Лунтик или Карлсон?

Мои друзья показывают трёхлетнему сыну только старые советские мультфильмы. Говорят, что они спокойные и добрые – в отличие от современных. Свекровь для внучки скупает в книжном книги Барто и Михалкова, потому что они «проверены временем». Да и я в ответ на просьбу дочки послушать песенки, набираю в интернете знакомые с детства названия – про Умку, про ёлочку, которой холодно зимой, и про Чебурашку. Примерно так же ведёт себя огромное множество родителей и, конечно, бабушек и дедушек.

Мы предлагаем детям то, что кажется нам тёплым и добрым, что возвращает нас самих в самое безопасное время и место – в собственное детство.

Но надо ли туда нашим детям? Задумавшись над этим, я обнаруживаю, что сей вопрос не так прост, как кажется вначале. И дело здесь даже не в противостоянии нового и старого, а в душевной лени взрослых.

Одна из главных задач воспитания ребёнка – передать ему самое важное из накопленного предыдущими поколениями. Поэтому мы читаем сыновьям и дочкам народные сказки и стихи Пушкина, водим в музеи и на концерты. Но дело в том, что надо отобрать действительно лучшее и создать ребёнку свою картину мира, не похожую на нашу. Ведь он живёт в другое время, в мире, изменившемся до неузнаваемости по сравнению с нашим детством, не говоря уже о «молодости» его бабушек.

Карлсон против корпорации монстров

Возьмём, например, мультфильмы. Да, в советское время создано много великолепных мультфильмов, 70-80-е годы прошлого века стали золотым веком нашей мультипликации: «Малыш и Карлсон», «Умка», «Ёжик в тумане», «Пластилиновая ворона», «Львёнок и черепаха», «Летучий корабль»… Теперь на минутку представьте, что в нашем детстве появился бы такой фильм, как «Король Лев». И подумайте, многие ли мультфильмы выдержали бы конкуренцию?

Да, многие мультики последних двух десятилетий кажутся нам, родителям, чересчур стремительными и интенсивными по плотности сюжета. Вообще, мультипликация стала взрослее, но и человек сегодня взрослеет быстрее. Это факт, не признавать который нет смысла. Ребёнок, который в три года легко управляется с айпадом, а к пяти в состоянии найти ответ на вопрос в интернете – уже другой.

Культуру и традиции огромной и многонациональной страны ему легче познавать через короткие занятные истории – и здесь не обойтись без великолепного цикла мультфильмов «Гора самоцветов», созданного на студии Татарского. Толерантность – качество, без которого сегодня невозможно быть цивилизованным человеком, аккуратно и увлекательно воспитывают лучшие фильмы студии Rixar. Это и бесподобный «Рататуй», и увлекательные «История игрушек» и «Корпорация монстров», и трогательный «Вверх!».

Словом, дайте ребёнку выбор. Вы не можете знать заранее, кто станет ему милее: Чебурашка или Лунтик, Незнайка или девчонка из «Маши и медведя», Бемби или Немо. Он выберет сам, и это станет знаком, символом его детства – но не вашего.

Новая детская литература

Примерно такая же история обстоит и с литературой. Мы с радостью читаем с детьми книги Чуковского, хотя порой приходится объяснять, что такое калоши и вакса и почему телефон нарисован с проводом и круглым диском. Но это неважно по сравнению со свежим, сочным, стилистически безупречным языком, которым рассказаны эти истории.

Наверное, многим мои слова покажутся крамолой, но я не очень понимаю ценности стихов классика детской литературы Агнии Барто, мне гораздо милее и интереснее современный поэт Рената Муха, чьими стихами я была совершенно очарована.

Есть и ещё отличные современные детские поэты – Марина Бородицкая и Андрей Усачёв, сегодня уже считающиеся классиками детской литературы.

Да, для того, чтобы найти нужные книги, надо их искать: читать отзывы, следить за новинками. Кроме того, надо изучить темперамент и склонности своего ребёнка, следить за его реакцией на книги, собирать библиотеку. Это действительно работа, душевные усилия, которые часто родители не могут или просто не хотят предпринимать. Гораздо проще взять книги, которые читали нам, - ведь «выросли же нормальными людьми»…

Детская литература сегодня, как и мультфильмы, тоже другая. Она не только развлекает и воспитывает, но ещё и пытается помочь даже совсем маленьким разобраться в себе. Знаменитые во всём мире книги Эрика Карла «Очень голодная гусеница» или серия «Философия для маленьких» Оскара Бренифье, говорящие с ребёнком простыми словами о сложном, составляют целые направления, которые появились совсем недавно и стали очень популярными. Не замечать их означает лишить ребёнка возможности развиваться вместе с миром, который его окружает. Особенно хороши книги скандинавских авторов – шведские, норвежские, финские. Одна только серия рассказов об одиноком старике Петсоне и его котёнке Финдусе произвела фурор во всём мире, став культовой у миллионов детей.

Лично я советую следить за новинками издательств «Розовый жираф» и «Клевер», известных отличным вкусом и чутьём на хороших авторов. А организаторы ежегодной премии на лучшую книгу для детей и подростков «Книгуру» пошли на необычный шаг – выкладывают книги номинантов в открытый доступ в интернете.

Если ребёнок ни в какую не интересуется обожаемым вами в детстве Майн Ридом, если ваша дочь почему-то зевает, читая «Динку», от которой вы не могли оторваться, - не печальтесь. Найдите книги Евгении Пастернак и Андрея Жвалевского, например, «Время всегда хорошее», это отличная школьная литература, от которой вы и сами получите удовольствие. Прочитайте с ребёнком «Цирк в шкатулке» - тонкую, филигранную детскую прозу Дины Сабитовой.

Словом, детская литература сегодня даёт гораздо больше выбора, чем вы можете представить, и искать в ней «свои» книги – занятие увлекательное, непростое, но объединяющее вас с ребёнком. Одним придётся по сердцу Гайдар – уникальный на самом деле писатель, который проник в самую суть детского сознания. Другие «упадут», как в пропасть, в историю о Гарри Поттере, тоже психологически абсолютно точно попадающую в восприятие мира ребёнком.

А ещё есть современная музыка, мода и язык с его новыми словечками – всё то, что меняется слишком быстро, не давая нам привыкнуть к переменам. На ребёнка обрушивается лавина нового, и осознанно принять всё это он не в состоянии. И только мы, родители, можем стать фильтром, который будет отсеивать неважное и ненужное – намывать то самое золото, которое заполняет личность.

Это непростое, но увлекательное занятие невозможно перепоручить няням или бабушкам. Первые не включены в семейную историю, а вторые разделены с внуками целым поколением. Для нас же важна именно непрерывная связь, «перетекание» опыта и знаний от родителей к детям, когда лишнее отбрасывается, а лучшее остаётся.

Именно это и делает нас родителями. Именно это крепко объединяет семью и помогает детям быть уверенными в себе, открытыми миру и отважными, а родителям – оставаться молодыми и всегда понимать детей.

Так что же, разве это не рецепт родительского счастья?

Черномыс, Ольга

Между прошлым и будущим. Как воспитывать детей сегодняшних? // Первоклассные родители. – 2014. - № 6. – С. 104 – 107.

19.02.2016
877

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще