Вот об этом, что домашнее обучение по медицинским показаниям, я давно писала. Вот интересная статья про формы обучения:
В школу можно не ходить
На самом деле можно. Оказывается, существует множество способов (и все они законные) выучить ребенка, не гоняя его в школу в 8 утра, не заставляя прыгать через козла на физкультуре и выслушивать окрики «не вертись».
«Мы делаем уроки», — говорит моя знакомая, когда я звоню ей вечером. И правда, пошел ребенок в школу — вечера, считай, пропали. Алгебра, русский, физика, история, иностранный, один иностранный, второй, реферат о Чайковском — родители, забросив дела, сидят с детьми над учебниками. Самые лучшие оценки за контрольные после болезни — темы, проработанные дома под чутким родительским руководством, что называется, отлетают от зубов. «Ну и зачем вы учитесь в школе?» — спрашиваю я.
Ученые давно твердят, что наша школа не учитывает ни детской физиологии, ни детской психологии: перемены слишком коротки, уроки слишком длинны, контроль жёсток, а иногда и жесток. Объем знаний, которые школа стремится впихнуть в детскую голову, не сообразуется с реальной необходимостью. Домашних заданий наши дети делают больше всех в мире — и это самые большие в мире домашние задания.
— Болезнь — единственный для школьника легальный способ отдохнуть от перегрузок, — говорит Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования. Многие дети просто не выдерживают: обзаводятся дистонией, школьными неврозами, нарушениями осанки и проблемами пищеварения, начинают нескончаемо простужаться.
По данным Ольги Шараповой, директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ, в России не менее 60 процентов учащихся имеют ту или иную патологию, и только 14 процентов старшеклассников могут считаться абсолютно здоровыми.
Для кого-то выходом становится частная школа или учеба за границей; кто-то отдает предпочтение вальдорфской или Монтессори-педагогике. Но оказывается, можно учиться, не ходя в школу. И совершенно на законных основаниях — причем способов для этого множество. Правда, все путают домашнее обучение с индивидуальным, индивидуальное с семейным, а семейное с экстернатом. И основания для путаницы есть. Во всех случаях дети учатся дома. Только в одних случаях им помогают учителя, специально приходящие из школы, в других — родители. Иногда ребята ходят на какие-то уроки выборочно. В любом случае за школой остается только контроль и проверка знаний.
Разница же — в деталях
Домашнее обучение — вариант для серьезно больных детей. Преподаватели из школы приходят на дом, поэтому нужна справка из поликлиники. Как правило, врачи дают ее крайне неохотно, руководствуясь перечнем болезней, дающих право на надомное обучение. Суть домашнего обучения в том, что к ребенку прикрепляют учителя из ближайшей школы, который дает ему уроки по основным предметам — 10 часов в неделю. Часть предметов родители должны преподавать сами (а то они этого не делают в обычной школе!) или нанимать педагога.
Больше возможностей в этом смысле дают школы надомного обучения. Дети могут приходить туда для занятий в малых классах, когда это позволяет состояние их здоровья.
Индивидуальное обучение удобно для детей, которые по каким-то причинам не справляются с программой (из-за частых болезней, например). А также для юных талантов, занятых спортом-танцами-наукой, и для старшеклассников, усиленно готовящихся в институты.
Но тут есть загвоздка. Вообще-то закон об образовании гарантирует право на обучение по ИУП каждому ребенку. Школам выделяется финансирование на индивидуальную работу с учениками (правда, ИУП есть не во всех школах — он должен быть прописан в уставе). И именно поэтому добиться перевода ребенка на «индивидуалку» бывает трудно: школам приходится чуть ли не в прокуратуре доказывать, что они эти средства не присваивают, что ребенок имеет право на индивидуальный подход по таким-то показаниям. И вот здесь-то родителя ждет засада: ни в системе образования, ни в системе здравоохранения нет внятных инструкций, регламентирующих, кому можно «прописать» ИУП, а кому нет. Региональные департаменты образования ориентируются на «высокую степень успешности в освоении школьных программ, устойчивую школьную дезадаптацию, профильное обучение в старших классах и другие причины». У медиков из документов только список болезней для индивидуального обучения на дому, поэтому большинству отказывают со ссылкой на этот список. Пронырливое меньшинство берет справки у лечащих врачей или заведующих поликлиникой. Юным дарованиям пригодится справка из спортивной, художественной или музыкальной школы, где они проводят основное время.
Что дает индивидуальное обучение? Десять часов в неделю ребенок занимается в школе с педагогами основными предметами в индивидуальном порядке — чаще всего после уроков. На остальные уроки может ходить или не ходить — в зависимости от загруженности или состояния здоровья.
Зато для экстерната никаких справок не нужно
(«Огонек подробно писал о нем в № 35 за 2006 год).
Школы-экстернаты предполагают разные формы подготовки: три года учебы за два, два — за один. Можно учиться самостоятельно, а в школе только экзамены сдавать — это бесплатно. Можно за дополнительную плату заниматься индивидуально или в группе интенсивной подготовки.
Но есть родители, которых школа вообще не устраивает — ни программа, ни учителя, ни отношения детей в классе. И они готовы взяться сами за обучение своего ребенка. Оказывается, и это разрешено и называется семейным обучением. Родители учат ребенка сами, или нанимают для него педагогов, или отдают на курсы. И даже получают от государства компенсацию за обучение, а если в регионе предусмотрено бесплатное школьное питание — то и за питание. Сейчас в Москве все компенсации в сумме составляют около 2500 рублей в месяц.
Хорошо ли «домашнее» обучение? Ответ зависит от готовности или желания ребенка учиться в школе. Марина Богданова не работает: ее забота — обучение семилетнего сына Миши.
— Я сама видела, что в семь лет ребенок не готов к школе: неусидчив, невнимателен, не может сосредоточиться, — рассказывает Марина. — Я готова была отдать его в коррекционный класс, но их в окрестных школах не оказалось. Справку для домашнего обучения получить не удалось, и в ближайшей к дому школе нам предложили вариант семейного обучения — там уже есть дети, которые так учатся. Мы заключили договор, по которому Миша сдает школьные предметы по триместрам. Через семейный клуб мы нашли учителя, она занимается с ним и еще двумя мальчиками два раза в неделю. Мне остается только делать с ним домашнее задание. А такие предметы, как ОБЖ и окружающий мир, он с удовольствием читает сам. Сейчас он окончил первый класс, второй тоже точно будет учиться дома. А потом, возможно, перейдет в ту же школу.
Часто родители боятся семейного, да и вообще шире — домашнего обучения, предполагая, что потом у детей возникнут проблемы с общением. Решается эта проблема по-разному. У ребят есть друзья во дворе, в кружках и секциях; наконец, родители, которые учат детей самостоятельно, собираются в семейные ассоциации, где есть уроки и консультации по некоторым предметам, — а значит и приятели.
Родители, которые «уходят» из обычной школы, говорят: учиться дома не так трудно, как кажется. Дети ценят свободу, отсутствие принудиловки, возможность заниматься тем, что интересно. Родители говорят о системности знаний — но больше о других, куда более важных вещах: независимости суждений, нестандартности мышления, неотбитом желании познавать мир и учиться.
Ирина ЛУКЬЯНОВА