Мужчина и женщина. Тайна сакрального брака

Источник:

Эта статья является кратким анонсом готовящейся к изданию одноименной книги.

Среди обычных людей нет ни одного мужчины и ни одной женщины, которые не хотели бы быть любимыми. Нет ни одного человека, который бы искренне был безразличен к семейному счастью. Все мы ищем прежде всего любви и счастья в нашей личной жизни, какие бы более практические цели мы себе ни ставили ежедневно, чем и как бы не занимались мы с утра до вечера.

Но обладатели сокровища гармоничной любви и семейного счастья — редкость. Мы внимательно всматриваемся в них — ведь они так на нас похожи! Тогда почему же большинство из нас только ищет то, что у них уже есть?

В этой книге вы найдете наш вариант ответа на этот вопрос. По сути — это некий духовный фонарь исакральная карта,с помощью которых мы предлагаем вам осветить самые сокровенные уголки вашей души и — проникнуть в ее заповедные пространства. Уверяем вас, что там на бескрайних просторах всегда пасутся несметные золоторунные стада вечного счастья, изобилия и любви. Оказывается, все это есть у каждого из нас! Нужно только знать путь…

Мы искали его, потому что этого требовали и сама жизнь, и практически все мужчины и женщины, которые приходили на консультации к нам как психологам со своими проблемами во взаимоотношениях друг с другом.

Поиск ответов на этот вопрос приходилось совмещать с насущной потребностью действовать практически. Первой попыткой создать среду, исцеляющую отношения мужчин и женщин, оказалась довольно рядовая идея использовать волшебные возможности сказочных сюжетов, которые неизменно заканчивались счастливыми союзами влюбленных героев.

Мы предположили, что если побывать на месте этих героев, например, представить себя Василисой Прекрасной или Иваном-царевичем, преодолеть вместе с ними, а вернее, вместо них, сказочные препятствия, стоящие на пути к их счастливому союзу, можно приобрести очень ценный опыт создания гармоничных отношений.

Ведь сказки как раз и создавались в творческих мастерских народного символического сознания с целью провести бессознательное каждого из нас через огонь, воду и медные трубы инициаций, подготовив его тем самым к задачам счастьестроительства.

Так появился наш вариант инициационной терапии.

Действуя в этом направлении, мы вскоре стали свидетелями уникальных сюжетов многочисленных внутренних сказок наших клиентов. В приложениях к этой книге вы найдете волшебную кладовую внутренних сказок тех мужчин и женщин, которые любезно дали свое согласие опубликовать их сюжеты.

Внутренние сказки открыли нам целую сокровищницу глубинных процессов, закономерностей, условий и даже тайн, по которым развиваются счастливые взаимоотношения мужского и женского миров. Свод этих открытий мы назвали Великим сакральным законом, и теперь приглашаем вас совершить путешествие в космос вашей души, и открыть для себя книгу Великого закона.

Таким образом, все выводы, положения и постулаты Великого закона, описывающего взаимоотношения мужского и женского начал, которые мы предлагаем теперь вашему вниманию, родились не из досужих бесед за чашкой чая.

Они стали очевидными для нас именно благодаря широкой психологической практике, и являются результатом анализа многочисленных материалов инициаций, пройденных в виде переживания собственных внутренних сказок многими нашими клиентами. Наше исследование сложилось в традициях постюнгианского анализа, но имеет славянские архетипические основы.

Прежде всего, мы предлагаем взглянуть на ситуацию отношений между мужским и женским мирами с точки зрения западной культуры, которой так глубоко подчинено наше столь просвещенное ее современными достижениями сознание.

Ни для кого не является секретом, что технократический путь развития западной цивилизации одновременно с созданием материальных благ и бытового комфорта все больше отрывает людей от их истинной природы, и не только от лесов и полей, но и от контакта с их внутренними природными силами: от женственности и мужественности.

С первых дней жизни наше сознание формируется в неком ментально бесполом виртуальном мире искусственной информационной среды, в мире городских идолов — среди железа и бетона. Столь желанное для всех нас «упрощение» процесса выживания, с одной стороны, открыло перед западным человеком огромные возможности, а с другой — создало такой феномен как снижение мужского и женского самосознания.

МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ В КОСМОСЕ ДУШИ

Мы предлагаем рассмотреть такой вариант личностной структуры, который учитывает наличие мужских и женских архетипических фигур во внутреннем космосе человека.

Опираясь на древнюю восточную мандалу Инь-Ян и положение К. Г. Юнга, о том, что в каждом мужчине есть внутреннее женское начало (анима) и в каждой женщине — внутреннее мужское начало (анимус) (К. Г. Юнг. «Психология бессознательного». М.1994, с. 135), мы позволили себе разделить некое символическое яйцо, схематически обозначающее наш внутренний мир, на две равные части — мужскую и женскую (рис. 1).

Мужская часть души предстала нам состоящей из семи основных архетипических фигур. Вслед за известным американским пастором доктором Брюсом Уилкинсоном («Библейский портрет супружества», М, 1995, стр. 41), мы полагаем, что мужчина по отношению к жене, детям и домочадцам является защитником, кормильцем, разведчиком, генералом, священником, целителем (в первоисточнике — врачом), и царем-отцом (в первоисточнике — царем или королем).

Эти мужские функции, названные Брюсом Уилкинсоном лидерскими, были выявлены в результате многочисленных опросов женщин, которые он провел, проясняя, чего именно женщины ожидают от мужчин.

Женская же часть души, по принципу симметрии, соответственно, наполнилась семью архетипическими женскими фигурами. К. Г. Юнг упоминал, что в каждой женщине есть два противоположных полюса — ведьма и фея. Кроме того, Юнг глубоко исследовал архетип матери, а также считал, что в каждой женщине живет королева.

Добавив к архетипам ведьмы, матери, королевы и феи три недостающие фигуры, мы обнаружили заветную семерку женских архетипов, представшую в следующей последовательности: ведьма, амазонка, гейша (или гетера), мать, королева, фея, богиня. Недостающие фигуры — амазонка, гейша и богиня — чудесным образом сами заняли свои заветные места, продемонстрировав нам некое безусловное стремление к восхождению вверх, ко все более высокому уровню совершенства.

Рис. 1. Базовые мужские и женские архетипы в структуре личности.

Все четырнадцать базовых архетипов легли в основу инициационной терапии как основные архетипические темы для инициаций.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АНИМЫ И АНИМУСА

В современной западной культуре отношения между мужчинами и женщинами страдают от типичной проблемы. Кратко ее можно изложить следующим образом.

Истинное мужское начало, ответственное во внутреннем космосе за функцию защиты, благополучное выживание и развитие личности в целом, в настоящее время — момент завершающего «витка» патриархата — серьезно ослаблено у большинства представителей западной культуры. В результате неизбежно возникает перенапряжение материнской структуры, также ответственной за выживание.

Проблему защиты материнская структура инстинктивно решает за счет своего непомерного «разрастания» внутри личности. При этом она как бы «вбирает» себя наиболее напряженные энергии всегда готовых в бой негативных полюсов ведьмы, амазонки . и королевы.

В результате образуется гиперматеринский комплекс (Дракон), переполненный страхом не выжить и производной от него мощной агрессией. Он заполняет основное пространство личности и подавляет настоящие мужские и женские энергии. Этот Дракон обладает огромным энергетическим потенциалом псевдомужской природы. Разлучая мужское и женское начало, он препятствует их сакральному браку (рис.2).

Рис. 2. Гиперматеринская защита в структуре личности (стрелки в области мужского символизируют пассивную агрессию как попытку скрытого противостояния мужского подавляющей гиперматеринской структуре; двойной ряд стрелок в гиперматеринской области, направленный в сторону женского, показывает двойное давление пассивно-агрессивного мужского и гиперматеринского компонентов на истинное женское).

В то же время истинное мужское начало, неизбежно обладая природной мужской агрессией, пытается противостоять гиперматеринскому комплексу, но из-за дефицита сил не доводит это противостояние до конца. Этот феномен широко проявляется в реальных отношениях и выявлен американским психотерапевтом Скоттом Вецлером как пассивная агрессия (невыполнение своих функций, нарушение или затягивание договоров, обесценивание и игнорирование партнера, искажение фактов, перекладывание ответственности на других, и т. п.).

Если учесть, что гиперматеринская структура является защитным механизмом, а последние отличаются большой ригидностью, то из схемы на рисунке 2 видно, что в результате пассивной агрессии со стороны истинного мужского начала гиперматеринский комплекс лишь поступательно смещается в сторону женского, еще больше подавляя его, и не уступая ни пяди своего «собственного» пространства.

Таким образом, в архетипическом космосе происходит тотальное подавление женского. На мегакультурном уровне это выражается не только в застревании отношений между мужчинами и женщинами на инфантильных стадиях развития, но и в угнетении интуитивной стороны жизни, чувственного познания мира, в деградации эмоционального спектра отношений между полами.

Пассивная агрессия, по мнению С. Вецлера, — бич современных мужчин, хотя ею страдают и женщины. Недостаток духовных мужских и женских инициаций в пространстве западной культуры приводит к тому, что мужская природная агрессия не трансформируется во внутриличностную защищающую функцию, а женское остается в «Золушках».

Что представляют собой сегодня анима и анимус?

Вынужденно перегруженная воинственными псевдомужскими устремлениями, гиперматеринская структура в личности мужчины относится к области его анимы (женское в мужчине). А его мужское начало сводится к формуле «ослабленное истинно мужское». Анима же предстает в виде «гипермать + подавленное истинно женское», где женское пребывает в депривированном состоянии.

То есть анима современного мужчины расщеплена на две части: мужеподобную мачеху и падчерицу. Гиперматеринский комплекс приводит в реальную жизнь мужчины типичных для западной культуры авторитарных контролирующих женщин.

Кроме того, такой мужчина вынужден черпать из экспансивного по своей природе гиперматеринского комплекса всю свою «мужественность», получая там вместо искомых мужских — заменяющие их негативные фемининные черты. Поэтому в сложных ситуациях он предпочитает действовать в деструктивном направлении.

Это выражается в реализации интересов в форме пассивной агрессии: интриг, жесткой конкуренции с женщинами, где используются коварные стратегии ведьмы, неожиданные захватнические вторжения амазонки, удушающий гипероконтроль мачехи и неприступный карающий стиль недокоролевы.

Реальную женщину такой мужчина неосознанно воспринимает как экран для проекции своего гиперматеринского комплекса, и постоянно атакует ее чаще всего в инфантильной пассивной форме. Таким образом, вместо своего внутреннего Дракона, мужчина отчаянно и самозабвенно сражается с внешней опекающей женщиной.

Женщины этого типа преобладают в западной культуре, спектр их особенностей необычайно широк — от ярких и очаровательных повелительниц судеб до занимающих весьма большое пространство национальных матерей, кандалами эмоциональной зависимости удерживающих подле себя всех и вся. Все эти особенности мужско-женского взаимодействия могут проявляться больше или меньше как во внутреннем, так и во внешнем планах взаимоотношений.

Женщина, также имея в структуре своей личности маскулинный гиперматеринский комплекс, получает в его лице основу ее анимуса (мужское в женщине), который формируется по формуле «ослабленное истинно мужское + гипермать». Истинные же женские ее энергии также подавлены и влачат жалкое существование.

В реальной жизни это приводит женщину к созданию отношений с пассивно-агрессивным мужчиной, зеркалящим самый проблемный аспект ее анимуса — «ослабленное истинно мужское». Ряд мужских персонажей, соответствующих этому феномену, легко узнаваем — это алкоголики, наркоманы, трудоголики, «неудачники», мужчины без вредных привычек, страдающие инфантилизмом в форме крайней безответственности.

Инициационная терапия создавалась и существует как один из эффективных путей освобождения истинных мужских и женских фракталов личности от подавления, как путь преодоления ее застревания на инфантильных стадиях развития.

Освобождение это происходит за счет прохождения инициаций, позволяющих мужскому освоить защищающую функцию, а женское в ходе инициаций получает уникальный опыт со-действовать мужскому началу и вдохновлять его во время освободительного подвига (женское «вынашивание»). Инициирование процесса созревания мужских и женских энергий приводит к уменьшению гиперматеринской структуры в личности до нормальных размеров.

Другими словами, наш подход призван облегчить успех освободительного марша Ивана-царевича в тридевятое царство ради его победы над пресловутым Драконом и во имя его счастливого соединения с томящейся в драконьем плену Василисой Прекрасной.

ТАЙНА САКРАЛЬНОГО БРАКА

Позже, пытаясь не только выявить сущность четырнадцати архетипов, населяющих мужское и женское пространства души, но и желая рассмотреть связи, существующие между ними, мы вывели некую архетипическую мандалу, своеобразную духовную карту, имеющую две оси координат (рис.4).

Вертикальная ось символизирует движение из своего условного центра вверх — к небу (вектор духовного развития, ведущий к высшему Я, некая духовная «крона» личности), и вниз — к земле (вектор выживания, некие «корни» личности).

Горизонтальная ось указывает направления в сторону мужского (на листе бумаги это выглядит как вектор, идущий из центра влево) и женского пространств (вектор, идущий вправо). Таким образом, вся область карты над горизонтальной осью символизирует небо, а под горизонтальной осью — землю. Область слева от вертикальной оси представляет мужское, а справа — женское в нашем внутреннем мире.

Последовательность и мужских, и женских архетипов оказалась строго определенной и отражает любопытные закономерности, представляя собой некие ступени, ведущие вверх от «земли» к «небу», — к мужской и женской зрелости. Каждый следующий архетип на мужской или женской диагонали включает в себя свойства всех предыдущих архетипов своего пола, каждый раз гармонично используя эти свойства на более высоком уровне.

Например, амазонка имеет такие черты предшествующего ей архетипа ведьмы как агрессивность и одиночество, но, в отличие от ведьмы, обладает этими чертами открыто и демонстративно, прочно удерживая физическое совершенство, автономию, вечные молодость и красоту как новые свойства своей ступени. Кроме того, мужские и женские архетипы, находящиеся на одной горизонтали, имеют совершенно определенные сакральные связи и способы взаимодействия, содержат интересные аналогии, но не дублируют друг друга полностью.

Важная особенность архетипической мандалы состоит в том, что «корневые» мужские (защитник, кормилец и разведчик) и женские (ведьма, амазонка и гейша) архетипы находятся в областях, противоположных пространству своего пола.

Так ведьма, амазонка и гейша располагаются в мужской области, неся в себе функции, во многом аналогичные мужским. Ведьма — воинствующая защитница интересов личности, амазонка — один из передовых боевых ресурсов личности, а гейша — величайшая дипломатка, хранительница связей между мужским и женским мирами. Эти функции женских архетипов во многом аналогичны задачам мужских архетипов, соответствующих им на горизонтальных уровнях. Поэтому эти женские энергии оказались в мужской области.

Мужские же «корневые» задачи также имеют сходство с женскими. Защитник защищает слабых, как безусловно защищает своего ребенка женщина-мать. Кормилец, как мать, самозабвенно кормит своих подопечных.

А разведчик, рискуя собой, ради роста благополучия близких, многое узнает, смело и широко налаживает контакты с миром, то есть действует в режиме, очень напоминающем женскую общительность и неуемное женское любопытство. Расположение этих мужских архетипов в женской области указывает именно на то, что они, функционируя, «зеркалят» соответствующие уровни женского.

Более того, исследования многих духовных школ сходятся на том, что вся «небесная» область в целом имеет свойство быть более мужской, а «земная» — более женской. Рассматривая архетипическую мандалу с этой точки зрения, мы получаем еще один взгляд на мужское и женское. Это деление на духовное-мужское (священник, целитель, царь-отец, королева, фея, богиня) и земное-женское (ведьма, амазонка, гейша, защитник, кормилец, разведчик).

Взаимное проникновение мужских и женских энергий в области друг друга просто и точно отражено в древней мандале Инь-Ян, где это проникновение символизируют малые кружки (рис. 3). Кривая линия, являющаяся границей между мужским и женским в этой мандале, по длине соответствует той границе, которую имеют отдельно мужская и женская части с внешним миром. Своей протяженностью внутренняя граница между мужским и женским говорит нам о том, что взаимоотношения между ними не менее важны, чем отношения этих частей Я с внешним миром.

Рис.3. Мандала Инь-Ян.

Защитник. В ряду мужских архетипов защитник занимает первую ступень. Это соответствует естественной первичной потребности любой женщины во взаимоотношениях с мужчиной — ее инстинктивному желанию быть защищенной. Действительно, пока женщина должным образом не защищена, мужчине некого кормить, не за кого отвечать, некого вести за собой и пр.

Идеальный облик защитника отражает потребность женщины как в физической, так и в интеллектуальной мужской силе — это главные условия, благодаря которым женщина может чувствовать себя в безопасности.

Архетип защитника, как и многие другие архетипы, имеет позитивный и негативный полюса. Позитивный полюс не требует особых пояснений — это мужской героический статус защитника семьи, рода, племени, родной земли, образ былинного богатыря и т. п. Защитник реализует природную мужскую агрессию, направляя ее вовне с великой целью сохранения всего, что важно и ценно для продолжения развития всех форм жизни.

Эта миссия защитника относится к задаче как физического выживания, так и духовного. Защитник защищает не только жизнь, но и честь своей семьи, своего рода и народа. Задача защиты чести создает для защитника необходимость обратиться к энергиям более высоко стоящих на мужской диагонали архетипов. Герой фильма «Ворошиловский стрелок» — пенсионер, который защищает поруганную честь своей внучки, действует в разных обстоятельствах и как разведчик, и как священник, и как целитель.

На негативном полюсе архетипа защитника — солдат вражеской армии, способный уничтожать даже мирное население, убийца. Здесь природная мужская агрессия как бы эксплуатируется и даже зомбируется, а мужская защищающая сила выходит из под контроля эго и монополизируется некой закупающей ее инстанцией, роль которой часто осуществляется политической системой, армейской или мафеозной структурами. По характеру своей тоталитарной активности эти социальные структуры имеют гиперматеринскую природу.

Ведьма.На первой своей ступени женские энергии представлены архетипом ведьмы — это истинно женский вариант воина-защитника. Ведьма агрессивна, коварна, но способна успешно постоять за себя и осуществление своих целей, и даже — помочь кому угодно, если это ей выгодно.

Здесь прослеживается некая переплетенность энергий позитивного и негативного полюсов архетипа ведьмы, которая свойственна всем ее проявлениям. Ведьма уже обладает тайным знанием о свойствах растений, взаимодействует с животными, ей ведомы тайны природной женской силы, но она еще не этична и служит лишь своим эгоцентрическим целям.

Наше сознание имеет склонность к вытеснению энергий ведьмы. Поэтому в сказках ведьмы чаще всего являются отшельницами, живут вдали от людей, в лесу, на болоте (лес, болото — символы глубоких слоев бессознательного), у них еще нет стойких отношений с мужчинами, чаще всего нет детей. В адрес мужчин и детей ведьма ведет себя как захватчица.

Мужчин она старается обмануть, превращаясь в прекрасную деву. Всем известны сказочные сюжеты, когда ведьма похищает детей с целью уничтожения, поедания: предлагает Ивашечке или Жихарке сесть на лопату, чтобы отправить дитя в печь (символическое отражение способности женщины уничтожить ребенка, находящегося в ее утробе, то есть сделать аборт).

Рис. 4. Архетипическая мандала, показывающая природу иерархических связей мужского и женского в личности.

Тем не менее, ведьма — первая ступень на пути к женской зрелости. По мере приближения к своему позитивному полюсу, она вс¨ больше стремится к полноте обладания целебными женскими энергиями, всегда стремясь к развитию, к переходу на более высокий уровень. Об этом свидетельствует ее склонность периодически менять старый и уродливый облик на прекрасный, соответствующий облику более высоко стоящих женских архетипов.

Благодаря обладанию волшебными силами, ведьма способна удерживаться в прекрасном облике лишь определенное время, часто весьма ограниченное, после чего она снова превращается в старую и безобразную женщину. Мы называем этот феномен «мерцанием».

Он является закономерностью, следуя которой архетипы развиваются, переходя с более ранней ступени на более высокую. Разумеется, в сказках и мифах встречаются и молодые ведьмы. Их можно отнести к переходному типу, развитие которого приводит на ступень амазонки, и это только подтверждает вечное стремление архетипа ведьмы к развитию.

Горизонталь Ведьма-Защитник. По нашим наблюдениям, гармонично функционирующие архетипы ведьмы и защитника, являются основой для формирования здоровых защитных механизмов личности, работают на неуязвимость ее границ и даже — укрепляют иммунную систему, помогая избегать болезней.

В случае нарушений в сфере защитных функций мы наблюдаем чаще всего феномен болезненного переразвития архетипа ведьмы и подавленное положение защитника как у мужчин, так и у женщин. К сожалению, такой вид нарушений является классическим для современных представителей западной культуры.

Будучи первыми в «корневой» системе личности, архетипы ведьмы и защитника непосредственно связаны с символом матери-земли. Ведьма близка к земле, так как берет из нее силу, используя целебные и магические свойства растений и животных, она ведает тайнами мира мертвых — наиболее архаичных слоев бессознательного, являясь проводницей в эту область психики.

Вектор ее усилий направлен внутрь личности. Защитник же защищает родную землю, стоит за нее горой, проливает кровь. Он готов принять смерть, но не уступить ни пяди своей земли. Вектор его воинственных усилий направлен наружу, вовне.

Отсюда понятной становится ситуация, когда при гипертрофированной функции ведьмы внешне это проявляется у людей любого пола в агрессивно-деструктивных способах защиты своих интересов, безразличии к подлинным интересам других, а также — к навязыванию другим своей воли. А гипофункция защитника приводит соответственно к безинициативности, неуверенности в себе, излишней интровертированности (погруженности в себя), доходящей до аутизма.

Чем больше энергии в области защитника, тем меньше необходимости у ведьмы брать на себя оборонительную функцию, тем гармоничнее ее занятия в области целительства и накопления сакрального опыта и знаний.

При полноценном защитнике защитные механизмы личности работают как хорошо обученные профессиональные войска — оборона осуществляется в режиме спокойной уверенности в своих силах, в ощущении внутренней наполненности и безмятежности, сохраняется равновесие при любых стрессах, что со стороны может выглядеть невероятным. Оказалось, что защищающая мужская энергия, будучи агрессией, претерпевшей важнейшую трансформацию в сторону защиты женского, действует всегда созидательно!

Руководитель, личность которого опирается на энергии ведьмы, подавляет инициативу и внутренний потенциал окружающих, и, напротив, руководитель с полноценным внутренним защитником легко создает для своих подчиненных безопасное пространство для творчества.

В сюжетах ининициаций наших клиентов ведьмы, которые сначала были старыми, безобразными и даже порою грязными, достигали на продвинутых этапах терапии примерно сорокалетнего возраста, становились светскими дамами, пышащими здоровьем и энергией, успешными социально, готовыми включиться в разрешение любой задачи, если их попросят.

Заметьте, ведьмы уже не сами определяли сферу своей деятельности, а действовали в согласии с другими внутриличностными инстанциями, то есть, начинали работать на заказ. Это говорит о наиболее благополучном состоянии архетипа ведьмы, о снижении нагрузки на него за счет повышения потенциала защитника. Это всегда сопровождается снижением уровня конфликтности жизни, ростом творческой продуктивности личности.

Кормилец. Архетип кормильца находится на второй ступени мужской архетипической лестницы и тоже имеет противоположные полюса. Позитивный полюс включает в себя не только действия охотника и добытчика, но и мастерового, строителя, учредителя и тому подобные виды мужской созидательной активности, реализуемые в повседневной жизни. Кормилец — тот, кто может починить неисправность, наладить процессы циркуляции жизнеобеспечения там, где они нарушены.

Это мужской статус, обеспечивающий, в отличие от защитника, не просто выживание, а более высокий уровень выживания — успешный и комфортный образ жизни, гармоничное удовлетворение потребностей, умение человека наслаждаться жизнью как своей собственной, так и — создавать оптимальные условия для тех, за кого он несет ответственность. Этот потенциал подготавливает к развитию энергии целителя, которые достигнут своего расцвета на шестой ступени мужской архетипической лестницы.

Негативный полюс кормильца — это отказ от такой ответственности, эдакое «некормление», то есть безответственность. Дефицит энергий в области кормильца проявляется в различных видах зависимостей, включая эмоциональную, а также — в гиперпотребности получать, всасывать, впитывать что-либо извне, и — коллапса потребности отдавать.

По этим причинам «обесточенный» кормилец оборачивается в реальной жизни алкоголизмом, наркоманией, синдромом «неудачника» и прочими видами инфантильного поведения. В целях компенсации этого внутреннего дефицита неизбежно вынуждены включаться энергии женской части этой горизонтали, а именно — добывающая функция амазонки.

В реальной жизни это отражается в распространенном сюжете: у алкоголика часто имеется сердобольная жена (или мать), которая, перенапрягаясь и негодуя, берет на себя его ответственность.

Амазонка. Этот женский архетип на горизонтальном уровне соответствует архетипу кормильца. В своем позитивном проявлении амазонка, в отличие от предшествующей ей ведьмы, всегда здорова, молода, физически совершенна. Как и кормилец, амазонка — прекрасная охотница, искусна как воин, обладает подлинным азартом и неподкупной воинской доблестью, способна успешно решать задачи выживания независимо от мужчин, и открыто противопоставляет себя им.

Амазонка, в отличие от ведьмы, уже вступает в отношения с мужчинами, но эти отношения имеют как бы «минусовый», отрицающий, конкурентный и поэтому воинствующий характер. Амазонка, как и ведьма, одинока, но она уже стремится иметь потомство.

Ее агрессия не скрыта и пассивна, как у ведьмы-отшельницы, а осознанна и сопровождается взятием прямой ответственности за свою воинственность, которая питается архаичной матриархальной идеологией «все мужчины — …!». Поэтому амазонка живет не одна, а в сообществе себе подобных, открыто декларируя свои взгляды и образ жизни.

Сгущение негативного полюса амазонки приводит, с одной стороны, к маниакальному зацикливанию на успехе, к непреодолимому желанию быть лучше всех, скрывающем «зарытую» здесь «собаку» зависимости от принятия со стороны окружающих.

С другой стороны, гиперамазонка склонна к аутоагрессивному самоограничению (есть сведения, что амазонки удаляли себе одну грудь, чтобы удобнее было целиться из лука) и — уничтожению новорожденных мальчиков как проявлению способности убивать.

В переразвитом состоянии амазонкой движет сила соперничества и конкуренции, она страдает от мысли, что кто-либо, кроме нее, способен победить в бою или успешно поохотиться.

В реальной жизни, если процесс роста энергий амазонки гипретрофируется, это сводится к уничтожению мужского начала как в собственном внутреннем космосе, так и в личности окружающих мужчин.

Гиперамазонка не доверяет им, подавляя импульсы ответственности и инициативы в сознании мужа или сына, низвергая тем самым природное превосходство мужской воли. Так действует и отец, личность которого опирается на амазонский комплекс (он включает гипертрофированные энергии ведьмы и амазонки).

Горизонталь Кормилец-Амазонка. Архетипы кормильца и амазонки являются опорой личности в удовлетворении ее важнейших земных потребностей. Гармонично работающие архетипы этой горизонтали способствуют росту чувства собственного достоинства человека, формируют уверенность в себе и умение радоваться жизни.

Хорошо работающий кормилец обеспечивает не только жизненный комфорт, но и позволяет организовать процесс созидания благ таким образом, что человек не ощущает себя загнанным или согбенным под прессом вечного долга.

Напротив, энергичный кормилец, регулярно давая свою поддержку амазонке, создает в сотрудничестве с ней внутренние ощущения силы и свободы, азарта и радости победы, а также — творческую обстановку полного управления своей деятельностью и самими процессами обеспечения жизни. Создание благ в этом случае превращается в занятие, больше похожее на интересную игру. Степени свободы в этом процессе тем выше, чем более развит архетип кормильца.

В образах наших клиентов часто первое знакомство с кормильцем происходило в поле, кормилец был одиноким пахарем, которого дома ожидала голодная семья. Позже, на продвинутых этапах терапии, у тех же клиентов кормильцы трансформировались во владельцев кампаний, возглавляли процессы производства благ и вели разносторонний образ жизни, не страдая трудоголизмом.

Реальный же трудоголик имеет в структуре своей личности истощенного кормильца, так как получать удовольствие от жизни для себя самого — это задача, которую ему только еще предстоит научиться решать. Трудоголизм — скорее всего процесс беспощадной внутриличностной эксплуатации пленной амазонки.

Особенности горизонтальных связей кормильца и амазонки в пространстве постсоветской культуры, несмотря на большую нагрузку, которой по-прежнему подвергается архетип амазонки, радуют сегодня позитивной динамикой. Происходит перемещение ответственности в мужскую область — в позицию кормильца.

Таковы последствия резкого классового деления населения, в процессе которого наряду с классом малоимущих возникают класс богатых и средний класс. Каким бы не было индивидуальное отношение к этому процессу, эти социальные изменения приводят к возрождению института наследования и восстановлению роли отца в обществе, и, как следствие, к реанимации главенства мужской социальной роли в национальном менталитете.

Разведчик. Следующая за кормильцем ступень мужской зрелости — уровень разведчика. В его функции входит налаживание связей между довольно уязвимым внутренним (семейным) миром и миром внешним с его бушующим океаном разнообразных энергий.

Разведчик — мастер контактов и отменный дипломат. В его функции входит умение общаться и действовать даже в ситуации антагонизма. Очевидно, что разведчику каждое мгновение требуются и отвага защитника, и смекалка охотника (кормильца).

Собственно сбор информации необходим для успешного решения проблем выживания и неизбежен для дальнейшего развития, а информацию, в свою очередь, невозможно получить, избегая контактов с внешним миром. Но последний таит в себе как множество опасностей, так и множество соблазнов и искушений.

Таким образом, в области архетипа разведчика мы обнаруживаем некий «ген верности». Чем более зрелым является мужчина, тем более этичен его разведчик, тем более он верен своей цели защищать женщину (внутреннюю и внешнюю) и — интересы личности в целом.

Ступень разведчика предъявляет особые требования к формированию мужской ответственности, которая вступает здесь в фазу своей приближающейся полноты, ожидаемой на следующем уровне — ступени Мужа-Генерала.

Ответственность здесь осознается мужским началом как верность своим целям, но поскольку верность себе для мужчины означает и верность интересам своей внутренней женщины, он, достигнув уровня разведчика, уже умеет использовать свои чувства, доверять им, обращается к своей интуиции, осуществляя, таким образом, конструктивные контакты со своим женским началом.

Женщина же, обладая хорошим внутренним разведчиком, не нуждается в особых усилиях, для того чтобы решиться на перемены в своей жизни. Осведомленность ее разведчика принципиально отличается от вездесущей ведьминской практики «перемывания костей» всем и вся.

Хороший разведчик бесконечно сокращает своей хозяйке путь, уменьшая до чудесного число необходимых шагов к цели, «раскрывает карты» при первом движении женских бровей. Создается ощущение, что мир приносит ей необходимые знания на «блюдечке с голубой каемочкой».

Негативный полюс разведчика — это загулявший разведчик, который забыл, ради какой цели он отправился в разведку.

Возможно, измены в семейной жизни приобрели сегодня характер псевдодоброй традиции во многом из-за культуральной инфантильности функции разведчика, нередко предпочитающего манящие иллюзии внешнего мира высокой концентрации душевных сил, которой требует его нелегкая задача: оберегать женщину (внешнюю и внутреннюю), детей и «домочадцев» от возможных опасностей, найти для них и поддерживать наиболее благоприятные условия выживания, искать пути развития.

Гейша. Чаще всего разведчик попадает в любовный плен гейши, вернее — персонажа, рожденного ее негативным полюсом — роковой женщины. Такая женщина бессознательно мстит мужчинам в отчаянном стремлении сначала обрести их покровительство, а затем низвергнуть к своим ногам. Это скрытое желание справиться со своей глубинной обидой отвергнутой отцом дочери.

Уровень гейши (или гетеры) — это третья ступень на пути к женской зрелости, и негативный ее полюс сводится к торговле своим телом.

Позитивный же полюс гейши таит в себе прекрасные высоко эстетические энергии Эроса, которые гармонично проявляются в ее искусстве танца, владении поэтическим словом, музыкальными инструментами и кистью художницы.

В наиболее высоком своем проявлении гейша — чистое воплощение женственности. Известно, что в древней Японии мужчины покупали право насладиться общением с гейшей как с истинной женщиной, а вступать или нет в интимные отношения, решала она сама.

В самом позитивном своем проявлении гейша является архетипическим уровнем, где женские энергии впервые проявляются изобильно, где женщина осознает свое женское начало, может искренне принимать его.

Так, гейша принимает, любит и уважает свое тело

15.09.2014
3923

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще