному по сравнению со взрослыми, напротив, он рассматривался как существо высокоразвитое, пришедшее на землю с определенной миссией. для которого важны не только физиологические условия существования, но и духовные процессы в его окружении, Об этом свидетельствует достаточно широко распространенный мифологический сюжет о рождении ребенка наделенного качествами необходимыми его народу в данный период развития.

Существовал целый слой культуры, который можно назвать перинатальной культурой, регламентирующий отношение к беременной женщине и ребенку в ее утробе. Считалось, что в периодбеременностиженщина приближалась к миру духов, становилась более просветленной и возвышенной, в этом проявлялось влияние вселившейся в нее души. Беременную почитали как человека наделенного особым статусом в сообществе, к ней водили молоденьких девушек, чтобы и их коснулась благодать снизошедшая на нее.

Большой почет и уважение, которым пользовалась беременная проявлялись еще и в том, что каждому ее чувству, действию, фантазии предписывался определенный смысл. Ее жизнь была строго регламентирована ритуалами и обрядами, исполнена значимостью Древние традиции показывают нам, что духовно-эмоциональные аспекты материнства считались важными не только после рождения ребенка, но и в период его вынашивания.

В традиционных культурах беременность и рождение всегда рассматривались как события сакральные, определяющие всю последующую жизнь человека. Египтяне, индийцы, кельты, африканцы и многие другие народы разработали свод законов для матерей, супружеских пар и общества в целом , которые обеспечивали ребенку наилучшие условия для развитияи жизни. Роды всегда проходили в специально выбранном и приготовленном для этого месте, что, безусловно, ставило это событие вне контекста обыденной жизни, кроме того существовали различные ритуалы направленные на общение с ребенком.

Например в Китае отец должени был пройти церемонию знакомства с малышом, рассказать ему о себе, поблагодарить за то, что был выбран в качестве родителя. В древней Индии беременной женщине предписывались занятия искусствами, духовными упражнениями, созерцанием красивых видов природы. Считалось, что при таких условиях формирование внутреннего мира ребенка, его души идет наиболее благоприятным образом.

Таким образом, включенность перинатального периода в общий контекст жизни естественно являлась источником знаний о важности этого периода в формировании будущего взрослого.

Накопление знаний о перинатальном развитии в медицине и физиологии.

Постепенно с усилением роли науки описанные выше представления были признаны атовизмами не заслуживающими внимания серьезного исследователя, а изучение беременности, родов и внутриутробного младенца было сведено к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам.

Данный подход нашел свое отражение и в психологической науке, признававшей важность первых лет жизни в формировании личности человека, но рассматривающей сознание новорожденного ребенка как чистый лист бумаги, на который только с началом внеутробной жизни начинают наноситься первые записи. Однако, факты накопленные как медициной так и психологией привели к пересмотру ранее сложившейся точки зрения и созданию ряда новых направлений в исследовании перинатального периода.

Впсихологииэто микропсихоанализ и трансперсональная психология, в медицине ряд новых исследований эндокринных и психических процессов плода. В 1985 году Н.Л. Гармашова и Н,Н, Константинова отмечали , что выделение перинатальной медицины в отдельную дисциплину стало возможным благодаря большим успехам в области физиологии , изучения внутриутробного развития и многим новым методам исследования плодов и новорожденных детей.

Этим было обусловленно то, что из выделенных в 1989 году G. Schusser основных направлений перинатологии (биохимическое, эндокринологическое, генетическое, психологическое, социологическое и др.) в нашей стране наибольшее развитие получили физиологическое и патофизиологическое. Исследований же касающихся развития психических функций будущегоребенкаи психичеких особенностей беременных было сравнительно немного. При этом они имели существенный недостаток: плод и беременная исследовались как бы изолированно друг от друга.

Развитие пренатальной физиологии как эмпирико-аналитической науки характеризуется следующими достижениями: признание объективности эмбриональной психики (Т. Верни “ Тайная жизнь ребенка до рождения").

Были обнаружены разнообразные способности внутриутробного человека, установлена опосредующая роль внутреннего мира матери в тех изменениях, которые внешняя среда оказывает на плод, доказаны связи между эмоциями беременных и постнатальным развитием младенца (Rottmann), сформулированна теория первичных адаптивных систем и описаны нейрогуморальные механизмы, преобразующие материнские эмоции в факторы воздействия на плод, как обучающие так и травмирующие (Odent) .

Следует сказать, в данной модели считается, что наибольшее значение для развития психикиребенкаимеют генетические и внешние факторы опосредованные психикой матери.

Современные теории внутриутробного психического развития.

В рамках современнойпсихологииможно выделить ряд направлений выводящих начало личностной истории из внутриутробного периода развития и занятых как практическими исследованиями в этой области так и теоретическими построениями. К таковым можно отнести Трансперсональную психологию, (С.Гроф), Микропсихоанализ (С. Фанти) и Дианетику (направление созданное Р.Хабардом.)

Трансперсональная психология рассматривает процесс течениябеременностии родов как ключевой в формировании психики и сознания человека, где события перинатального периода рассматриваются не как биологические, а как “ экзистенциальный кризис невероятного размаха “ и проявляется этот опыт в четырех типичных патернах переживаний соответствующих клиническим стадиям биологического рождения - перинатальных матрицах.

Сводка информации по базовым пренатальным матрицам представленна в таблице

БПМ - 1БПМ- 2БПМ -3БПМ -4

стадии родов

раннии сроки беременостипервая стадия родоввторая стадия родовнепосредственно момент рождения.
биологическая основа - опыт исходного симбиотического единства матери и плода, идеальные условия жизни в матке могут нарушаться психическими, физическими, химическими и биологическими факторами.Этот патерн относится к самому началу биологического рождения. Биологическое равновесие внутриматочного существования нарушается химическими выбросами, а затем и механическим сдавливанием. Плод периодически сжимается маточными сокращениями; шейка матки закрыта и выхода еще нет.На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличии от предыдущей - шейка матки теперь открыта и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется мучительная борьба за выживание, часто высокая степень гипоксии и удушье. Плод может испытывать непосредственный контакт с такими биологическими материалами как кровь, слизь, околоплодная жидкость, моча и даже кал. Нежная головка ребенка втискивается в узкую тазовую полость сокращениями огромной силы ( 50 - 100 фунтов).Мучительный процесс борьбы за рождени подходит к концу, и за пиком боли и напряжения наступает огромное понижение давления и релаксация. Ребенок родился и после долгого периода темноты впервые сталкивается с ярким светом, после отсечения пуповины прекращается телесная связь с матерью и ребенок вступает в новое существование как биологически независимый индивид.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ на психотерапевтических сеансах

Безмятежная внутриматочная жизнь: реалистичные воспоминания о “хорошей матке", океанический тип экстаза, природа в своем лучшем проявлении - “мать природа", опыт космического единства.Нарушения внутриутробной жизни: реалистичные воспоминания о плохой матке( критические состояния плода, болезни. эмоциональные срывы у матери, попытки абортов), неприятные телесные проявления (дрожь, неприятный вкус, ощущение отравленности)космическое поглощение, безмерные телесные и душевные муки,невыносимая и безысходная ситуация , которой не видно конца, чувство загнанности в ловушку или клетку.Ощущение надвигающейся тревоги и тотальной опасности Среди стандартных компонентов этой матрицы мучитильные ощущения одиночества, беспомощьность , безнадежность.неприятные телесные ощущения( гнета, давления, сердечная недостаточность, жари озноб, затрудненное дыхание.)Усиление страданий до космических размеров; грань между болью и удовольствием; вулканический тип экстаза. Мощные телесные переживания (сдавливания и боль, удушье , мышечное напряжение, судороги, тошнота и рвота, жар и озноб,потливость и сердечная недостаточность, звон в ушах)Как и в других матрицах некоторые относящиеся к этой матрице переживания представляют точную имитацию реальных биологических событий. расширение пространства, иллюминативный тип экстаза, видения прекрасных цветов отсутствие внешнего сдавливания одновременно чувство полной аннигиляции связанное с полным и мгновенным уничтожением всех прежних опорных точек в жизни индивида. Сразу вслед за этим человек испытывает глубокое чувство духовного освобождения и спасения, что сопровождается потоком положительных эмоций в отношении себя , других , существования вообще.

Данные перинатальные матрицы являются тем основанием, на котором выстраивается личность человека. Именно они определяют психотип. Установки по отношению к себе, другим, миру. Более того из них автор выводит происхождение различных психопатологий и психосоматических заболеваний таких как ( см. таблицу)

БПМ -1БПМ - 2БПМ -3БПМ - 4
Шизофренические психозы с пароноидальной симптоматикой: чувства мистического союза, столкновения с силами зла; ипохондрия , основанная на странных телесных ощущениях, истерические галлюцинации и смешение грез с реальностью.Шизофренические психозы( адские муки, опыт бессмысленного картонного мира) тяжелая, заторможенная “эндогенная" депрессия; ипохондрия (вызванная болезненными телесными ощущениями); алкоголизм, наркомания, псориаз, язва желудкаТревожная депрессия, сексуальные отклонения(садомазохизм, мужской гомосексуализм); невроз навязчивых состояний, психогенная астма, тики и заикания; конверсивная и тревожная истерия, травматические и вегетативные неврозы; мигрень, энурез, и энкопрез.шизофренические психозы (опыт смерти -возрождения, мессианский бред); маниакальная симптоматика; женский гомосексуализм; эксгибиционализм.

Т. о. видно, что негативный перинатальный опыт может отрицательно влиять на психическое и физическое здоровье личности.

Микропсихоанализ включает элементы классического психоанализа и современные достижения атомной физики и молекулярной биологии. Данный метод выявляет влияние на плод сексуальной активности матери. Плод в утробе проходит этап сексуального ученичества, отвечая на малейшую деталь материнской сексуальности клеточным эротизмом. Таким образом, микропсихоанализ развивает учение Фрейда о сексуальном развитии ребенка, помещая начало процесса развития во внутриутробный период. Отношение между матерью и плодом С. Фанти описывает как попытки взаимного уничтожения.

Сходную точку зрения можно обнаружить в рамках дианетики. Здесь также исследуются процессы фиксирования информации в клеточных структурах в период перинатального развития. Утверждается, что начиная с момента зачатия на клеточном уровне сохраняются сведения обо всех внешних и внутренних факторах, воздействующих наребенкав утробе.

Причем, происходит восприятие информации закодированной в гормональных и физических (поглаживания, толчки, падения) воздействиях и в словесных высказываниях. Все эти послания значительным образом влияют на последующее развитие (как физическое так и психическое) и становление человека, проявляясь в различных программах самоуничтожения: наркомания, алкоголизм, подверженность несчастным случаям тяжелые неизлечимые заболевания и т.д..

Обширные исследования, проведеные в области человеческого бессознательного позволили обнаружить в человеческой психике уровень, который можно назвать перинатальным, являющийся базовым, трудноосозноваемым (лишь при помоши специальных психотехник см. раздел “психотерапия опыта рождения") и оказывающим значительне влияние на личность.

5. Валеопсихологический подход к проблемам перинатального развития

Валеопсихологический подход предполагает, что ребенок и мать представляют собой целостную симбиотическую систему, в которой значимыми являеются не только физиологические, но и духовно-эмоциональные влияния как со стороны матери так и со стороны плода.

В целом валеологический подход к данной проблеме характеризуется следующими положениями:

n невозможность проведения грани между так называемым психическим и соматическим феноменом, сома и психика представляют собой единую энергоинформационную систему с обоюдным влиянием и взаимозависимостью в том числе и от социокультурного окружения;

n Человеческая жизнь непрерывна и каждая стадия развития является очень важной, все стадии взаимозависимы и неотделимы от целого, представленного неразделимым организмом со всеми функциями и уровнями: биологическим, психологическим, социальным и т.д.

n Зачатие - начало человеческой жизни, пренатальная стадия жизни является первой экологической позицией человеческого существования , где мы находимся в плодотворном диалоге с нашими матерями, и их окружением.

n Качество материнской жизни отражается на ребенке. Состояние психического и соматическогоздоровьяматери и отца отражаются на репродуктивной функции и здоровье следующего поколения.

6. Психологические аспекты беременности, влияние негативных установок матери на перинатальный опыт . Последствия для психического здоровья личности.

Нарушения перинатального опыта могут возникать как по причинам физиологическим так и в связи с негативным влиянием материнских установок и отношений. Взаимовлияния матери и плода, изменения, происходящие в психике и поведении беременной женщины и их влияние на психическое и физическоездоровьематери и ребенка является областью интересов валеопсихологии.

Здесь беременнаяженщинаи ееребенокрассматриваются как целостная симбиотическая система остающаяся таковой не только на момент вынашивания ребенка но и после родов. Нормальным считается поддержание симбиотических отношений до трехлетнего возраста, более раннее или белее поздние их прерывание оказывает негативное влияние на психологическое развитие и здоровье ребенка и психическое здоровье матери (З. Фрейд, Э. Берн, Я.Л. Морено.) Значимыми является не только различные аспекты состояний двух элементов данной системы но и отношения между ними.

Важность раннего общения матери иребенкадля психологической полноценности личности подчеркивается многими исследователями. Именно в этот период в общении с матерью у ребенка формируется базисное доверие к миру, что не может быть восполнено в последующей жизни. “Достаточное физическое и эмоциональное удовлетворение со стороны матери формирует тот слой первичного доверия к миру, который окрашивает всю дальнейшую жизнь.

Напротив, в силу ущербности матери или враждебности окружения у ребенка возникает чувство недоверия к миру и личностной неустойчивости" (Э.Эриксон “ О материнстве и детстве.") З. Фрейд так же выводил невротические симптомы и черты характера из нарушений в раннем детстве, связывая их со специфическими страхами и травмами матери. ( З. Фрейд “ Введение в психоанализ : Лекции “ с. 127, 375 - 376). Л.С. Выготский в концепции зон ближайшего развития говорит о том, что лишение матери от рождения до трех лет приводит к тяжелым последствиям. Такие дети агрессивны, жестоки, раздражительны.

Но все более становится ясным, что влияние материнской установки начинается гораздо раньше “истинное воспитание начинается до рождения, только оно могущественно и эффективно и не поддается уничтожению" (Айванхов “ Воспитание до рождения"). У Гегеля (“Философия духа.

Энциклопедия философских наук “ т.3 с. 141) есть интересное рассуждение о влиянии матери на формирование души ребенка еще до рождения: “ ...ребенокв утробе матери , напротив обнаруживает такую душу, которая обладает действительным для себя бытием еще не внем самом, а только в матери, почему его душа и не в состоянии поддерживать сама себя, но скорее поддерживается только душою матери" Далее Гегель говорит о том, что душа ребенка открыта для непосредственного воздействия на нее души матери.

Идеи философов подтверждаются последними исследованиями психологов и медиков. Интересны наблюдения детского психотерапевта А.И. Захарова: “...большинство детей которых “не ждали" в дальнейше заболевают неврозом страха" или “ Дети, пренатальное развитие которых усложнилось угрозой выкидыша, впоследствии чаще заболевают неврозом страха"( А.И. Захаров “Как предупредить отклонения в поведении детей" М. 1986г. с.18).

Многими исследователями подчеркивается неблагоприятное влияние эмоционального стресса матери на внутриутробное развитие ребенка, протеканиебеременностии роды. Существуют данные о случаях развития неврозов у детей в результате антенатальных психогенных факторов(А.И. Захаров “Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов" СПб 1997).

Причем подчеркивается, что у девочек стресс матери распространяется на большее число антенатальных и перенатальных отклонений, чем у мальчиков. Другими словами организм у девочек более разнообразно отвечает на стресс матери. В то же время у мальчиков чаще встречаются отклонения в развитии в следствии стресса матери. Рассмотрев конкретно патологические влияния стресса матери, можно обнаружить следующее :

n переживания из-за отношений с супругом, обусловленные конфликтными межличностными отношениями приводят к эмоциональной неудовлетворенности, отсутствию рефлекторного крика новорожденного (без наличия асфиксии), что расценивается как проявление психогенной заторможенности у мальчиков. У девочек подобные переживания матери часто способствуют угрозе выкидыша;

n волнения в началебеременностиотражаются на пролонгированном течении родов у мальчиков и преждевременных родах у девочек;

n состояния эмоциональной неудовлетворенности образуют стрессовый комплекс в виде повышенной раздражительности, нарушении сна, подверженности испугам и семейным переживаниям;

n перегрузки в учебе или на работе способствуют быстрым и стремительным родам и отсутствию крика при рождении девочек;

n нарушение сна при беременности для мальчиков чреваты обвитием пуповины вокруг шеи при рождении, а для девочек - быстрыми, стремительными родами.

Т.о. А.И. Захаров доказывает, что эмоциональный стресс при беременностиотрицательным образом сказывается на самом течении родов, порождая различные трудности как со стороны матери так и со стороны ребенка. Все это предполагает необходимость тщательного исследования психологического состояния беременных, тем более, что до последнего времени беременность рассматривалась как сугубо физиологический процесс.

Для многих женщин время первойбеременностиявляется периодом сильных эмоциональных переживаний, которые могут сопровождать дальнейшее становление и созревания собственного Я беременной, ее развитие в полноценного взрослого человека, могущего в дальнейшем заботиться о беспомощном и требовательном младенце.

Для других же беременных это время, когда созревают болезненные и пугающие переживания, приводящие к регрессу на более ранней стадии развития, и осложняющие как процесс вынашивания ребенка ( различные патологии беременности), так и течение родов и последующие детско-родительские отношения, делая их патологичными и деструктивными .

C психологической точки зрения правомерно говорить о синдроме беременности, как новом психогенном состоянии, ограниченным определенным периодом времени, который начинается не в день зачатия, а при осознании женщиной своего нового положения. Синдромбеременностихарактеризуется следующими симптомами:

n Аффект осознания себя беременной

n Симптом принятия решения

n Симптом нового “Я": рефлексивное принятие измененного собственного образа “Я- в положении" и признание физиологических изменений в своем организме.

n Симптом эмоциональной лабильности : эмоциональная дезадаптивность , колебание фона настроения.

n Симптом противоречивого отношения кбеременности: с одной стороны гордость за свою полноценность, возможность самореализации, переживание идентичности собственному полу, с другой - страх и беспокойство, порожденные фантазиями и социально навязанными установками.

n Симптом принятия новой жизни в себе: психическая перестройка самосознания женщины с постепенным включением в него образа ребенка. Для самой будущей матери вместе с ребенком вынашивается готовность к выполнению материнской миссии.

n Симптомперинатальнойдисморфофобии: чувства тревоги за здоровье и полноценность будущего ребенка.

n Симптом завышенных притязаний по отношению к другим: склонность наделять сво

08.10.2014
1581

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще