Психология похудения. Установки, которые мешают быть стройными
Дело далеко не в слабости воли, слабой мотивации или психологической неготовности к изменениям. Тут дело в установках, заложенных в далекие годы жизни наших предков, которые были впитаны с молоком матери в вошли в нашу жизнь на уровне коллективного бессознательного. Наверняка, вы знаете, что еда - это самый простой в получении источник удовольствия (главный - при условии, что другими источниками человек не пользуется или пока не нашел). Вот и получается, что счастья хочется, любви тоже, и психика выбирает простой способ – еда. Что вы знаете о взаимосвязи еды и любви? Известный педагог Ян Амос Коменский писал о наглядности и связи теории с практикой – поэтому начнем с примеров. Итак, маленький ребенок полностью зависит от матери – еда, сон, безопасность. Базовые потребности Маслоу сходятся в одном человеке - мама. Когда базовые потребности удовлетворены, ребенок счастлив. Он принимает это за любовь. Т.е. у нас на уровне подкорки молоко матери ассоциативно закрепляется с любовью. В процессе жизни еда может должна перестать быть главным проявлением любви. Так бывает в том случае, если у ребенка эмоциональная связь с матерью, отцом и сиблингами сильна. Тогда еда выходит на уровень простого топлива: заправил – поедешь; нет – ну значит поедешь, но позже.
Зависимость от приема пищи, от продуктов формируется в том случае, когда в детстве вся забота склонялась к «накормить», а другие потребности в виде заботы, тактильных проявлений, эмоционального принятия заменялись одним «я же его кормлю – значит, люблю, и пусть не выпендривается».
Вот вам и цепочка причинно-следственной связи между едой и любовью. Еда и стресс – еще одна цепочка Очень похоже на любовь, в качестве потребности избегания или замещения тревоги и стресса мы выбираем еду. Опять же, начать «пережевывать» стресс намного проще, чем начать решать проблему, рационализировать, позвонить другу или обратиться к специалисту. Жевать проще.
Вот и получается, что все неудачи, страхи, стрессы, тревоги, переживания горя мы замещаем едой, вместо эмоциональной отработки. Был стресс – поел – стресс снизился. Вот вам и позитивное подкрепление.
Безусловно, есть люди, которые в непривычной стрессовой ситуации не могут вообще смотреть на пищу - это индивидуально. Вне зависимости от реакции организма на раздражитель важно, чтобы питание как базовая потребность шла своим ходом, а проработка будоражащих факторов - своим. Такая же взаимосвязь и со скукой, одиночеством, страхом и другими состояниями, с которыми человек временно не готов справиться.
Что же делать? Этот вопрос, наверняка, возник у вас в голове Отвечаю: начать думать. Отвечать на вопрос: «А действительно ли я хочу есть?» перед приемом пищи либо в тот момент, когда руки непроизвольно тянутся к продуктам, напичканным добавками, вкусовыми ароматизаторами. Развивать эмоциональный интеллект и общее понимание своих состояний, потребностей и устремлений. Учиться слушать свое тело. Понимать свои желания. И прорабатывать ваши страхи либо те моменты, когда еда выступает в качестве замещения реального действия – одиночество, скука, подавленность, разочарование, тоска.
В идеале, потребление пищи должно быть отдельным процессом, поддержания жизнедеятельности организма, в том случае, когда у вас наступает голод. Другие причины нужно прорабатывать либо самостоятельно, либо со специалистом. В любом случае, все установки, пришедшие в нашу жизнь, остаются там до тех пор, пока имеют подкрепление, то есть повторяются. Чтобы разорвать замкнутый круг, нужно перестать поступать традиционно. А это каждому под силу.
Автор Надежда Мирошина, психолог, фитнес-тренер
rebenok.by
Комментарии