Роль сказок в жизни ребенка: реальность или фантазии

Многие мамы веками читали своим детям на ночь сказки, не одно поколение выросло на этой традиции. Но все изменяется и привычка возвращаться перед сном в сказочную историю постепенно выходит из обихода. Современные женщины предпочитают включать своим деткам перед сном мультики и хоть немного времени выкроить для домашних дел. Даже те, что продолжают читать малышам книги, все реже выбирают для этого сказки. Да и сказки сейчас уже не те – многие из них изрезаны критиками, детскими психологами и прочими редакторами. Из русских народных сказок исчезают многие подробности, на взгляд специалистов кажущиеся опасными или «ненужными».


Запрет на «страшные» сказки

Многие страны Запада запрещают на своей территории сказки типа «Красной Шапочки» и «Мальчика-с-пальчика». Основная причина, побуждающая данные запреты – беспокойство о психике подрастающего поколения. Мол, страшилок нашим отпрыскам не нужно.

Невозможно полностью оградить подрастающее поколение от негативных мыслей и переживаний, «стерильного» пространства вокруг детей быть не может. Запреты могут оказаться гораздо хуже, нежели чтение местами страшных историй. Сказки существуют тысячелетия и одного этого должно хватить скептикам. Своевременное знакомство с нелицеприятной стороной человеческих душ и взаимоотношений выступает некой «прививкой» для маленького человечка.

Нужность сказок, в том числе страшных, сложно оспорить. Причем прочитать их ребенку лучше до того момента, как он посмотрит фильм по этому сюжету. Дело в том, что юный член общества должен осмыслить услышанное и сформировать свое мнение о характерах героев и психологии их поступков. Если сразу показать малышу мультик по мотивам известной сказки, стереотипы могут укорениться в подсознании на всю оставшуюся жизнь. Стоит заметить, что интерпретация режиссера может сильно отличаться от истинного смысла затеи.

Отдаленные последствия

В странах Европы в течение нескольких лет были проведены интересные эксперименты относительно оценки эффективности принятия менеджерами разного звена ответственных решений. Репрезентативные опросы продолжались не один год и позволили выявить определенные закономерности. Все респонденты разделились на 2 группы:

  1. Первая группа менеджеров принимает решения, руководствуясь полной и достоверной информацией об объекте управления;
  2. Другие управленцы руководствовались недостаточной информацией, зачастую – даже ее обрывками.

При этом решения обеих групп респондентов были одинаково эффективны. Иногда предлагаемые представителями 2 группы идеи оказывались гораздо результативнее и привлекательнее. В чем же парадокс?

Чтобы выяснить закономерности в итогах тестирования, ученые проделали колоссальную работу – они выполнили психоанализ респондентов вплоть до «младых ногтей». Кто-то из исследователей догадался задавать во время сбора сведений вопрос о том, читали ли эти люди из обеих групп в детстве сказки? Может быть, сказки им рассказывали близкие люди? Именно эти 2 вопроса сыграли существенную роль в выявлении разницы между испытуемыми.

Каких-то 15 или 20 лет назад у данного исследования не было бы никакого шанса – всем детям читали сказки перед сном. К моменту начала испытаний на Западе подросло новое поколение, у которых детство совпало со временем дебатов между психологами, педагогами, родителями и прочими ярыми борцами за нравственную чистоту юных членов общества. Многие из взрослых наставали на вреде сказок и исключении их из жизни малышей. Только так, считали сторонники реформ, можно вырастить рационально мыслящих людей новой формации.


Часть мам прониклись крамольными идеями и выбросили из дома книжки со сказками. Другие же больше относились к группе сомневающихся и продолжали почитывать детям сказки на ночь. Обе перечисленные группы выросших детей и были протестированы учеными спустя годы. Ни они, ни их родители не делали никаких попыток увязать свои действия и способ мышления с любовью к детским сказкам.

Что же выяснилось в результате анализа детских переживаний тестируемых? Те дети, которые слушали сказки в детстве сказки, умеют во взрослой жизни принимать решения исходя из имеющихся сведений (не всегда полных). Умение действовать интуитивно, на так называемый «авось», прививается ребенку в возрасте 3-5 лет. И сказки в этом сильно помогают, даже со страшными сюжетами. Малышу, который находится рядом с мамой или папой в этот момент, не страшны никакие страшилки.

Резюме – слушать и читать сказочные истории детям нужно и очень важно. И делать это надо перед показом мультипликационных фильмов по известным сюжетам. Привитые в детстве навыки справляться со сложными ситуациями весьма полезны для подрастающего поколения.

Общественный проект "Аист на крыше"

02.05.2016
780

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Смотрите еще