Кристина! я согласна с Таней, что на самом деле, нужно просто принять чувства ребенка, НО...тут еще одна важная вещь есть: волосы - они ЕГО по праву, ие сли он не хочет их стричь, это тоже ЕГО право. нужно в возрасте от 2 до 3 лет ( ну у вас это чуть раньше) отдать ребенку права на ЕГО тело и распоряжение с ним. все, что касается правил в семье и общественных - это конечно нужно учиться договариваться, но не давлением каких-то наказаний а своим авторитетом родительским ( потому что он для детей непререкаем все равно, даже когда они проверяют границы, а они делают это частенько, это не значит, что это будет происходить один раз за весь период, они делают это периодически). Еще мне очень помогает делиться своими чувствами, проговаривать их, но НЕ обвиняя ребенка в них, потому что это же МОИ чувства ( раздражение, гнев и т.д.). я часто просто предупреждаю дочь, что вот если я говорю "за нами приехала машина, пойдем одеваться", а ты вдруг начинаешь переодеваться или просто меня не слышишь ,то я могу начать кричать, что крайне неприятно и мне, и тебе, поэтому в таких случаях, нужно все-таки идти одеваться, в противном случае. я машину отпускаю и мы не едем на занятия, в гости и т.д. ( смотря куда мы едем).
Далее, вот очень важная, мой взгляд, информация по стадии развития: ребенок в идеале проходит все позиции периодически: т.е. вот позднюю, раннюю и нормальную волю и это тоже периодически происходит.
Например: у моей дочки когда она в поздней воли это проихсодит прмиерно так: она ничего не говоря, может начать выть, когда я пытаюсь выяснить что случилось, оказывается, к примеру, что она не может снять майку и ей нужно помочь или еще где-то нужна моя помощь, а она не просит ни о чем а тупо сразу начинает обвиняюще плакать ( типа " ну что неужели нельзя догадаться что мне сейчас нужно), а если ранняя, то она может странно спращивать можно ли делать какие-то вещи ,которые вообще никто и никогда не запрещал, ну какие-то совершенно смешные, что я даже в ступор могу войти ( а что это когда-нибудь было нельзя). но для нормлаьного развития в идеале ребенок должен проходить все позиции.
зы. и вообще, девочки, я для себя больше не понимаю .что это временно, а понимаю, то это своего рода репетиция подросткового периода, и чем больше понимания возникнет здесь, тем проще потом нам же ( родителям ) будет прохордить подростковый период у детей). для меня самое важное здесь, это не каждая конкретная ситуация, а в целом понимание того ,что мой ребенок отдельная личность, имеющая те же самые права ,что и я, и папа ( конечно же, при ответственности в нагрузку, т.е. если она не готова нести овтетственность за что-то,то и прав решать у нее меньше или нет, но я объясняю ей это всегда). тут важно не то, ЧТО делает или не делает ребенок, а МОЯ реакция не это. а реакция должна быть адекватна: чем меньше я нагружаю ребенка своими ожиданиями, проекциями, видением КАК НАДО, тем больше между нами понимания и тем меньше каких-то "проблем" в людных местах. как-то так.
Тань, а что ты еще хочешь про Волю почитать? там в стадии мало я написала?