Окна в мир ребенка

Источник:

В этой статье я собираюсь обсудить некоторые из тех особенностей поведения детей, которые служат причиной недовольства или озабоченности родителей и в дальнейшем служат причиной обращения к психотерапевту.

Этиособенностиявляется не проявлением слабости, но силы ребенка, проявлением его стремления к выживанию. Для того, что бы выжить ребенок будет делать то, что, по его мнению, необходимо, что отвечает его потребностям и способствует его развитию.

Детство, вопреки расхожему среди взрослых представлению - трудное время. Это не защищенный со всех сторон сад. Я полагаю, что большинство детей и подростков ощущают этот "сад" как тюрьму.

Детство как счастье, безопасность, защищенность, невинность, для многих детей не существует вовсе. С другой стороны, для некоторых детей детство (как бы хорошо оно ни было) продолжается слишком долго, и из него нет другого пути, кроме постепенного чувствительного (или болезненного) выхода через рост и развитие.

Агрессия

Часто детей, которые балуются, ведут себя непосредственно, взрослые считаютагрессивными. Таких детей часто рассматривают, как склонных обвинять окружающих в том, что весь мир отвергает их, вместо того, что бы принимать.

Ребенок, который ведет себя в согласии с самим собой, чаше отмечается взрослыми в детской саду и в школе. Он дольше не устает, ведет себя импульсивно, иногда нападает на других детей без видимых причин, непослушен (поэтому его называют "бунтарь"), говорит громко, нередко перебивает, дразнит и провоцирует других детей, вызывая у них такое же поведение, пытается доминировать. Взрослые не любят такого поведения детей.

Иногда ребенка воспринимают какагрессивного, если он просто выражает свойгнев. В гневе он может разбить тарелку или ударить другого ребенка. Актыагрессиичасто называют антисоциальными. Они могут включать деструктивное и разрушительное поведение - воровство, поджог… Я воспринимаю ребенка, который обнаруживает деструктивное поведение как человека, которым движет чувство отверженности, незащищенности, тревоги, обиды.

У него часто отмечается пониженная самооценка. Он чувствует, что только таким поведением он может привлечь внимание к себе, отомстить за то, что его не любят. Без этого выражениягнева и агрессииего психика не выдержала бы напряжения. Это его путь к выживанию. Такого ребенка можно описать, как мотивированного недифференцированным чувством гнева и страха. Его поведение может демонстрировать враждебность почти ко всем и всему.

Родители и учителя часто считают, что такое поведение связано с внутренним побуждением, с внутренним стремление поступать именно так. Но дело в том, что если ему чего и недостает, так это способности справиться с окружением, которое возбуждает в нем чувство страха и как следствие гнева.

Гнев

Гнев- это обычное, нормальное чувство. Каждый может разгневаться, и я, и вы. Наша культура выработала негативное отношение к проявлению гнева. "Хорошо никогда не злиться". Дети по этому поводу получают двойное послание. Они испытывают волнугневаисходящую от взрослых прямо сейчас, либо косвенно, в форме ледяного неодобрения.

В то же время для детей обычно неприемлемо прямоевыражение гнева. В весьма раннем возрасте они научаются подавлять это чувство, испытывая либо стыд из-за ярости своих матерей, либо вину за собственный гнев, чувство раскаяния, которое иногда их захлестывает. По телевизору, в кино, дети постоянно наблюдают проявлениягневав форме насилия. В результате в них возникаетстрах. Неудивительно, что гнев, подобно эдакому чудовищу, должен непрерывно подавляться, его надо избегать.

Дети часто испытывают много проблем при выражении своегогнева. Поскольку оскорбленные чувства ребенка часто скрываются за чувством гнева, детям (как и взрослым) трудно избежать его проявления. Ведь гораздо проще отреагировать эмоциональную энергию через использование протеста, бунта или сарказма.

Обращаю ваше внимание на то, что все наши чувства связаны с физиологическими изменениями, которые выражаются в мышечных, телесных функциях.

Из практики:
Мальчик 6 лет буквально "рвал себя на части", то есть царапать себя, а далее уничтожал что-либо из своих вещей. Когда мальчик начал рвать свой матрас, обеспокоенные родители привели его к психологу. Очевидно, что такое поведение проявляетярость и гнев, которые ребенок боится выразить. Для детей очень значима реакция взрослых.

Если их осуждают при проявлении гнева, значит, они поступают плохо, и они начинают скрывать гнев. Носкрывание гневаотнимает очень много сил у ребенка и это чувство накапливается. В результате скрываемый гнев вырастает в ярость и негативное отношение к сверстникам и недоверие к взрослым, желание отмстить, часто это ведет к антисоциальным поступкам у подростов.

Страхи

Дети испытываютстрахчаще, чем мы думаем. На каждый случай открытого проявления страха, приходится много случаев страха скрытого. К сожалению, в нашем обществе боязнь чего-нибудь воспринимается как проявление малодушия. Родители тратят много сил объясняя детям, как избавиться от страха, но редко принимают ощущаемым детьми страх.

Дети в процессе ростa обучаются загонять своистрахиглубоко внутрь себя, что бы угодить родителям или не пугать их своими переживаниям. Некоторые страхи у детей становятся навязчивыми, превращаются в фобии. Некоторые из таких страхов возникают в результате ошибочных представлений, другие основаны на реальных ситуациях или появляются вследствие неравного положения ребенка в обществе.

Ребенок нуждается в том, что бы егострахиприминались, признавались и уважались. Только, когда страхи ребенка обсуждаются, открыто, у него могут возникнуть силы для взаимодействия с окружающим миром, который временами пугает его.

Чего чаще всего боятся дети?
Одним из очень частых страхов является страх потеря контроля над собой. Детки боятся, что не выдержат и, например, разрыдаются, или описаются, или да мало ли чего еще, т.е. потеряют контроль над своим поведением. Это часто бывает, когда в семье ребенок почти лишен права выбора. За него все решалось, и у него не было опыта в оценке каких-то ситуаций.

Он не знал, что произойдет, когда…, и что выйдет в результате… Страшно. Также такого родастрахивозникают, если в семье ребенка часто называют неумехой, "что ни дай - все испортит". "Отнеси пирожки в комнату, ну вот, опять уронил!" Ясно, что в другой раз, в детском саду или в школе, когда его попросят отнести что-то, ему станет страшно, что он не справится. И он откажется и уйдет в тень, и ему станет горько.

Другой причиной могут бытьночные страхи: нападение грабителей, или проникновение других людей в дом. Такие страхи обычно приводят к расстройству сна у ребенка. Это может быть страх темноты, а может быть и нет. Если этострах темноты, то можно не выключать свет, что бы ребенок чувствовал, что контролирует ситуацию. Часто кода ребенок не видит себя, как днем, ему может казаться, что его нет, что он умер или куда-то делся. Страшно.

Если это не связано с темнотой, то этот вопрос надо разбирать отдельно, т.к. за этим страхом могут лежать очень разные детские фантазии. Часто взрослые даже не могут предположить, чего, собственно может бояться ребенок. Это может быть злобный персонаж из мультика, или придуманное им самим чудовище, которое заставляет его бояться.

И ребеночек его на самом деле боится, потому, что образ этот возник в контексте каких-то неприятных или страшных событий. Связь между образом чудовища и событием установилась в психике ребенка. Страшно! Даже если потом взрослые спросят у ребенка, чего он боится, и ребенок скажет им про чудовище - скорее всего взрослые посмеются и скажут, что боятся нечего. Но ведь ребенок боится не чудовища, а события, которое за этим лежит.

Специфические стрессовые ситуации

К этим детским переживаниям относятся особые ситуации в жизни ребенка. Например, развод родителей. Детям очень страшно, когда привычный их мир разбивается. Ребенок природой настроен на то, что рядом с ним должны быть двое, папа и мама.

Это определенный уровень защиты. Развод - это потеря части защиты. Эту травму ребенок не может выразить родителям, они и так расстроены.
Также это может быть специфический опыт - землетрясение. Такие события естественно могут вызвать у ребенка эмоциональную травму, и ребенку нужна психологическая помощь. Одной из тяжелейших травм является ситуация инцеста (сексуального домогательства или насилия в семье).

Это ситуация настолько переворачивает роли ребенка и родственников в семье, что психика ребенка не в состоянии с этим справиться. Если не принять мер по этому поводу, то ребенок будет нести эту травму всю жизнь. Какой можно дать совет родителям или воспитателям, или учителям? Быть внимательнее к детям. Не пытаться "отделаться" от них, а постараться понять их, понять, откуда и них возникли эти страхи, этот гнев, эта агрессия? Детей надо уважать и знать, что ничто не появляется в их головках просто так.


Чаплинская Г.А.

22.09.2014
860

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще