Заказать рекламу

Чудеса в животе

Никогда не забуду, как первый раз увидела своего сына, за три месяца до его рождения на мониторе аппарата УЗИ. Он сосал палец и ритмично кивал головой. Матери меня поймут: в такой момент думается: «Как жаль, что невозможно постоянно носить с собой такой экран, на котором было бы видно, как растет и чем занимается ребенок».

Конечно, мы не можем своими глазами наблюдать, как развивается малыш, но медициной, психологией и другими науками наработано немало данных о том, что происходит с ребенком, начиная от слияния родительских клеточек и до появления на свет вполне жизнеспособного существа. Много интересного и необычного о внутриутробном развитии человека нам рассказали кандидаты психологических наук: Елена Могилевская (основатель спецфакультета пренатальной психологии и психологии родительства при Ростовском Госуниверситете) и Елена Агнаева (детский психотерапевт).

Каким он будет?

В тот момент, когда весь будущий человек помещается в пока единственной клеточке (зиготе), многое в нем уже предопределено. Запас здоровья, тип темперамента, черты внешности – это та основа, из которой впоследствии разовьется уникальная личность вашего ребенка. На протяжении первых недель после своего зачатия человек представляет собой сгусток клеток, но уже в это время в душе ребенка созревают и вступают в борьбу две противоположные силы – стремление к жизни и тяга к смерти.

От того, как именно разрешится это противоречие, во многом зависит вся дальнейшая жизнь еще не родившегося человека. Кстати, можно убедиться в том, что глубинное желание жить присуще не всем, если понаблюдать за поведением животных. Одна особь в случае опасности мобилизует все силы, а другая перестает сопротивляться и покорно принимает смерть. Подобное поведение встречаются и у людей.

Иногда врачи удивляются тому, с какой яростью рвется появиться на свет, казалось бы, не очень крепкий ребенок. Это не имеет ничего общего со здоровьем и вообще с трудом подвергается рациональному объяснению. Встречается и обратная ситуация: с малышом постоянно что-нибудь приключается, причем, виной всем неприятностям – его собственные активные действия.

Почему, например, одни дети равнодушны к розетке, а другие лезут туда постоянно? Специалисты считают, что это не имеет никакого отношения к любопытству. Виновата иррациональная тяга к саморазрушению, которая была заложена в ребенке в самом начале его внутриутробного развития.

Почему же в некоторых случаях стремление к смерти одерживает верх над жизненной силой? Что могут сделать мамы, чтобы предотвратить такую участь ребенка? Оказывается, определяющим фактором здесь выступает то, насколько нужен новый человек родителям. Причем, парадоксально, самым вредным для будущего малышастановится не враждебность и неприятие мамы, а ее сомнение.

Находясь в ситуации неопределенности, пока мать думает «оставлять» ли ребенка, зародыш испытывает тяжелый стресс. Поэтому родителям стоит поторопиться с решением. Если вы все-таки поняли, что хотите рождения малыша, то необходимо честно побеседовать с ним: «Мама с папой были неправы, но теперь все закончилось. Ты остаешься с нами, мы тебя любим. Прости нас, что заставили тебя помучиться».

Не обладая еще ни одним органом, необходимым для понимания речи, ребенок, тем не менее, воспримет сказанное на интуитивном уровне, и это поможет наладить ситуацию. В противном случае, вся его дальнейшая жизнь сильно усложнится – такая личность приобретет массу психологических проблем, практически не поддающихся никакой психотерапии.

А отношения с родителями у этого ребенка, скорее всего, сложатся таким образом, что он постоянно будет требовать подтверждения своей нужности не словом, а делом. Не услышав, что он необходим маме и папе, малыш будет с завидным упорством проглатывать пуговицы, подхватывать редкие болезни, падать с крыши, вынуждая близких спасать его.

Что касается нежеланных детей, то очень часто незапланированность их появления идет малышам только на пользу. Пока мать не знает, что внутри нее зародилась новая жизнь, будущий ребенок активно набирает силы, проникается маминой энергетикой.

Незнание женщины надежно защищает ее дитя от разрушительного влияния сомнения и неопределенности. Вероятно, ребенок, появившийся вопреки желанию родителей, окажется весьма крепким. Ему все время придется преодолевать негативные влияния и развивать свою жизненную силу. В дальнейшем такие люди бурно выражают свои эмоции, во всем проявляют инициативу, смелы, напористы и авантюрны.

Всем понятно, что наиболее гармонично развивается плод, которому посчастливилось быть зачатым по желанию родителей и в нужное им время. Но и здесь важно обойтись без крайностей. Ведь если у женщины долгое время не получается забеременеть, то желание иметь ребенка может стать чуть ли не навязчивой идеей.

Описаны случаи, когда у таких пар рождались ослабленные, вялые дети, чья судьба складывалась весьма странно. Они мало действовали, почти ничего не достигали в жизни, и, казалось, основной смысл существования этих людей сводился к тому, что они необходимы своим родителям. Конечно, никто из нас не желает подобного своему ребенку.


Узнав о наступившей беременности, мамам стоит придерживаться следующих правил:

-как можно скорее определиться со своим отношением к будущему ребенку

-если вы решили, что беременность желанная, но после некоторых сомнений, не стоит винить себя за них, лучше успокойтесь и настройтесь на общение с малышом.

-поговорите с ребенком, расскажите о том, как любите его

-избавьте себя, по возможности, от стрессовых ситуаций, неприятных разговоров и всего, что может расстроить вас и ребенка

-ребенок – не ваша собственность! главная ценность нового существа состоит совсем не в том, что это ваше продолжение; помните, что ваш ребенок – это самостоятельная личность, со своими собственными устремлениями, желаниями и планами, с уникальным предназначением в этой жизни; ваша задача – радостно принять его появление и помочь реализовать его собственные задатки.


Все понимает, как трехлетний

Чем старше становится плод в утробе матери, тем разнообразнее он реагирует на воздействия внешнего мира. Если в начале срока беременности малыш представляет собой беспомощный комочек живых тканей, то перед родами это уже сформировавшийся человечек, вполне жизнеспособный и активный.

Ученые считают, что уже пятимесячный плод эмоционально реагирует на обращения мамы к нему и, скорее всего, хорошо их понимает. Конечно, это мало похоже на рациональное понимание, присущее взрослым людям. Психологи советуют беременным женщинам разговаривать со своим малышом так, как если бы это был уже родившийся трехлетний ребенок.

Выстраивая свою речь из несложных, четких и эмоционально окрашенных фраз, мать вполне может рассчитывать на то, что плод правильно поймет все сказанное. Если даже смысл слов останется неясен малышу, то интонацию маминого обращения он воспримет обязательно.

Округлый животик матери только-только начинает появляться, а ребенок тем временем уже многое может. На пятом месяце внутриутробного развития плод начинает активно двигаться, «брыкаться», меняется его положение в матке.

Если раньше поза малыша была более расслабленной, то в середине беременности ребенок принимает характерное «подогнутое» положение (голова наклонена, руки и ноги подтянуты к туловищу). Из-за того, что кисти рук плода оказываются сложены около его рта, как у музыканта, играющего на флейте, в восточных религиях возникло представление, что ребенок еще до своего рождения начинает молиться Богу.


Проводя многочисленные эксперименты, ученые установили, что у плода второго триместра беременностипрактически уже развиты все органы чувств:

Он видит – при ярком свете, направленном на живот матери, ребенок щурится и отворачивается

Он слышит – при звуках маминого голоса поведение плода изменяется (он либо замирает и прислушивается, либо начинает резвиться), приборы регистрируют в этот момент изменение волновой активности головного мозга ребенка; кроме того, при резких, неожиданных звуках он вздрагивает

Ребенок ощущает прикосновение – при специальных исследованиях , во время раздражения области вокруг рта плода волокнистой оптикой, он пытается ловить руками и даже сосать скользящий по нему луч.

Малыш чувствует вкус – во втором триместре беременности он начинает глотать амниотическую (околоплодную) жидкость и по-разному реагирует на ее состав; если мамина пища была сладкой, то такой же вкус приобретает и водная среда, окружающая ребенка – в этом случае на личике плода возникает выражение, очень похожее на улыбку удовольствия; ощущая горький вкус, ребенок кривится и перестает глотать околоплодную жидкость, видимо, стараясь избежать неприятного ощущения.


В университет – до рождения

Когда ребенок в утробе матери подрастает и активно напоминает о себе бодрыми толчками, близким все чаще приходит в голову мысль, что он уже многое понимает. Уж слишком уместными иногда выглядят шевеления плода как раз в тот момент, когда мама, например, разговаривает с кем-то о будущем ребенке. Неоспоримы данные о том, что плод, по крайней мере, со второго триместра беременности может слышать.

Правда, здесь сразу же стоит упомянуть, что он воспринимает не все звуки, а только достаточно громкие, ведь вокруг него в организме мамы и так слишком много естественных шумов (сердечные сокращения, работа желудка, движение воздуха в легких). Долго находясь в такой среде, ребенок адаптируется и привыкает слышать их, например, стук сердца матери действует на него успокаивающе. Даже вскоре после рождения плачущий малышзатихает при звуках метронома, настроенного на частоту сердечных сокращений мамы.


Интересные эксперименты в этой области несколько лет назад провел английский ученый Петер Хеппер. В исследовании была задействована группа беременных женщин. Часть из них регулярно следила за событиями в популярном сериале, а остальные его практически не смотрели. Через несколько часов после появления на свет малышей Хеппер проигрывал новорожденным музыкальную тему из этого фильма, когда они плакали.

И результаты подтвердили его предположения: дети, чьи мамы смотрели сериал каждый день, услышав «знакомую» мелодию, замолкали и начинали прислушиваться. В то же время, малыши, матери которых были равнодушны к фильму, никак не реагировали на зазвучавшую музыку. Сомнений не осталось – дети, «узнававшие» мелодию из сериала, определенно научились этому еще до своего рождения.


Но если ребенок в утробе матери может усваивать информацию, почему бы не использовать эту его способность для начала обучения еще до появления на свет? Определенный опыт в этой сфере наработан в Калифорнии, где был создан специализированный Пренатальный (то есть дородовый) университет. Это необычное учебное заведение интересно тем, что его студенты еще не появились на свет.

Программа обучения в Пренатальном университете направлена на то, чтобы стимулировать созревание и развитие головного мозга плода с помощью разнообразных упражнений, таких как, например, «перестукивание». Будущих родителей учат постукивать по животу мамы в том месте, где они почувствовали толчок ребенка и громко (не забываем про шумную среду вокруг плода) произносить слова, поощряющие его активность.

Имеются данные о том, что новорожденные, закончившие Пренатальный университет, более активны, чем другие дети, быстрее развиваются и устанавливают более близкие эмоциональные связи с родителями. Подобные вещи практикуются и в России: в рамках внутриутробного обучения еще не родившиеся малыши прослушивают классическую музыку, записи иностранной речи через наушники, надетые на мамин живот. Считается, что и в дальнейшем такие дети будут более успешны в обучении.

Просто любить

Однако многие специалисты скептически относятся к подобным вещам и расценивают их скорее как коммерчески выгодное дело, чем действительно серьезные научные занятия. В лучшем случае, считают они, пренатальное обучение создает благоприятный фон для развития малыша из-за его частого общения с родителями.

А в некоторых ситуациях это может даже повредить, ведь природой не предусмотрено еще до рождения загружать плод огромным количеством информации. У малыша внутри утробы еще нет сознания, но ресурсы его памяти даже больше, чем кажется. Когда родители хотят заполнить это пространство какой-то информацией, ребенок очень старается угодить им и усвоить все данные. На такое энергичное обучение и мамой, и малышом затрачивается огромное количество сил, которые нужны им для естественного и плавного привыкания друг к другу.

Ведь достаточно долгий период беременности и предназначен для того, чтобы у плода успело сформироваться все необходимое для жизни. У малыша и так сейчас много дел, не стоит отвлекать его от них ради собственных честолюбивых планов. Гораздо важнее в период беременности сохранить в гармонии душу ребенка и обеспечить ему ровный и положительный эмоциональный фон. Что для этого следует делать?

Специалисты советуют : просто нормально жить. Беременность не мешает в большинстве случаев продолжать работать, учиться, быть социально активной. Это, конечно, не значит, что вам стоит участвовать в политических митингах или заниматься экстремальными видами спорта. Суть в том, что мир не ограничивается ребенком и его жизнью, и вам вовсе необязательно отказываться от всех своих привязанностей и интересов.

Не стоит во время беременности забывать о том, как дорог вам отец ребенка, ведь ожидание малыша – самое подходящее время часто бывать вместе. Вам полезны прогулки перед сном – сделайте их ежевечерним семейным мероприятием. Наслаждайтесь вкусными фруктами, смотрите добрые фильмы – помните, что приятно вам, то же приятно и ребенку. А значит, ваша задача сейчас – быть счастливой.

Музыка нас связала

Одним из занятий, доставляющих удовольствие и вам, и малышу, может стать совместное прослушивание музыки. Плод чувствителен не только к упорядоченным звуковым сигналам, но и очень чутко воспринимает настрой, энергетику музыки. Ученые утверждают, что дети еще до рождения предпочитают жизнеутверждающие, оптимистичные мелодии. А это значит, что музыку для прослушивания стоит выбирать, руководствуясь не только своими вкусами, но и пристрастиями ребенка

Уже в самом начале своего развития плод очень чувствителен к вибрации, которую несет в себе музыка. Пока ребенок еще очень мал, лучше выбирать для него простые мелодии, исполненные на таких инструментах как дудочка, гитара, прекрасно подойдет народная музыка.

Очень важно чтобы в звуковой последовательности, которую вы предлагаете ребенку, прослеживался четкий ритм. Ритм в его организме настолько необходим для созревания, что даже сердце его первое время играет роль только барабана, задающего темп всем процессам, и лишь затем появляется кровь и кровеносная система.

Мелодия для такого малыша должна вызывать радостное ощущение. Очень важно, чтобы будущая мама понимала это, а не ходила на рок-концерты и не включала на полную громкость диск с произведениями Бетховена ( которого, кстати, плохо воспринимает большинство детей в утробе, из-за чрезмерной эмоциональности, надрывности музыки). Таких же крайностей лучше избегать и на последующих сроках беременности. Однако плод постарше может воспринимать более сложную музыку (например, произведения Моцарта, Вивальди).

Конечно, это общие рекомендации, а дети в утробе так же непохожи друг на друга, как и взрослые люди. Главное – со временем разобраться, что нравится и что не нравится малышу. Замечательно, если и мама, и ребенок испытывают только светлые чувства и счастливы от всего, с чем они соприкасаются.

Надежда Бешкова

журнал для родителей «Семь нянек»
г. Ростов-на-Дону

09.10.2014
523

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще