Нужно ли заниматься ранним развитием ребенка?

За последние полтора десятка лет понятие раннего развития детей прочно вошло в повседневную жизнь. Некоторые специалисты в области педагогики и возрастной психологии являются ярыми противниками искусственного подстегивания процессов детского развития. Для того, чтобы постараться быть объективными в этом вопросе, необходимо изучить основные тенденции во мнениях касательно рассматриваемого вопроса.

Мода на раннее развитие

Еще с самой беременности будущая мама внимательно следит за своим состоянием и сопоставляет показатели состояния своего организма и внутриутробного развития плода с теми, которые принято считать нормой. После рождения малыша таким мамам очень трудно перестать пытаться все контролировать. Они следят за тем, во сколько ребенок первый раз улыбнулся, когда начал переворачиваться, когда сел, сказал первое слово и т.д. Молодые мамы, выйдя с детьми на прогулку, обмениваются этой информацией и неизбежно начинают сравнивать детей между собой. При этом они забывают, что физическое и психическое развитие – это абсолютно индивидуальные процессы, постороннее непрофессиональное вмешательство в которые недопустимо. Сейчас не только молодые мамочки, но и дедушки и бабушки считают неотъемлемым элементом взращивания ребенка его обязательное раннее развитие. В средствах массовой информации, в социальных сетях и на форумах сайтов ведутся нешуточные баталии на тему действительной необходимости занятий по раннему развитию детей.

Основные направления раннего детского развития

  1. Предметная деятельность. Это направление предназначено для того, чтобы дети могли максимально познавать окружающий мир посредством тактильных ощущений. На занятиях создаются условия, при которых детям предлагают совершать разнообразные манипуляции с предметами и веществами под присмотром взрослых. Предметы можно трогать, собирать, рвать, перекладывать, мять, размазывать, переливать и др. Так малыш на опытном примере осознает разницу в размерах, весе, температуре и иных свойствах предметов, с которыми он работает.
  2. Мелкая моторика. Учеными давно установлена тесная взаимосвязь уровня развития мелкой моторики малыша и его когнитивных функций (восприятие, память, мышление). Чем лучше развита моторика, тем лучше функционирует центральная и периферическая нервные системы.
  3. Речь. Интересно, что речевые способности зависят от качества передачи импульсов пальцев рук. Речь малыша обуславливается двумя основными факторами развития:
  • биологическими: генетически обусловленная наследственность, характеристика развития беременности и родового процесса, наличие или отсутствие болезней после рождения и т.д.;
  • социальными: полнота речевого окружения в семье или иных социальных группах его пребывания. Важно уделять большое внимание разговорам с ребенком даже тогда, когда кажется, что он еще ничего не понимает. Чтение книг и пение песен, просто эмоционально окрашенное проговаривание повседневных действий позволят речи малыша достигнуть высокого уровня развития.

Доводы противников раннего развития детей

В качестве основных отрицательных моментов преждевременного развития указывают стирание границ между возрастными периодами психологического и интеллектуального становления личности.

Авторитетный детский психиатр Г.В. Козловская пришла к выводу, что за счет повышенной в ходе интеллектуальных занятий нагрузки на левое полушарие головного мозга, височные области и лобные доли, происходит перенапряжение мозговых структур. Психика расшатывается, а в дальнейшем в его развитии будет наблюдаться эффект торможения мыслительных процессов.

Педагоги отмечают удивительную тенденцию к уменьшению гибкости когнитивных функций детей, на чье взросление выпала мода раннего развития. Дети стали мыслить по шаблону без проявления индивидуальности, необходимой в процессе школьного обучения.

К отрицательным последствиям раннего развития относят неумение детей взаимодействовать со сверстниками. Их не интересует общение с другими ребятами. Дети не хотят играть в ролевые игры, через которые должна происходить примерка социальных ролей, постижение чувств и эмоций. Без оживленных игр и общения в группе ровесников дети становятся эмоционально холодными, их личность деформируется.

Педагоги, врачи, социальные работники приходят к выводу, что заниматься с детьми, конечно, нужно, но только с учетом возраста и реальных потребностей, а не в угоду родительским амбициям. Тогда, воздействуя на интеллект и психику ребенка предельно осторожно, можно вырастить гармоничную личность.

02.03.2020

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще