Есть одно но. механизмы защиты никто не отменял. Есть вытеснения, проекция и так далее. В сети подробно все описано. Эти механизмы искажают картину, поэтому самому не все видно. На сессиях люди и вспоминают казалось бы такие события, которые трудно забыть, и хлопают себя по лбу - ну почему я раньше таких очевидных вещей не замечал, почему я сам себя так ограничивал и так далее. Причем это люди с довольно развитым самосознанием. Я бы сказала, что среди клиентов психологов как раз больше сложных, интеллектуальных людей, склонных к самокопанию. Люди, у которых всех интересов после работы пиво перед телевизором пить, обычно к психологам не ходят:).
Ну и свежий взгляд. Вспомните как дипломную работу писали. Много пишешь, исправляешь - в общем если долго корпеть на одним и тем же текстом, глаз замыливаются. буквы слипаются, даже очевидные орфографические ошибки не пропустить можно. Просят обычно кого-то свежим глазом взглянуть. Вот психолог и есть свежий глаз на ситуацию. Только в отличии от подруги, коллеги или соседки психолог должен быть нейтральной фигурой, он не накладывает на вас свои проекции и не отыгрывает на вас свои собственные эмоции. Это я про идеальную ситуацию говорю, если психолог добросовестно прошел свою личную терапию в должном объеме.
Это не отменяет ценность самопознания и самостоятельной работы. Мне нравится как Джендлин в книге Фокусинг вводит термин успешный клиент. Грендер и Бендлер исследовали успешных психотерапевтов, пытаясь понять, что же такого они делают, почему у них клиенты достигают большего прогресса за меньшие сроки. А Джендлин изучал успешных клиентов - почему у одним и тех же терапевтов клиенты с похожими запросами закрывают эти запросы с разной скоростью. То есть он попробовал смоделировать стратегию успешного клиента. Что отличает клиента, который быстро в терапии отрабатывает свой запрос от тех, кто ходить очень долго.