Кид-коучинг
Если у Вас уже есть дети или Вы планируете дать им жизнь, Вы должны помнить, что развитие ребенка - не есть передача ему навыков, не есть передача ему своего видения. Наоборот, чем больше Вы будете пытаться его чему-то обучать, что-то в него вкладывать, тем сильнее он будет сопротивляться, если Вы будете делать это неправильно.
Можно подталкивать его вопросами, можно заставлять его о чем-то задуматься, можно его ставить перед какими-то проблемами – пусть он решает, пусть ищет, находит. Только то, что он найдет сам, будет его развивать. И только те, кто помогут ему находить самому, будут его друзьями. Это основа кид-коучинга.
Есть множество методов, как это делать. Есть специальная программа по обучению правильным вопросам: как правильно подойти в той или иной ситуации. Но всё это является следствием самого главного – коучингового мировоззрения, когда ты смотришь на другого через призму развития, а не через призму навязывания.
Даже есть такая формула: если ты сказал человеку, как ему делать, то ты украл у него это решение. Он им не воспользуется. У него не будет мотивации пользоваться этим, потому что он не сам это нашел, а значит, это не будет его развивать. Значит, он будет постоянно это опротестовывать. Сделайте так, чтобы он сам нашел, и Вы станете его лучшим другом. Это удивительное свойство человеческой психики, подсмотренное в жизни, и в коучинге возведенное просто в ранг какого-то закона. Но есть и много других интересных вещей.
Нередки ситуации в кид-коучинге, когда родители говорят: «Вот, у нас такие дети, они такие нехорошие». И при этом они забывают главное: дети – это слепок их самих. И они сопротивляются родителям только потому, что есть давление с их стороны. Если Вы измените свое отношение к детям, то дети тут же изменятся. Они очень пластичны, они меняются моментально. Надо научить, как изменить свое отношение к детям. Найти правильное. С коучем это происходит довольно быстро. Отношение к детям меняется, и дети начинают развиваться совсем по-другому.
Разберем частный случай из кид-коучинга.
Коучам нередко задают вопрос: «Вы говорите, что не надо требовать от детей, чтобы они шли в школу. Но ведь туда надо идти! И как тогда быть?»
Дело в том, что понятие ответственности в коучинге целиком и полностью сопряжено с понятием осознанности будущего. Когда человек начинает видеть отдаленные следствия своих поступков, то мера ответственности в нем возрастает. Ведь обычно люди совершают глупые поступки потому, что не задумываются о последствиях. Так вот, с детьми очень хорошо говорить на тему будущего.
Например: «Если ты не будешь ходить в школу, что будет?». Вы задайте вопрос, но не говорите, что будет. Вы тогда не будете подавлять развитие ребенка своими директивами и оценками вроде: «Ты будешь балбесом или дворником». Вы ребенка просто спрашиваете: «Что будет?». Ребенок ответит что-то в этом роде:
– Ну, я буду отдыхать.
– Год ты проотдыхаешь, второй… А дальше что?
Он ответит:
– Когда все закончат одиннадцатый класс, я буду отдыхающим, ничего не знающим.
– Хорошо. Чем ты будешь отличаться от своих одноклассников, которые будут учиться, а ты не будешь? В лучшую или в худшую сторону?
– Буду в лучшую.
– Ой ли? Давай подумаем: они учились, они развивались. Ты не учишься, не развиваешься.
– Значит, я буду недоразвитым.
– Конечно.
То есть, можно вопросами и некоторыми подсказками подталкивать ребенка к пониманию последствий своих поступков. И так в нем родится ответственность, он возьмет эту ответственность сам. Ответственный ребенок, конечно же, будет и в школу ходить, и оценки нормальные приносить и, что самое главное – развиваться.
В коучинге есть такое понятие как Гроу-метод (GROW-Метод). Это основной метод для построения и достижения каких-то целей.
Расскажем кратко об этом методе:
1. необходимо вначале подумать о том, как будет выглядеть цель, когда ты ее достигнешь; после этого надо вернуться, чтобы посмотреть, как есть на самом деле (сейчас);
2. после этого, увидев разницу, попытаться набросать список вариантов, как ты можешь достичь этой цели. Только после этого выбор будет правильный.
Пожалуйста, не надо начинать с того, что «у нас все плохо, мы можем изменить ситуацию». Сразу – стоп! Как только Вы смотрите на существующую ситуацию и пытаетесь ее изменить, Вы ее точно не измените. Почему? Потому что, развиваясь, мы заимствуем элементы. И, глядя на существующую, плохую ситуацию, пытаясь ее изменить, мы будем заимствовать элементы из нее. Поэтому коучинг говорит: «Ребята, в Вас есть уже классный механизм для того, чтобы изменить все быстро: посмотрите в будущее, когда ситуация изменится и станет вам приятной, и тогда Вы начнете заимствовать элементы из будущего – из того, каким оно станет».
Более того. Есть еще одна важная вещь, которую, к сожалению, коучи часто упускают: чем более ярко человек прочувствовал это будущее, когда проблема будет решена, тем сильнее в нем разгорится симпатия к этому будущему. Нужно ждать до тех пор, пока у человека не возникнет непреодолимого желания уже жить в таком будущем. Он должен настолько прочувствовать будущее – каким оно станет, когда проблема будет решена – что его симпатия сама поможет ему найти правильные пути решения. И тогда, когда он проживет это будущее, оно будет ему очень нравиться, он перенесется в это будущее и быстро его достигнет.
Например, ваш ребенок – двоечник. Что тут можно сделать?
Предложить ребенку:
– Давай посмотрим, что в будущем, в котором ты уже отличник, тебе будет страшно нравиться?
И ребенок может сказать.
– Ну, у меня не будет уходить много время на то, чтобы делать уроки. Я же их хорошо понимаю. Значит, много времени будет оставаться на любимые дела.
– Хорошо. Что еще?
– Родители не будут давать подзатыльники.
– Хорошо. Что еще?
– Будут говорить спасибо. В нос целовать.
– Ок. Что еще?
– В институт легко поступлю. После этого, наверное, найду хорошую работу, а не стану дворником.
– Что еще?
– Будет лучше заработок, социальный статус.
Обычно такие коуч-сессии делаются старшеклассникам, и они начинают понимать, что такое будущее ему нравится. А потом говорим:
– Давай вернемся обратно в твое настоящее. Вот ты сейчас посмотри на себя того, будущего. Как он тебе?
– Лучше, конечно, чем сейчас.
– Давай вернемся еще раз: вот ты отличник.
– Ух ты, мне нравится!
– Давай еще раз.
– Я двоечник (уныло).
– Пойдем еще раз.
Можно обсудить два-три варианта, почему ему нравится быть отличником, в то время как он двоечник. И чем более угнетенное состояние в положении двоечника у него будет и чем более яркие симпатии он будет испытывать к тому состоянию, когда он отличник, тем сильнее будет в нем мотивация. Если человек хочет, то он сделает. Наша мотивация основана на симпатиях и антипатиях, и коуч должен сделать так, чтобы человеку понравилось то будущее, которое он хочет достичь.
Нужно не просто о нем поговорить, а сделать так, чтобы лучшее будущее ребенку страшно нравилось, а то настоящее, которое сейчас, страшно не нравилось. И тогда создается вектор сознания: как в аккумуляторе, от минуса к плюсу, и начинает течь ток стремления к переменам. И если человек стремится к переменам, то он камня на камне не оставит от прошлой жизни. Он ее сам разрушит, потому что в нем появился вектор, сила менять себя, а значит – и свое будущее.
Таким образом, коуч – это тот, кто сообщает человеку силу к переменам. Вопросами. Он делает это вопросами. Он не говорит человеку: «Там ты балбес, а там – классный». Человек сам это рассказывает, потому что вы задаете вопросы, а он отвечает. В итоге мы снова получаем, что коучинг – это система развития.
Глеб Александров,
бизнескоуч
Комментарии