"Самый страшный крест для ребенка - самодурство родителей" с этим не поспоришь. А если родители достаточно реализованные люди? А если замечают склонности ребенка и не ломают, в выстраивают.
Ребенок рождается с задатками, а вот как их реализовать: есть задаток - ловкость, и сделать жонглёра или карманника, это уже зависит от морали и нравственности социальной среды родителей. Заметить и развить задаток задача РОДИТЕЛЕЙ.
А ели не заниматься с ребенком, так просто задаток и не выявится и не реализуется и вырастет очередной среднестатистический "бурьян". Если же каждое телодвижение приветствовать, при этом ему петь в уши о его "избранности и свободе", так ещё и с амбициями "непризнанного Гения", которому по жизни все должны...
Направлять, помогать в развитии, научить упорству и трудолюбию - манипулирования, стимулирования, мотивация, и т.д. и т.п. это родительсткий труд. Мы знаем из ЖЭ, что гении пробиваются сквозь любые преграды. Но кем бы был Моцарт, без тирана отца лишившего ребенка детства?
Ребенок выбирает, а потом порыв ослабел, и нужно приложить труд, чтоб добиться успеха. И что?
Вот мой сейчас (7 лет) уверен, что в школу ходит и учит уроки исключительно для меня. Ему больше нравится компьютерные игры. Он выбирает тупо сидеть перед телеком, а не сидеть за пианино, он через раз с неохотой идет на карате. Я должна грустно вздохнуть - не судьба, и всё.
Если он потом втягивается и умоляет ещё раз сыграть эту песенку: мам, ты послушай, как у меня красиво получилось ... И в тренировки идет гордый. Но это ПОСЛЕ.
Ребенок, как кристалл в руках ювелира, да не каждый алмаз, но в умелых руках и булыжник станет произведением искусства. Главное правильно определить породу и подобрать инструмент.