Каким он станет первоклассником?

Однажды я спросила пятилетнего сына своей близкой знакомой, золотой медалистки и блестящей студентки: «Какие оценки ты будешь получать в школе?», и в ответ услышала: «Тройки».

Заметив мое недоумение, малыш пояснил: «Единица – самая маленькая оценка, пятерка – самая большая, а тройка – самая лучшая!» Мама этого рассудительного ребенка, улыбаясь, прокомментировала: «За сына я спокойна, к школе он готов»

Готовность бывает разная

К сожалению, не все родители первоклассников столь оптимистичны. Даже если малыш уже переступил порог школы, мы все равно порой поглядываем на ребенка с сомнением и тревогой: не рановато ли мы выпустили его во «взрослую» жизнь, не слишком ли он мал, чтобы каждый день носить ранец и дисциплинированно сидеть за партой, готов ли он к этому?

Вот тут-то и надо разобраться, что означает понятие «готовность к школе». Специалисты вкладывают в этот термин гораздо больше смыслов, чем родители, не изучавшие специально такой вопрос. Конечно, для того, чтобы выдерживать новые, непривычные нагрузки, малыш должен достигнуть определенной физической, или антропологической, зрелости.

Имеется в виду уровень развития его тела: рост, длина туловища и конечностей. Существует простой тест на определение физической готовности ребенка к школе: если малыш легко может сомкнуть поднятые руки у себя над головой, значит, уровень зрелости его организма вполне позволяет приступить к учебе. Однако это вовсе не значит, что ребенку гарантирована прекрасная успеваемость. Для того чтобы стать по-настоящему хорошим учеником, малышу необходимо серьезно постараться. И без помощи взрослых ему не обойтись.

Эрудиция – не самое главное

Родители будущих первоклассников часто стремятся еще до начала учебы «вооружить» своих чад как можно большим количеством знаний, совершенно справедливо полагая, что ребенок должен быть интеллектуально готов к школе. Но современный мир устроен так, что на малышей ежедневно обрушивается поток разнообразной информации. Поэтому ребенок может страдать от чего угодно, но уж никак не от недостатка образов и знаний.

Проблема в другом: очень часто, получая обилие впечатлений, малыш не умеет их систематизировать, обобщать, выстраивать даже простейшие аналогии. А между тем именно умение совершать мыслительные операции и определяет интеллектуальную готовность ребенка к школе. Еще одна распространенная причина спешной «подготовки» малыша к занятиям – тестовые проверки зачисленных ребят, предусмотренные в некоторых школах. Родителям не стоит бояться этой процедуры: ребенка никто не экзаменует. Психологи лишь помогают родителям лучше понять своего малыша и подобрать для него наиболее подходящую систему обучения.


Для того, чтобы проверить, насколько умственное развитие малыша позволяет начать учебу в школе, можно предложить ему вопросы теста, разработанного психологом Ярославом Йирасиком :

  1. Какое животное больше – лошадь или собака?

Лошадь = 0 баллов, неправильный ответ = -5 баллов.

  1. Утром вы завтракаете, а днем …

Обедаем = 0 баллов, неправильный ответ = -3 балла.

  1. Днем светло, а ночью …

Темно = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.

  1. Небо голубое, а трава …

Зеленая = 0 баллов, неправильный ответ = -4 балла.

  1. Черешни, груши, яблоки, сливы – это …

Фрукты = 1 балл, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Почему раньше, чем пройдет поезд, вдоль пути опускается шлагбаум?

Чтобы поезд не столкнулся с автомобилем (чтобы никто не попал под поезд) = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Что такое Москва, Ростов, Киев?

Города = 1 балл, станции = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Который час показывают часы?

Называет правильно = 4 балла, только час, в минутах затрудняется = 3 бала, не знает часов = 0 баллов.

  1. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это …., маленькая овечка – это ….?

Щенок, ягненок = 4 балла, только один ответ из двух = 0 баллов, неправильный ответ = -1 балл.

  1. Собака больше похожа на курицу или на кошку? Чем похожа, что в них одинакового?

На кошку, потому что у них 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0 баллов, на кошку (без приведения знаков подобия) = -1 балл, на курицу = -3 балла.

  1. Почему во всех автомобилях есть тормоза?

Называет две причины (тормозить с горы, затормозить на повороте, остановить в случае опасности столкновения, вообще остановиться после окончания езды) = 1 балл, называет одну причину = 0 баллов, неправильный ответ (например, машина не ехала бы без тормозов) = -1 балл.

  1. Чем похожи друг на друга молоток и топор?

Называет два общих признака (они из дерева и железа, у них рукоятки, это инструменты, с задней стороны они плоские) = 3 балла, называет одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем похожи друг на друга белка и кошка?

Определение, что это животные или приведение двух общих признаков (у них по 4 лапы, хвосты, шерсть, они умеют лазить по деревьям) = 3 балла, одно подобие = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали здесь перед тобой?

У них есть разные признаки: у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия, вокруг зарубки) = 3 балла, винт завинчивается, а гвоздь забивается (или: у винта – гайка) = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание – это…

Спорт, физкультура = 3 балла, игры, упражнения, гимнастика, состязания = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Какие ты знаешь транспортные средства?

Называет три любых наземных транспортных средства, самолет и корабль = 4 балла, только три наземных средства или полный перечень, но только после вашего пояснения, что транспортные средства – это то, чем можно куда-то двигаться = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Чем отличается старый человек от молодого?

Называет три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, уже не может так работать, плохо видит, плохо слышит и т.д.) = 4 балла, одно или два различия = 2 балла, неправильный ответ (например, у него палка, он курит) = 0 баллов.

  1. Почему люди занимаются спортом?

Называет две причины (чтобы быть здоровыми, закаленными, сильными, подвижными, чтобы прямо держаться, не быть толстыми, чтобы добиться рекордов) = 4 балла, называет одну причину = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Почему это плохо, когда кто-нибудь уклоняется от работы?

За него должны работать остальные, кто-то несет ущерб, человек мало зарабатывает и не может ничего купить = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

  1. Почему на конверт нужно наклеивать марку?

Так платят за пересылку, перевозку письма = 5 баллов, чтобы адресат не платил штраф = 2 балла, неправильный ответ = 0 баллов.

Дети, набравшие более 13-ти баллов, без сомнения, интеллектуально готовы к школе. У таких малышей хорошая эрудиция (хотя, повторюсь, это не главное), активно формируется умение обобщать, проводить аналогии. Словом, умственное развитие этих детей вполне позволяет им стать первоклашками.

Малыши, получившие по результатам теста от 0 до 13 баллов, тоже неплохо ориентируются в предметах и понятиях окружающего мира, но все же, если вы хотите, чтобы у них не было проблем с успеваемостью, уделите больше внимания знаниям своего ребенка. Не надо специально с ним «заниматься», «натаскивать», просто разговаривайте с малышом обо всем, что вы видите, что его интересует, отвечайте на вопросы и поощряйте их возникновение.

Это обязательно поможет расширить кругозор будущего школьника и предупредить трудности с учебой. Что касается малышей, набравших меньше 0 баллов, то у них весьма вероятны проблемы с успеваемостью, и родителям стоит еще раз задуматься, действительно ли необходимо малышу сейчас идти в школу. Обучение будет для него гораздо более серьезной нагрузкой, чем для других первоклассников, а значит, существует реальная опасность того, что у ребенка возникнет стойкое отвращение к учебе.


Зачем ему идти в школу?

Конечно, неплохо, если будущий первоклассник многое знает, умеет читать, писать и считать. Особенно если учесть, что сегодня большинство приходящих в школу малышей уже владеет этими навыками, поэтому для ребенка, не освоившего их, существует риск сразу оказаться в позиции отстающего.

И все-таки, проблема решаема, если у малыша есть стремление учиться, развита воля, если он в состоянии концентрировать внимание на задании и объяснении учителя, принимает новые для себя обязанности, умеет управлять своим поведением. А это значит, что практически любые пробелы в знаниях первоклассника восполнимы, если у него сформирована личностная готовность к обучению.

Практика показывает, что в этом смысле наиболее приспособленными к школе оказываются дети, посещавшие не только детский сад, но и спортивные секции. Ведь занятия спортом, пожалуй, лучше всего дисциплинируют маленьких непосед, учат подчиняться правилам и осознанно контролировать свои действия. Именно этого умения и не хватает большинству малышей, поэтому, кстати, и проблема готовности к школе стала так актуальна в последние годы.

Ведь обстановка, в которой растут современные дети, сильно отличается от нашего собственного детства. Многие родители с ностальгией вспоминают те времена, когда в больших дворах многоэтажных домов по вечерам собирались шумные разновозрастные компании, затевали масштабные игры в прятки, «казаки-разбойники» или «съедобное – несъедобное». Обычно эти забавы возглавляли старшие дети, которые требовали подчинения от малышей, ревностно следили за выполнением правил, а тех, кто отказывался соблюдать их, из игры выгоняли.

Менее приятные воспоминания у сегодняшних мам и пап связаны с детскими садами, которые они посещали: в переполненных группах воспитатели были вынуждены вести себя достаточно жестко, чтобы добиться от детей послушания и сохранить контроль над ними. К счастью, в наше время в детских учреждениях принят более деликатный и гуманный подход к малышам, а за повышение голоса на ребенка воспитательница может даже лишиться работы.

Кроме несомненных плюсов у такой ситуации есть и минусы: маленький человечек, интересы и права которого ценятся превыше всего, оказывается не готов преодолеть свой природный эгоизм, и, поступив в школу, он испытывает серьезные проблемы из-за неумения подчиняться.

Другой важный компонент личностной готовности – это мотив, то есть собственно то, что побуждает ребенка к учебе. Как правило, ее зачатки формируются довольно рано, особенно у малышей, посещающих детский сад. Одна юная особа на вопрос: «Сколько тебе лет?» отвечала с горестным видом: «Четыре года. Жду, когда в школу пойду». А к шести-семи годам уже большинству малышей не терпится приступить к обучению. Но если присмотреться внимательнее, то далеко не во всех случаях желание ребенка пойди в школу означает, что он действительно готов к учебе.


Чтобы разобраться, что же на самом деле движет малышом, когда ему не терпится стать школьником, можно использовать элементы методики Гинзбург для исследования мотивации учения у первоклассников. Предложите ребенку послушать рассказ:

Мальчики разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится делать уроки. Если бы школы не было, я бы все равно учился». Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть». Четвертый мальчик сказал:

«Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, то чувствую себя взрослым, а до этого был маленьким». Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения ничего не сделаешь, а выучишься – и можешь стать кем хочешь». Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки».

Спросите у малыша, кто из детей, по его мнению, прав и почему? Если ребенок выбирает первую реплику, значит, у него сформирована так называемая «внешняя» мотивация к учению. Необходимость ходить в школу такие малыши обосновывают для себя чем-то, не имеющим прямого отношения к самой учебе, например, настоятельной просьбой мамы или увлекательной дорогой в школу на троллейбусе.

Понятно, что эти мотивы не могут обеспечить стойкого интереса к знаниям и хорошей успеваемости. Немногим лучше дело обстоит, если ребенок считает верным третье высказывание. Школа в его понимании мало отличается от детского сада, и главное ее достоинство – большая компания сверстников, возможность поиграть и повеселиться. Этого мотива (психологи называют его игровым) тоже недостаточно, чтобы успешно учиться.

А вот дети, которые предпочли шестое мнение, нацеленные, прежде всего, на получение оценок, в начальной школе вполне могут быть среди лучших учеников класса. Но со временем материал становится все сложнее, и ребенку оказывается не под силу успешно освоить его. Проблема в том, что у этих детей (разумеется, под влиянием взрослых) выработался интерес к получению «пятерок», а не знаний, или, говоря психологическим языком, произошел «сдвиг мотива на цель».

Общаясь с такими первоклассниками, родителям стоит отказаться от вопроса: «Какие оценки ты сегодня получил?», гораздо продуктивнее интересоваться: «Что ты сегодня узнал нового?» Четвертое высказывание обычно выбирают малыши, у которых сформирован так называемый позиционный, или статусный, мотив к школьному обучению. В большинстве случаев психологи дают благоприятный прогноз развития этих детей.

Ведь малыши так гордятся званием школьника и изо всех сил стараются ему соответствовать! А положительное отношение к учебе – это верный способ добиться в ней успеха. Если вашему ребенку оказались наиболее близкипятое или второе мнения, значит, у него сформирована правильная учебная мотивация (малыш ценит сам процесс получения знаний и те преимущества, которые дает образование в дальнейшей жизни). Вы можете не опасаться за ребенка: скорее всего, ему не грозит нервный стресс от учебных перегрузок или отставание от одноклассников в освоении программы.


Надо сказать, что мотивационная готовность к учебе у будущего школьника не является чем-то неизменным и взявшимся непонятно откуда – она постепенно формируется у малыша самими родителями. Проанализируйте, что вы говорите своему чаду перед началом занятий: «Будешь плохо учиться – я очень расстроюсь» или «В школе ты найдешь много друзей», а может « Без «пятерок» домой не возвращайся»?

Тогда искаженные представления ребенка о школе – это вовсе не его вина. Поэтому для того, чтобы малыш был готов к учебе, вы сами должны правильно представлять, для чего же она ему нужна. Почаще говорите ребенку, как интересно каждый день узнавать что-то новое, как школьные предметы помогут ему ориентироваться в мире взрослых, например, изучая математику, малыш сможет САМ ходить в магазин, а знания русского языка помогут, наконец, самостоятельно читать письма от бабушки, не дожидаясь ничьей помощи! Словом, пробудить у ребенка живой интерес к учебе вполне в ваших силах.


После зачисления детей в образовательное учреждение может осуществляться психолого-педагогическое тестирование, диагностическое обследование, собеседование с целью определения уровня подготовки детей к освоению образовательных программ повышенного уровня.

Результаты диагностического обследования, заключение психолого-педагогической комиссии о готовности к обучению носят рекомендательный характер для определения педагогическим коллективом форм и методов обучения ребенка и не могут использоваться как инструмент для отбора.


Надежда Бешкова

журнал для родителей «Семь нянек»
г. Ростов-на-Дону

22.09.2014
989

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще