Картинки в детских книгах

Детская книжка вбирает в себя все новое, все экспериментальное, что появляется в искусстве. Высокие возможности современной полиграфии открыли для детской книги новую эру цвета. К сожалению, сегодня декоративность и «цветность» стали для нее чуть ли не главным качеством. Большое внимание сегодняшние книгоиздатели уделяют безопасности книжек для самых маленьких (чтобы их можно было грызть). Это, конечно, хорошо. Но вообще-то возможность погрызть книгу — это далеко не главное, чего мы от нее хотим…

Каждый раз, выбирая книгу для своего малыша, ПОМНИТЕ:

Вы покупаете книжку не для себя, а для ребенка.

Тщательность проработки рисунка и слащавые мордашки зверей свидетельствуют о том, что книга сделана не профессионалом и предназначена для кошелька бабушек, покупающих эту полиграфическую продукцию. Один только тот факт, что детский глаз по оптическим своим параметрам, по восприятию насыщенности цветов превосходит старческое зрение, говорит о многом. Глаза пожилого человека лучше воспринимают фиолетово-лиловую гамму, тогда как ребенку ближе яркие пятна чистых цветов (цветов, входящих в радугу).

Важно, чтобы книга была сделана «выразительным языком» — в ней сохранялось единство линий, декоративных пятен, узоров и чистого белого пространства страницы.

Очень важна предметная ясность фигур и наличие «воздуха» — свободного пространства листа.

Избегайте показывать ребенку книжки с не белыми — полностью закрашенными листами. Цветная заливка страницы мешает восприятию образов, а для читающих детей — и текста.

Помните, что буквы в книге должны быть напечатаны черным по белому, цветными могут быть только заголовки.

Особое значение в детской книге приобретают шрифты. Ни при каких условиях на одной странице не может использоваться более двух шрифтов (заголовок и текст).

Буквы должны быть достаточно крупными, чтобы на них можно было указывать пальцем, легко узнаваемыми, не слипшимися и не слишком разреженными по строке.

Для формирования вкуса ребенка более полезно иметь несколько хороших книг, чем большую полку посредственных изданий. Дети любят по многу раз слушать одну и ту же сказку, привязываются к книге, как к другу. И это единственный ваш шанс самим выбрать ребенку хорошего друга, повзрослев, он будет выбирать друзей, не советуясь с вами, а руководствуясь своим вкусом.

МАРИЯ ОСОРИНА, ПСИХОЛОГ, доцент кафедры общей психологии СПбГУ, специалист в области общей и детской психологии, психологии творчества, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»

Советская детская книжная иллюстрация считалась одной из лучших в мире. Сейчас, увы, издатели стремятся сэкономить на художниках. Это привело к появлению чудовищных книг. Многие современные художники разучились даже рисовать собак, лошадей, попросту забыли, как выглядят эти животные и стали срисовывать их с книг предшественников, причем не всегда точно. Это и смешно, и печально.

Качество иллюстрации, адресованной детям, определяется несколькими ФАКТОРАМИ:

Настоящий художник детской книги всегда старается облегчить ребенку «чтение» картинки. Для маленьких трудной задачей является ВЫЧЛЕНЕНИЕ КОНТУРА ПРЕДМЕТА ИЗ ЗАШУМЛЕННОГО ФОНА. Поэтому для самых младших предметы обычно изображают отдельно друг от друга, чтобы их контуры не пересекались, и помещают их на нейтральный фон. Благодаря этому ребенок легко может сосредоточить свое внимание на изображении и внимательно разглядеть его существенные признаки. У более старших появляются бóльшие возможности, и желательно, чтобы картинки им соответствовали. Так, дети младшего школьного возраста в отличие от маленьких очень любят рассматривать сложные многофигурные композиции. Им, наоборот, нравится «всех находить» в графическом шуме накладывающихся друг на друга контуров.

Рисунки должны быть УЗНАВАЕМЫ. Разглядывая на рисунке знакомый предмет, ребенок ищет существенные черты его облика. Буквально проверяет: есть ли у него то, что ему «положено иметь». Многие дети от полутора до трех лет не видели настоящих курочек, петушков, мышек, лисиц, о которых рассказывается в сказках. Единственный способ познакомиться с ними – разглядеть картинку вместе с мамой и обсудить, «что у курочки есть»: какой у курочки клювик, гребешок, глазки, крылышки, перышки, хвостик, ножки и т.д. Для того чтобы такой разговор состоялся, желательно, чтобы художник все это тщательно прорисовал. Поэтому лучшие художники детской книги проводили много времени, наблюдая за животными и делая множество «исследовательских» набросков и рисунков. Затем эта работа обобщалась в изображении, адресованном ребенку, и тот мог проделать такую же «исследовательскую работу», разглядывая рисунок.

У ДЕТЕЙ КАЖДОГО ВОЗРАСТА ВОЗНИКАЮТ СВОИ ЗАДАЧИ ПРИ «ЧТЕНИИ» И ПОНИМАНИИ КАРТИНОК. Ребенка сызмальства надо учить «читать картинки» примерно так же, как учат читать словесный текст. И, конечно, качество книжной иллюстрации должно соответствовать тем возрастным задачам, которые стоят перед ребенком.

МАЛЕНЬКИМ ДЕТЯМ ДО ТРЕХ ЛЕТ важно задавать три основных вопроса, которые помогают сориентироваться в картинке.

Первый вопрос — кто это, что это? Он помогает найти всех персонажей картинки: и людей, и животных, и растения, и различные предметы. Умение всех обнаружить и правильно назвать очень важно. Потеря любого персонажа, который не был замечен, это потеря кусочка смысла, без которого понимание картинки часто будет неполным.

Второй вопрос — какой, какая, какое? Он помогает научиться разглядывать нарисованных персонажей и замечать те черты и характеристики, которыми наделил их автор-художник.

Третий вопрос — что он (она, оно) делает? Он нацеливает ребенка на то, чтобы заметить характер активности каждого персонажа и назвать его, используя глаголы. Этот вопрос более сложный, чем первые два, и очень значимый. Как только появились ответы, тут же перед зрителем начинает открываться смысл взаимодействий изображенных на картинке героев.

Но это уровень самый первый, достойный для ребенка лет до трех. А впереди еще долгий путь. СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ маленького зрителя будет состоять в том, чтобы научиться отвечать на более сложные вопросы. Например, куда смотрит персонаж и что привлекло его внимание? А еще важно уметь понять, чего хочет персонаж. А дальше — о чем он думает. Отвечая на эти вопросы, ребенок постепенно учится мысленно представлять себе психический мир нарисованных героев. Такое умение психологи считают важнейшим основанием для будущей способности ребенка понимать психологию окружающих людей, способности, которая определяет качество формирования его социального интеллекта. Ясно, что эта способность развивается не только через разглядывание картинок. Но, несомненно, можно сказать, что общение с картинками, сделанными хорошим художником, который наделил нарисованных персонажей душевным миром, для ребенка будет чрезвычайно полезным.

Чем старше становится ребенок, тем более трудные и интересные задачи в плане понимания картинок можно перед ним ставить. РЕБЕНОК ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА может научиться понимать, что такое изобразительная метафора, что такое символическое изображение, аллегорическая живопись, определять, рассматривая картины, зачем художник нарисовал именно это, какую задачу он решал для себя.

24.09.2015
3442

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще