Раннее развитие интеллекта ребенка

«Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,

Невежда про нее свой толк все к худу клонит…»

Всем нам знакома басня Крылова «Мартышка и очки», когда, нанизывая очки на хвост, облизывая, нюхая их, она так и не смогла поправить зрение, но вывод свой сделала:

«Всё про Очки лишь мне налгали;
А проку на волос нет в них».

Также берутся судить о раннем развитии все, кто даже близко не знаком с его основами, кто не занимался им со своим ребенком, кто не знает тех родителей, которые применяют его на практике, напоминая этим героиню басни.

Пословица утверждает: «Каков в три года, таков и в сто». В этом же убеждает нас и на ука, утверждая, что наш мозг развивается на 70-80% до 3-х лет.

Удивительно, но, признавая это, большинство специалистов не отступают со своих позиций, призывая родителейкак можно позже начинать обучение своих чад: «С физиологической точки зрения мозг ребенка, действительно, особенно интенсивно формируется в первые три года жизни, и обучение малыша, например, чтению в это время гораздо легче, чем когда мозг уже сформирован окончательно. Но для чего это нам надо?.. только после четвертого дня рождения детям действительно пора начинать систематически учиться».

Ответ на вопрос «Зачем это надо?» очевиден. Дело не в том, что ребенок рано зачитает, а в том, что он научится этому легко, будет читать быстро (скорочтение) и поэтому с удовольствием. «Ценно не само по себе умение читать в 2 года, а те радость и вера в себя, которые дает малышу это умение» (Глен Доман).

Те редкие родители и единичные специалисты, которые стараются не упустить этот замечательный период, когдаребенок все впитывает как губка и всё новое для него в радость, которые занимаются с детьми по различным адаптивно-развивающим и обучающим методикам, сообщают о великолепных результатах, которые являются следствием разнообразных занятий.

Но вместо того, чтобы поинтересоваться их успехами, узнать подробнее о том, чему и как можно научить и другихдетей, в их адрес высказывают обвинения: «вдалбливают», «натаскивают», «навязывают» и другие подобные нелестные высказывания.

Часто встречается не менее «лестное» высказывание вроде того: «…у мам и пап, которые активно развивают интеллект малыша, не остается времени и сил ни на что другое. Даже нежность и ласку, в которых любой ребенокнуждается больше всего на свете, они считают менее значимыми, чем ежедневные познавательные занятия».

Как можно объяснить такой негативизм?

Скорее всего, такое мнение может иметь человек, лично не знакомый с родителями, которые занимаются развитием своего малыша.

Мой опыт общения с такими родителями говорит о том, что все происходит «с точностью, до наоборот».

Во-первых, эти мамы и папы очень образованные, разносторонне развитые люди, имеющие богатое воображение, высокий интеллект и огромное желание поделиться всем этим со своими детьми (как правило, они не ограничиваются рождением одного ребенка). И что обязательно отличает этих родителей – они не только умеют любить своих детей (как любой родитель), но они еще и умеют уважать их.

Что это значит? Они никогда не кричат на своих детей, а разговаривают с ними и все объясняют, никогда не заставляют их делать что-либо насильно (например, есть), и, конечно, НИКОГДА, ни при каких обстоятельствах не шлёпают ребенка (в основе такого воспитания лежат принципы преемственности, описанные Жан Ледлофф). Они убеждены, что «Ребенок не будущий человек, а сегодняшний - но с другим масштабом чувств и опыта» (Януш Корчак, великий гуманист XX столетия, педагог, писатель, врач).

Что касается обучающих занятий (чтение, математика, энциклопедические знания по методике Глена Домана) в течение дня они занимают у них не более получаса (по 5-10 минут утром, днем и вечером). Труд по подготовке кзанятиям в настоящее время сведен к минимуму: в продаже есть все необходимые пособия, информация в Internet, обмен электронными материалами между мамами на сайтах, обучающие курсы и пр.

Все остальное время с ребенком играют, гуляют, занимаются творчеством (рисуют, лепят), читают самые обыкновенные детские книги. Как правило, кроме всего прочего, эти родители занимаются закаливанием, плаванием с 0, динамической гимнастикой и еще многим другим, но обязательно тем, что нравится и ребенку и родителям. Они успевают всё.

Мы в силу своего личного опыта, считаем, что обучение с точки зрения преподнесения научной информации очень сложно и неинтересно. Очень небольшому количеству людей посчастливилось испытывать радость от процесса обучения. Такого количества споров не вызывают методики адаптивно-развивающего направления – ребенокприобретает практические навыки, получает необходимый жизненный опыт. Нам кажется это легким обучением.

Любые же знания, которые мы сами осваивали с большим трудом, нам кажутся трудными для усвоениямаленькими детьми и нам становится «жалко» ребенка. Но нужно учитывать, что мы (большинство из нас) учились по классической схеме – с 7–ми лет, когда, в общем-то, формирование процессов мышления, памяти уже завершено. При проведении тестов, оценивающих IQ одному и тому же человеку в возрасте 7-ми лет и взрослому, результаты в числовом выражении практически не изменяются.

Дети дошкольного возраста, гораздо ближе к нам, взрослым, по своему мировосприятию, интересам, чем школьники и подростки. Им интересно все то, что мы им даем, о чем рассказываем, что показываем, что мы любим.

Родитель может привить своему ребенку любовь к бесконечному просмотру телепередач, компьютерным играм, «попсе», лежанию на диване и т.п. или наоборот, приобщить и привить любовь к классической музыке, изобразительному искусству, чтению книг, получению новых знаний...

В первом варианте родителям, в общем-то, ничего и делать не нужно, достаточного собственного примера. Во втором случае родители сами постоянно развиваются, узнают что-то новое для того, чтобы научить этому своегоребенка, представить знания в понятной для ребенка форме.

Когда Вашему ребенку будет 4-5 лет и больше, то он уже сам будет решать, чем ему заняться – просмотром очередного мультфильма или, к примеру, изучением географической карты. И если до этого он не познал радости от процесса обучения, то, возможно, все последующее время оно будет идти «из-под палки».

Регулярные занятия невольно развивают в ребёнке усидчивость, внимательность, любознательность, интерес к познаниям, поэтому родители таких детей никогда не столкнутся с проблемой гиперактивности и дефицита внимания.

Если Вы считаете, что недостаточно ребенка просто кормить, менять пеленки-распашонки, покупать игрушки и выводить гулять в ближайшую песочницу, то знайте, Вы в этом не одиноки. Встав на путь раннего развития Вы обязательно встретите единомышленников.

Если Вы не хотите сидеть сложа руки и гадать, будет ли Ваш ребенок успешным учеником, будет ли учеба ему в удовольствие, станет ли он успешным специалистом в выбранном деле, то не стоит откладывать процесс обученияна завтра. Первые и самые лучшие учителя – это мама и папа.

В следующих статьях мы вместе с Вами будем разбираться в существующих методиках раннего развития, для того, чтобы не становиться персонажами басней Крылова. И Вы сможете выбрать в каждой из них те моменты, которые Вам наиболее близки, и которые Вы сможете использовать в занятиях со своим ребенком.


Татьяна Штайдо
Ростовский центр «Развитие интеллекта с пелёнок»

24.09.2014
1051

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще