Заказать рекламу

Введение в пренатальную психологию

Все предшествующие теории психического развития опирались на тождество психического и прижизненного. Считалось, что новорожденный подобен чистому листу бумаги, на которой только после рождения начинают наносится первые записи и его психика лишена памяти, эго, объектов и какой бы то ни было психической структуры.

Человечество не однажды оказывалось перед необходимостью менять устоявшиеся стереотипы и представления Первым примером является Дж. Бруно, которого сожгли на костре за утверждение о том, что Земля вращается вокруг солнца и тем самым оскорбил все человечество в лучших чувствах.

З. Фрейд своим учением о истоках человеческого поведения так же серьезно задел самолюбие людей Венгерский акушер Игнац Земельвейс догадавшийся об инфекционной природе послеродового сепсиса оскорбил своих коллег, предложив им мыть руки в хлорной воде перед обследованием рожениц. Английский акушер Грантли Дик, предложивший идею родов без насилия над роженицами и новорожденными, был изгнан из Великобритании.

Сегодня множество открытий пренатальной психологии абсолютно игнорируются официальной медициной и академической наукой. Для понимания многих феноменов которые рассматриваются в рамках пренатальной психологии необходимо вернуться к идеям выдвинутым еще в 1932 г. нейрофизиологм Ч. Шерингтоном, лауреатом нобелевской премии за открытие функций нейронов, о том, что мозг и сознание разделены.

Эту идею разделял и другой нобелевский лауреат (1963) тоже нейрофизиолог Дж. Экклс полагавший, что «мозг не является продуцентом мысли а лишь её акцептором», гипотезу поддержал и академик Бехтерев,с оговоркой, что это не касается мышления направленного на обеспечение биологических функций организма. С. Гроф так говорит об этом «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который покрутив разные ручки его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике»

Пренатальная психология (ПП) - новая отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития на ранних стадиях онтогенеза – антенатальной, перинатальной, интранатальной и неонатальной и последующее влияние на жизнь человека.

ПП сравнительно молодая отрасль психологии она начала формироваться в 80–х годах 20 века. С чем связанно столь позднее развитие данной области человекознания? Причин можно назвать несколько:

Философско–мировозренческие – от стоиков к Аристотелю и Локку сложилась традиция отождествления психического и прижизненного.

Методологические - сложность изучения психической жизни плода (исследование реакций не является сугубо психологическим методом).

Психологические – рождение и смерть как две точки перехода всегда присутствуют в человеческом подсознании и являются сильнейшим источником тревоги. В связи с этим обращение к исследованиям жизни плода в утробе достаточно долго не становилось областью научных интересов.

В то время как в мифологии, традициях, обрядах данная тема повсеместно присутствует и является одной из центральных. (н-р на Руси в обязанности повитухи входило не только принятие родов и забота о роженице иноворожденном но и отправление похоронных обрядов и забота о покойнике, традиция отмечать девятый и сороковой день после рождения аналогична таковым после смерти). Этим же можно объяснить и тот факт, что история изучения других внутренних органов, столь же недоступных взгляду исследователя насчитывает уже несколько веков.

Лишь когда произошло совпадение трех исторических и научных тенденций – интереса к детству и в частности к началу личности, достижений в области медицины позволивших изучать условия жизни в матке и непосредственных реакций плода на разные стимулы и накопление фактов, полученных в психологической практике исследования глубинных областей человеческой психики начала развиваться пренатальная психология.

Психолог, психотерапевт
Могилевская Е. В.

08.10.2014
289

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще