С какого возраста можно оставлять ребёнка дома одного?

Задавая вопрос «С какого возраста можно оставлять ребёнка дома одного?», каждый родитель вспоминает комедию «Один дома». Конечно, кино смотреть весело, сидя на диване и поедая попкорн. Но если перед мамочкой вдруг встанет вопрос: можно ли оставить своё чадо дома без присмотра, она, скорей всего, отрицательно покачает головой.


Так что же делать с ребёнком, если маме нужно уйти по неотложным делам? Брать малыша с собой? А как же приучать его к самостоятельности? Ведь рано или поздно этот миг настанет.


Старшее поколение – бабушки и тем более прабабушки – спокойно относились к этому вопросу. Они без опаски оставляли своих малолетних детишек дома, закрыв все двери и окна, и уходили на работу. У них не было другого выхода, ведь нужно было добывать хлеб насущный.


Славика мама впервые оставила дома одного года в два. Она его привязала верёвочкой к ножке стола, чтобы он не дотянулся до печки. Время было военное, и за детишками смотреть было некому.


Молодой мамочки не было дома часа два. Она вся извелась, поглядывая на часы. Когда же она пришла домой, то увидела такую картину: ребёнок дополз до шкафа с посудой, вытащил всё, до чего дотянулись детские ручонки, и выстроил целый поезд из кастрюль, тарелок, чашек и ложек. Он спокойно играл и не плакал.


И таких историй было много. Детки начала или середины двадцатого века были совершенно другими. Они могли часами развлекать сами себя, и если мама что-либо говорила, то слушались её беспрекословно.


Кое-кто возразит, мол, а как же раннее развитие, которое так пропагандируют? Но те дети, повзрослев, не стали ущербными или недоразвитыми. Из них вышли высококлассные специалисты: врачи, инженеры, учёные. Значит, не так уж они были зажаты строгими правилами поведения.


А теперь представьте на миг, что вы оставили своего двухлетнего малыша дома одного. Что произойдёт? Страшно подумать…


Дети сейчас намного опережают в развитии тех детишек, которые были семьдесят лет назад. Во-первых, они не приучены играть одни. Их нужно постоянно чем-то занимать и чаще всего, включив телевизор или компьютер. Во-вторых, если ребёнок и не заплачет, оставшись один дома, то он найдёт себе занятие интересней кастрюль и тарелок. Он начнёт включать телевизор, компьютер. Найдёт спрятанный в дальний угол блендер или утюг…


Серёжка рос нетрусливым мальчишкой. Он в свои четыре года не боялся оставаться один. В такие моменты он ощущал себя очень самостоятельным! Даже тогда, когда мама просто выходила во двор, чтобы нарвать зелени или прополоть грядку с огурцами.


Однажды он решил помочь маме, погладив свою кепочку. Он достал утюг, включил. Положил кепочку на полированный стол и стал гладить. Но обжёгся. Тогда он оставил это занятие и пошёл играть. А включённый утюг остался лежать плашмя на столе…


Хорошо, что окна комнаты выходили во двор! Женщина увидала пламя в окне и быстро его потушила. А если бы она ушла, например, в магазин?


Каждая комната просто напичкана опасными предметами! А ведь раньше их не то что дети, взрослые в глаза не видели! Не было ни электрических утюгов, ни аэрозолей, ни ядохимикатов. Ребёнок, оставшись один, в лучшем случае мог съесть кусок угля, выпавший из остывшей печки.


Сейчас маленького ребёнка одного нельзя оставлять ни на минуту! А когда можно? Ведь ребёнок пяти – семи лет уже не будет плакать, стоя под дверями. Но и сидеть маленьким истуканчиком за столом он тоже не станет. В нём просыпается исследовательский инстинкт: он начинает лазать в кладовке, шкафах, ящиках письменного стола. Это в лучшем случае. А ведь может выйти на балкон или залезть на подоконник. Особенно если его зовут с улицы друзья.


Но опять же это зависит от темперамента малыша и от его дисциплины.


Алёнка росла послушной девочкой. И когда мама однажды попросила её остаться дома одной, она, конечно же, согласилась. Думаете, мама на работу пошла? Нет, они с папой в кои-то веки решили сходить в кино. Ах, молодость…


Хочется сказать в оправдание маме, что она так и не досмотрела то кино – очень уж переживала за дочку! Ей казалось, что та сидит под дверями и плачет. Поход в кино был сорван…


Когда же родители вернулись домой, то увидели шестилетнюю девочку мирно спящей. Но они даже догадываться не могли, как было маленькой Алёнке страшно, когда деревья за окном, качающиеся от ветра, отбрасывали свои тени на стену прямо над её кроватью! Этот страх надолго поселился в душе девочки и каждый раз выходил наружу, как только выключали свет.


Очень часто самостоятельная жизнь детей начинается с момента поступления их в школу. Если до этого момента ребёнок целый день находился в детском саду под присмотром воспитателей, то, став школьником, он какую-то часть дня будет находиться один дома.


И в этом случае дети по-разному себя ведут. Кто-то закрывается на ключ и сидит дома как мышка, другие – бросают портфель и убегают на улицу играть. Мало того что ребёнок может забыть закрыть дверь, так ещё и подвергает себя опасности даже во дворе. Ведь сейчас не то время, когда двери можно держать открытыми и безбоязненно гулять. Сколько было случаев, когда ребёнок вот так, среди бела дня, исчезал бесследно!


Так что же получается? Нужно водить ребёнка за ручку до пятнадцати лет?


Это, конечно, перебор, но лет до десяти всё-таки не стоит оставлять ребёнка одного дома надолго.


А если и наступает такое безвыходное положение, например, мама выходит на работу, то она должна заранее подготовить ребёнка к такому повороту событий.


Она должна научить сына или дочку элементарным правилам поведения дома, ведь ребёнок должен твёрдо знать, что можно, а что нельзя. Мама должна быть уверена, что ребёнок будет неукоснительно их выполнять.


Если школьник вынужден возвращаться со школы один, то он должен знать, как обезопасить себя не только на улице, но и во дворе собственного дома, в подъезде.


Надо вдолбить в голову ребёнка то, что нельзя открывать никому дверь ни под каким предлогом! И вызубрить какие-то кодовые слова или фразы, по которым ребёнок поймёт, что это, действительно, свой человек.


Ребёнка нельзя оставлять одного надолго в первый же день. Ведь он может испугаться. Если мама всё же уходит куда-нибудь, то она сначала должна ребёнка чем-то увлечь, но при этом всё равно сказать ему, сколько времени её не будет дома. И постепенно увеличивать время, когда ребёнок находится дома один.

Если всё-таки ребёнка нужно оставить дома одного, надо создать такие условия, при которых он будет в относительной безопасности. Конечно, всё предусмотреть невозможно. Но выключить газ, убрать подальше уксус, ядохимикаты, растворители, опасные нагревающие приборы, острые предметы можно. И нужно.


Так с какого же возраста можно ребёнка оставлять одного? Вопрос остаётся открытым. И на него не ответит ни один психолог или воспитатель. Ведь это зависит от характера ребёнка, его темперамента, послушания и даже от места проживания!


Но одного правила нужно всё-таки придерживаться: готовить малыша к этому событию нужно постепенно, начиная с самого раннего возраста. И тогда в будущем нахождение малыша дома одного не принесёт никаких бед.




09.01.2016
1803

1 комментарий

Комментарий удален
Смотрите еще