Детские сады Ростова - 2

Продолжаем рассказ о детских садах города Ростова-на-Дону.

«Росинка» – ясли для самых маленьких

Муниципальное ДОУ № 45 – э то единственные в Ростове ясли, принимающие детей младше одного года! Отдать ребенка в «Росинку» можно с 10 месяцев. Если, конечно, он и родители готовы к такому шагу. Первое и самое главное требование – это «общий стол». Малыш уже до детского сада должен быть приучен ко взрослым продуктам.

Хотя блюда в детсадовском меню адаптированы к раннему возрасту – суфле, а не котлеты, тушеные, а не жареные. Впрочем, приходить и кормить ребенка грудью маме никто не запрещает. Но, практика показывает, что, если ребенка отдают в ясли, значит, мать выходит на работу, где не всегда предусмотрены перерывы на вскармливание.


Раньше, существовало множество детских учреждений, куда принимали детей трех месяцев от роду. Но относились эти ясли не к Министерству образования, а к Министерству здравоохранения. Ведь ребенку до года важнее наличие медицинских, чем педагогических навыков у няни. В 1969 году были созданы объединенные детские дошкольные учреждения – ясли-сады, которые брали детей от одного года.

Позже мамам продлили отпуск по уходу за ребенком до трех лет. К тому же наступил демографический кризис. Практически все детские сады подняли возраст приема, а обособленные ясли, где дети воспитывались до трех лет, закрылись. «Уцелевшие» принимают детей старше одного года.


В «Росинке» первого десятимесячного малыша взяли в порядке эксперимента. Сейчас он уже ходит в школу, а грудничков принимают в ясли в обычном порядке. Категория у «Росинки» вторая – «детский сад присмотра и оздоровления», хотя нельзя сказать, что она полностью определяет его деятельность. Сами сотрудники говорят о своей работе так: «Мы создаем комфортные условия для проживания ребенка». Здесь слово «пребывание» нередко заменяют «проживанием», потому что маленькому человечку сложно разграничить понятие «дома» и «не дома».

В садике три группы: первая – от 10 месяцев до полутора лет, вторая – от полутора до двух, и третья – от двух до трех лет. Несмотря на то, что малыши свободно «ходят под стол пешком», их расписание весьма насыщенно. Понедельник – «День радостных встреч» (музыкальное занятие, развитие речи). Вторник – «День здоровья и открытий» (физкультурное занятие, сенсорное развитие). Среда – лепка, конструирование. Четверг – день книги и музыки. Пятница – «День в театральной гостиной» (театрализованная деятельность, рисование).

Все занятия в «Росинке» проходят под девизом: «Помоги мне это сделать самому!». Взрослые не навязывают свое мировоззрение, ребенок сам познает окружающий мир.

Кстати, обязательное требование в детском саду № 45 – это двухнедельная адаптация ребенка, во время которой мама находится рядом в группе и на прогулке. Этот плавный отрыв от дома облегчает вхождение во «взрослую» жизнь. Если малыш носит подгузники, не беда. К году воспитатели и няни научат его пользоваться горшком, а в случае «аварии» вымоют.

В последнее время детей в группах стало чрезвычайно много – сказывается нужда в таких садах. Но для детского сада переполненные помещения не радость, а проблема. Когда детей много, они чаще болеют. Поэтому дополнительные оздоровительные мероприятия весьма кстати – массажи, стопотерапия, дыхательная гимнастика.

Яркий пример нестандартного мышления сотрудников сада: если родители «прогуливают» вместе с ребенком день-два в неделю, в «Росинке» это только приветствуется. И не потому что воспитателям проще работать с меньшим количеством детей. Просто для малышей очень полезно «взять» выходные и побыть с мамой дома.

«Олененок» (муниципальное ДОУ № 49)

Территория этого детского сада сравнима разве что с небольшим парком отдыха. Среди типовых детских садов (не говоря уже о тех, что расположены в жилых домах!), сад, рассчитанный на 14 групп, выглядит гигантом.

На сегодняшний день в «Олененке» действуют десять групп, две из которых для малышей с двух лет. Помещения остальных четырех переоборудованы в столовую с двумя залами, физкультурный зал и физиопроцедурный кабинет.

В каждой из восьми «взрослых» групп своя специализация: театр, английский язык, экология и естествознание, интеллектуально-познавательное направление, коррекционная группа... Есть своя «казачья вотчина», с настоящей казачьей горницей и программой ознакомления детей с бытом казаков, их образом жизни, праздниками.

То, что ребенок выберет основным направлением, к примеру, английский язык, не означает, что он не сможет посещать ничего другого. Система занятий в «Олененке» допускает «совмещения». Существуют отдельные студии, где и проходят занятия кружков – английский, ИЗО, музыка и вокал, интеллектуально-познавательный и коррекционный.

Выбор за детьми и родителями. Впрочем, воспитатели рекомендуют ограничиться двумя направлениями, так как перегружать ребенка не стоит. Кстати, свою работу специалисты из этого детского сада определяют как «формирование нового типа образования, которое качественно отличается от традиционного».

Однако здоровью воспитанников уделяется не меньше внимания, чем гармоничному развитию личности. В саду есть закрытый плавательный бассейн. Поскольку болезнь лучше вовремя предупредить, чем лечить, кипит работа в большом медицинском блоке. Физиопроцедуры, массажи, фиточаи в фитобаре и даже люстра Чижевского.

Естественно, под строгим медицинским контролем. Каждое лето специально разрабатывается оздоровительная кампания. Если упростить идею, то смысл ее в следующем: все игры, уроки и занятия нужно проводить на свежем воздухе. Здесь и эстафеты, и разучивания правил дорожного движения, закаливающие процедуры, солнечные ванны и обливание. Немного меньше интеллектуальной (в школах-то каникулы!), зато больше коррекционной работы – особенно над осанкой.

Центр развития ребенка «Веселинка» (муниципальное ДОУ № 192)

Этот детский сад называют также Центром славянской культуры. Подобных ДОУ нет ни в Ростове, ни, пожалуй, на Юге России. Основу содержания образовательного процесса составляют общечеловеческие ценности славянской культуры – «Человек и Семья», «Здоровье», «Культура и Отечество», «Земля и Мир».

Детям помогают осознать и усвоить такие понятия, как «Добро – Благо», «Добродетель», «Честь – Достоинство», «Свобода», «Совесть», «Любовь», «Благодарность миру». Понятно, почему такая специализация не отпугивает и представителей других национальностей, проживающих в Ростове. «Веселинку» посещают армянские, еврейские, осетинские, и азербайджанские дети. А их родители охотно принимают участие в организации вечеров национальной культуры, попутно радуясь тому, что у малышей есть возможность освоиться с менталитетом того региона, где они живут.

Пребывание в этом детском саду напоминает путешествие в сказку. Она начинается прямо на улице – на площадке с необычными резными верандами, качелями и множеством алых роз. Кроме того, в «Веселинке» достаточно красивых театральных костюмов, поэтому развивающие игры, совмещающие сказку и программное занятие, превращаются в мини-спектакль. Воспитатель по своему усмотрению формирует задачи.

Например, русская народная сказка «Гуси-Лебеди». Все ребята вместе с сестрицей идут искать унесенного братика. Печка, прежде чем им помочь, просит сначала налепить пирожков, положить их печься и закрыть заслонкой. Пирожки могут быть из пластилина и развивать в процессе «изготовления» моторику и воображение. А могут – из настоящего теста. Пока сказка подойдет к концу, няня незаметно поможет им испечься в настоящей духовке. Здорово –полакомиться собственной выпечкой!

Для того чтобы закрыть печь, детям предстоит выбирать из трех разных расписных заслонок (металлической, деревянной и керамической) подходящую. Во время этого разбирается и вид росписи по определенному материалу, и качества этого материала. А чтобы спуститься по кисельным берегам молочной реки, нужно придумать, как это сделать сподручнее: используя кирпичи или веревки.

Основное правило в этом детском саду – сделать жизнь малыша событийной, поставить его в активную позицию. То есть не подсказать ребенку готовый ответ, а предложить самостоятельно отыскать и опробовать на деле верное решение.

В «Веселинке» воспитанники отмечают все славянские праздники. Впрочем, поскольку про общепринятые «красные дни календаря» в «Веселинке» тоже не забывают, праздники у ребят чуть ли не каждый день. В детском саду есть даже свой фирменный фестиваль – «Веселина», посвященный выпуску подготовительной группы. Этой весной фестиваль прошел уже восьмой раз и при полном аншлаге!

Почему такое внимание уделяется театрализованной деятельности? Потому что это самый мягкий и увлекательный для ребят способ скорректировать отклонения в их развитии. Неутешительные данные статистики утверждают, что большая часть детей поступает в детские сады с различными нарушениями нервной системы.

Тут и поражения коры головного мозга, и гиперактивность, и нарушения развития речи… Поэтому, кстати, в «Веселинке» не преподают английский язык. Педагоги считают это излишней нагрузкой в дошкольном возрасте. Стоит отметить, что все выпускники сада успешно учатся в школе и вдобавок занимаются чем-то еще: спортом, танцами, музыкой.

Большинство педагогов в «Веселинке» работает по собственным авторским программам. А тренер по ЛФК, мастер спорта по плаванию, не так давно стал кандидатом медицинских наук и разработал метод диагностики жизненно важных ресурсов у детей.

Клуб вальдорфской педагогики «Луч солнца»

На пороге этой детсадовской группы нет уныния на лицах малышей, которые прощаются с мамами и папами. Каждый день для них – неповторимое приключение, и начинается он всегда со свободной игры (например, перевоплощения ребят в грозных пиратов). Самое поразительное, что воспитатели клуба, которых дети ласково называют «тетя Лена» и «тетя Наташа», казалось бы, не участвуют в происходящем.

Елена Салмыгина и Наталья Кочарова прямо-таки излучают уют и спокойствие: они заняты вышивкой, рисованием или приготовлением еды, и могут долгое время даже не вставать со стула. В то же время, ни одно событие, происходящее в игровой комнате, не ускользает от их внимания. Пиратам, у которых вот-вот вспыхнет ссора, невозмутимая тетя Лена подкинет мысль: «А у вас есть карта моря? Как же моряки поплывут без карты?» – и смелые разбойники дружно кидаются за работу.

Это кажется волшебством: дети увлеченно и дружно играют, а взрослые при этом не бегают за ними по пятам, не срывают голос, добиваясь послушания. А когда подходит время завтрака, воспитатели предлагают малышам новое увлекательное дело: «Посмотрите, как наши игрушки разбрелись по комнате, заблудились и не могут найти дорогу домой! А давайте отыщем, где же они спрятались и вернем всех на место!» И, как вы, наверно, уже догадались, через полчаса в игровой комнате воцаряется идеальный порядок.

Все чудеса, происходящие в ростовском клубе «Луч Солнца», оказались практической реализацией понятиявальдорфская педагогика. На самом деле, за сложным названием скрывается простая и гармоничная теория развития. Много лет назад австрийский психолог Рудольф Штайнер обоснованно разделил жизнь человека на несколько этапов.

Первый из них длится от 0 до 7 лет, и в этот период малышу из всех дел лучше всего удается подражание. Почти безразлично, чем занимается взрослый в поле зрения ребенка: вышивает, рисует или чистит картошку. Главное – делать это систематически, и через несколько дней малыш обязательно подойдет и спросит: «А что ты делаешь? Я тоже хочу!»

На этом эффекте и основано обучение в вальдорфском клубе, где 3-5-летние воспитанники самостоятельно наводят порядок, умеют гладить, стирать и участвуют в приготовлении еды. Вряд ли такие занятия показались бы малышам привлекательными, если бы взрослые просто заставляли их это делать.

Другое важное правило вальдорфской педагогики – вся жизнь в клубе имеет ритм. Следовать ему очень просто, ведь организм каждого человека самой природой подчинен дневным, недельным и годовым ритмам. Поэтому малыши с удовольствием принимают заведенный порядок: каждый день им отводится время для свободных игр, уборки, прогулки, занятий в учебном классе и для творчества.

Весь распорядок дня основан на том, что занятие, требующее напряжения воли и внимания ребенка, чередуется с полезным отдыхом (играми, развивающими мелкую моторику, творческие способности, а главное – умение общаться). То же и с годовым ритмом: осенью малыши проводят праздник урожая, весной поют песни о тепле и пробуждении природы, а зимой их игры и песни связаны со снегом и морозом.

Интересно, что такая форма обучения прекрасно вписывается в любую культуру. Малыши с удовольствием воспринимают как русские народные сказки, так и, например, бразильские. Это относится и к игрушкам, которые, кстати, полностью состоят из природных материалов. Для занятий, развивающих тактильную чувствительность и мелкую моторику, хорошо подходят и кедровые шишки, и кокосовые орехи.

На занятиях в клубе детей учат читать и считать, причем это обучение не повторяет программу первого класса, а значит, придя в школу, выпускник вальдорфского клуба не заскучает, а активно включится в работу. Главное здесь другое – педагоги не могут гарантировать, что у малышей не будет трудностей с математикой или чтением, но уверены: такие дети не окажутся изгоями в школьном коллективе, не испытают проблем с друзьями.

Ведь самое главное, чему учит вальдорфская педагогика – это умение свободно и бесконфликтно общаться, терпимость к людям. «Все мы желаем успеха своим детям, – говорит педагог-психолог клуба Наталья Кочарова, – а большие дела в жизни делаются теми, кто чувствует себя счастливым, умеет общаться и дружить».


Татьяна Николенко,

Надежда Бешкова

журнал для родителей «Семь нянек»

22.09.2014
4833

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще