Заказать рекламу

Мультфильмы для дошкольников: как их правильно выбрать

Современные дошкольники явное предпочтение отдают просмотру мультфильмов или компьютерным играм. Время, проведённое около телевизора или компьютера, по данным социологов, составляет от 20 до 40% всего свободного времени ребёнка. По данным ЮНЕСКО, дети 3-6 лет смотрят телевизор, в частности, мультфильмы, в среднем 3-4 часа в день, что составляет около 25 часов в неделю. Это значительно превосходит время их игры, общения со сверстниками и взрослыми.

Качество и содержание большей части отечественной кинопродукции для детей в XX веке отвечали самым высоким требованиям критиков и не вызывали вопросов и сомнений у взрослых. Сюжеты фильмов и мультфильмов были добрыми и гуманными, содержание – понятным ребёнку, его легко можно было перенести в сюжеты детских игр, а герои могли стать достойными для подражания. Однако золотой век советской мультипликации, к сожалению, завершился. Часто детям предлагаются преимущественно развлекательные, «взрослые» по форме и содержанию фильмы, не рассчитанные на детское восприятие. В этой связи возникает необходимость психологической экспертизы мультфильмов для дошкольников. Этот вопрос приобретает особую актуальность в связи с принятым законом о защите детей от вредной информации.

Вопрос о соответствии мультфильма возрасту перед многими взрослыми вообще не стоит – если малыш смотрит, значит ему интересно. Мультфильм воспринимается как особый жанр, созданный специально для детей независимо от их возраста. Между тем, мультфильмы для малышей, при их чрезмерном потреблении, несут серьёзную опасность для психологического здоровья и развития детей. Исследования показывают, что раннее (до 3 лет) приобщение и чрезмерное потребление видеопродукции приводят к серьёзным негативным последствиям: недоразвитию корковых отделов мозга, нарушениям общения, зависимости от экранной информации, гиперактивности, агрессивности, недоразвитию речи и пр. В этом контексте принятая в Законе маркировка «0+» на видеопродуктах является грубым нарушением возрастных норм.

Распространено мнение, что дети сами выберут, что им нужно, сами могут отказаться от того, что им неинтересно и непонятно. Но это далеко не так, дошкольник не в силах преодолеть магнетизм мелькающих зрительных впечатлений – он может долго смотреть на экран, даже не различая предъявляемых событий и персонажей. В результате у малышей быстро вырабатывается зависимость от экрана, они смотрят фильмы про монстров, чудовищ, вампиров, в которых мало что понимают.

Мы попытались выяснить: воспроизводят ли дети содержание современных фильмов в игре? После просмотра некоторых мультфильмов им предложили «поиграть в мультфильм или героя». В ответ на это предложение дети часто теряются, не могут воспроизвести ни сюжетную линию, ни понравившегося героя. В игре они отражали лишь чисто внешние характеристики. Например, игра в пёсика Вольта содержала много высказываний типа «Я всесильный, я всех спасаю», а также много хаотичных движений игрушкой в разные стороны. Игра девочек с куклами Винкс состояла преимущественно из хлопанья крылышками, переодевания кукол. Это наводит на мысль, что ребёнок не может понять то, что пытались заложить авторы в основу фильма. Даже дети старше 5-6 лет часто не могут ответить на вопросы: о чём был мультфильм? кто главный герой? какой он? Нередко дети затрудняются определить пол героя или его принадлежность – к людям? животным? сказочным персонажам?

В соответствии с возрастными особенностями для младших дошкольников нужны фильмы с простыми, короткими сюжетами и сказки с повторяющимися действиями, связанные с семейным укладом (включая его нарушение), в узнаваемых или новых обстоятельствах. Главные темы – жизнь животных и растений, действия персонажей и их последовательность, знакомство на уровне образов и действий с природными явлениями, с миром техники и пр. В качестве характерных примеров могут быть сказки В. Сутеева, Г. Цыферова. Продолжительность экранного произведения не должна превышать 15 минут.

Исходя из возрастных особенностей детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) можно определить следующие характеристики произведений: сюжеты фильма связаны с общением и различными отношениями между персонажами (дружба, вражда, доминирование-подчинение и пр.) Центральные темы связаны с миром людей, их разными жизненными позициями, возможными конфликтами и их разрешением. В этом возрасте живой отклик находят такие мультфильмы, как «Котёнок по имени Гав», «Гуси-лебеди», «Приключения Пифа», «Приключения Кротишки», «Как грибы с горохом воевали» и др.

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) детей интересуют разные аспекты взрослой жизни: поступки, отношения, задачи и смыслы человеческих действий и пр. В этом возрасте ребёнок усваивает представления о добре и зле, справедливости, усваивает нормы и правила поведения; учится видеть себя и ситуацию со стороны.

Для старших дошкольников в полной мере раскрывается огромный мир детской художественной культуры. Например: «Варежка», «Домовёнок Кузя», «Малыш и Карлсон», «Петсон и Финдус», «Каникулы в Простоквашино», «Снежная королева» и многие другие. Все эти произведения имеют мультипликационную версию.

17.02.2016
423

3 комментария

Комментарий удален
Комментарий удален
Комментарий удален
Смотрите еще