Заказать рекламу

Не только польза, но и удовольствие: как слушать классическую музыку с ребёнком

О том, что слушать классическую музыку полезно, знает каждая мама. Музыка помогает укреплять нейронные связи, развивает мозг, положительно влияет на пространственное мышление и координацию. Но как быть, если Глинка, Прокофьев и Чайковский совсем не вызывают интереса у ребёнка?

Если вы никогда не слушали вместе с ребёнком классическую музыку, необходимо продвигаться в этом направлении маленькими шагами, например, начните с этих пяти вопросов.

Кто такой композитор и как он пишет музыку?

Для начала важно познакомить ребёнка со словом «композитор» и его значением. Композитор — человек, который пишет музыку. Каких композиторов мы знаем? Попробуйте перечислить. Не менее важно понять, как композитор пишет музыку? Ответ на этот вопрос очень простой: с помощью нот. Как мы пишем слова из букв алфавита, так и в нотном стане есть специальные знаки музыкального письма. Постарайтесь найти возможность показать ребёнку, как выглядят ноты.

Так же, как писатель пишет свои сказки и рассказы для детей с помощью слов, композитор пишет музыкальные произведения — песню, вальс, польку, симфонию — с помощью нот. Разные музыканты на разных инструментах исполняют музыкальные произведения композиторов. Дайте послушать «Марш» С. Прокофьева, «Вальс» А. Глазунова, «Детскую польку» М. Глинки, чтобы ребёнок услышал различие в жанрах.

О чём это произведение и как музыканты его исполняют?

Полезно задуматься о том, что нам хотел рассказать автор в своём произведении. После прослушивания какого-либо отрывка поделитесь с малышом своими впечатлениями, поинтересуйтесь, какие впечатления остались у ребёнка. Музыка может нам рассказать разнообразные увлекательные истории из окружающего мира. Но, в отличие от сказок и рассказов, в музыке мы слышим звуки. Для извлечения звуков люди придумали различные музыкальные инструменты — предметы, из которых человек может извлекать всевозможные звуки. Какие музыкальные инструменты знает ваш малыш? А вы? Гитара и балалайка, арфа, скрипка и контрабас, труба и флейта, барабан и бубен, гармонь и фортепиано — лишь некоторые из них. Рассмотрите с ребёнком картинки с изображением музыкальных инструментов. Слушая произведения, потренируйтесь на слух понимать, какой инструмент звучит, выделяя его из потока мелодии.

Полезная игра

  • Игра «Музыкальный домик» обязательно понравится детям. На ширме «постройте» трёхэтажный домик, обозначьте место для трёх квартир на каждом этаже. Затем спрячьтесь за ширму и поочерёдно извлекайте звуки из разных музыкальных инструментов. После прослушивания ребёнок должен отгадать, какой инструмент только что звучал. На столике рядом разложите картинки с изображением музыкальных инструментов: бубна, флейты, барабана, ксилофона и т. д. Пусть малыш выберет и прикрепит к свободной «квартире» карточку, решая, где живут барабанщики, а где — флейтисты. Если вы играете в большой компании, то остальные дети могут согласиться или не согласиться с решением, аргументируя выбор. Во время подготовки к такой игре важно дать послушать звуки инструмента с открытыми и закрытыми глазами.

Чем звуки отличаются от музыки?

Попробуйте донести мысль о том, что отдельные звуки сами по себе ничего не означают. Если мы просто стучим по клавишам фортепиано или барабаним палочками без дела — это что? А вот если композитор собирает все звуки вместе и объединяет их в мелодию, тогда звуки могут рассказать нам о каком-либо случае, приключении, событии. Музыкальные звуки отличаются от тех, что мы проговариваем. Они могут быть отрывистыми, протяжными, нежными и суровыми, весёлыми и грустными, могут принимать разнообразную форму, рассказать нам множество историй, напомнить чей-то грозный рык, убаюкать плавностью мелодии… Такие сравнения отлично развивают фантазию и воображение ребёнка.

Послушайте отрывки из пьес «Болезнь куклы» и балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского — и вы убедитесь в этом сами. Не торопитесь говорить, как называются произведения. Предложите ребёнку самостоятельно придумать им название. Музыка способна раскрывать человеческие чувства: гнев, радость, тревогу, ненависть, отчаяние, мечтательность, грусть, беспокойство и многое другое. Она может рисовать нам картины легкого счастья в погожий день, злую стужу, протяжный вой ветра и шум дождя.

О чём может рассказать мелодия?

Самое главное выразительное средство в музыке — мелодия, это её душа и сердце. Мотивы песен, которые мы напеваем, и есть мелодии. Мелодии можно напевать, отстукивать пальцами или палочкой. Звуки в мелодии вливаются друг в друга, таким образом мелодия вьётся, разматываясь, как ниточка у клубка. С помощью мелодии композитор может передать нам своё настроение, мысли и чувства, рассказывает музыкальные истории. Мелодии получаются разными: и воодушевлёнными, и мечтательными, и волнующими, и мужественными, ласковыми и героическими.

С чего начать?

В этом вопросе лучше отталкиваться от интересов ребёнка. Если вы видите отклик и желание слушать мелодии, общайтесь на эту тему раз в две-три недели.

Отличным вариантом для знакомства с классической музыкой может быть цикл П. И. Чайковского «Времена года». Однажды вы можете сказать: «Сегодня я хочу познакомить тебя с выдающимся русским композитором Петром Ильичом Чайковским». Покажите ребёнку его портрет, предложите послушать «Осеннюю песнь». Поинтересуйтесь, понравилась ли ему эта мелодия? Какая эта музыка? Какое настроение в ней передал автор? Да, эта музыка печальная, грустная, даже унылая. А о чём рассказывает эта музыка? Попробуйте взять краски и изобразить это в рисунке. Наступила осень, идёт дождь, листья медленно осыпаются с деревьев, ветер раскидывает их повсюду, вянет и жухнет трава на полях, птицы собираются в стаи и постепенно улетают в тёплые края. Нет-нет, где-то промелькнёт ещё солнечный луч, но он уже не греет, как летом. Животные затихают, ищут себе пристанища. Природа готовится к увяданию. Обсудите, какой месяц изображает «Осенняя песнь» и сколько, по мнению ребёнка, пьес в цикле, если каждая из них посвящена одному месяцу в году. Предложите послушать эту пьесу ещё раз и подумать, почему автор дал ей название «Осенняя песнь». Если вы не будете ставить под сомнения предположения и идеи ребёнка, он всё чаще будет давать волю своему воображению, охотно делиться картинами, которые возникают в его голове.

Когда вы прослушаете произведения всего альбома, можно предлагать прослушивать фрагменты, задавая вопросы: «Какое произведение сейчас звучит?», «Какое из них тебе нравится больше всего?», «Чем тебе нравится именно эта пьеса, какой отклик в душе вызывает?» Подберите под каждую пьесу несколько пейзажей и предложите ребёнку выбрать из них тот, который больше всего подходит для передачи характера этой мелодии. Если вы любите длительные прогулки, можно создавать фотографии отдельных моментов характерных изменений в природе того или иного месяца, а затем собирать их в ролик, накладывая мелодию одноименного месяца из цикла.

Всегда отталкивайтесь от интересов ребёнка, и тогда любое занятие будет приносить вам не только пользу, но и удовольствие.


https://www.kanal-o.ru

19.11.2018
167

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще