Наташа! теперь про НЕТ и НЕЛЬЗЯ!
вот из структуры ВОЛИ в рамках бодинамического анализа:
Он также устнавливает право собственности на игрушки и контроль над запрещенной и разрешенной деятельностью. Двухлетка будет прикасаться к тому, что "нельзя", зная о запрете. Это вовсе не проявление непокорности. Это упражнения на понимание, тренировку силы воли, выбор самостоятельного направления деятельности, независимость, а также вызов границам матери и обеспечиваемому ее контейнеру безопасности. Эта внешняя граница "НЕТ" чрезвычайно важна для развития собственных границ ребенка. Позже рбенок, занимаясь чем- то запрещенным будет сам себе говорить нет ( роль корректора свеого поведения), а потом и других взрослых.
вот. а в рамках того ,что я выделила в этом подходе, есть еще информация у юнгианского аналитика, которая написала книгу о нарциссизме. собственно говоря, отсутсвие личных границ у человека является как раз одной из основных черт нарциссической личности.
так вот там про НЕТ и НЕЛЬЗЯ:
начиная с момента зачатия и до того момента как он не начинает делать первые шаги ребенок находится в границах матери, он совершенно слит с ней и воспринимает мать как одно целое с собой. почему? потому что это мать удовлетворяет основыне базовые потребности ребенка, он воспринимает мать как свое продолжение. это называется симбиотические отношения с мамой. дальше, когда ребенок начинает ходить и приобретает полную физическую автономию отматери этот процесс завершается также и на эмоциональном уровне ( собственно одна из инициаций жэтого периода - плавное завершение ГВ). вот это как раз и описывает бодинмаическая концепция ( то что я в ней выделила). НО есть еще немаловажный момент - это СТЫД. очень сильный, нестерпимый стыд - это тоже черта нарцисса ( их вообще 7 этих черт), но СТЫД присущ нам всем, и совершенно у всех он очень сильный ( в силу канонов воспитательных принятых раньше - щас объясню в чем дело). в общем, когда ребенок начинает ходить, в его доступность попадают уже многие вещи ,которые мы не в состоянии убрать/спрятать и т.д. ( т.е. на самом деле НЕТ и НЕЛЬЗЯ должно быть как можно меньше, НО они должны быть). так вот, когда ребенок слышит вот это первое НЕЛЬЗЯ от своей матери, он ВПЕРВЫЕ в жизни испытывает чувство стыда и для него такого маленького и беззащитного это чувство имеет ДАВЯЩИЙ смысл. для него, вообще говоря, мир рушится, потому что ОНА, мое продолжение вдруг вызывала во мне эо нестерпимое чувство. НО...
что должно происходить дальше в идеале - ребенка нужно поддержать в этом состоянии, дать ему много любви и поддержки, дать ему силу справиться с этим стыдом - т.е. попросту моя сила и поддержка как матери ,которую я даю ему сразу после того как сказаал это НЕТ, просто учит ребенка справляться с этим чувством. и тогда он понмиает, что вообще гвооря ничего такого глобально страшног ов этом нет. и таким образом каждый раз "жалея" ребенка мы даем ему силы справляться с негативными эмоциями ( я понимаю, что ты очень хотел поиграть электрической вилкой но это опасно.... это так хорошо ,что ты исследуешь мир так беззаветно и тебе это так нарвиться, но и при этом обнимаем, целуем и поддержваем всячески).
что произойдет если в семье ребенок так и не столкнется с этим НЕТ - он столкнется с ним в социуме и там ему никто не окажет поддержки и это чувство так и останется нестерпимым и будет трансформироваться в чувство вины. ( собственно у нарциссов стыд настолкьо силен, что они не могут его выносить настолько ,что проецируют его на тех с кем общаются в этот момент и чувство вины переходит к оппоненту - а все потому, что "нет нельзя и точка и иди реви в свою комнату или вообще не реви, ты ж мужик")
как-то так