Наткнулась на интересную "статью", "заметку":
Смерть роли
Вячеслав Камедин
…хм, интересная мысль пришла только что, надеюсь ухватить ее настолько полно, насколько получится. Быть может, всего лишь набросаю, обрисую ее силуэт. Я как-то писал в эссе «Вся жизнь театр» о ролях, которые мы все играем, у каждого их сотни: поэт, психолог, экономист, отец, сын… и все у одного актера, у вас или у меня. Если потрудиться, то будет очень приличной величины список. И каждая роль порой своей маской настолько заменяет лицо, что оскорбление этой роли нам предоставляет невероятные мучения. Так оно и есть, будучи и сыном своих родителей и одновременно отцом своих детей – я могу тяжело переживать как разочарование во мне как сына и как отца. И самое интересное, и то и другой по силе боли будет сопоставимо с разочарованием как в человеке.
Вы согласитесь со мной, что в корне всех негативных переживаний тревога: тревога быть осмеянным, тревога показать себя некомпетентным, тревога перед важной встречей или поездкой… И т.д. и т.п. Но в итоге это базовая тревога за свою безопасность, за свою жизнь, просто она так умело укрывается за казалось бы таким пустяком, как, к примеру, подойти к понравившейся девушки и сказать, ты мне нравишься. Почему ж такой пустяк вызывает столько эмоций, столько страха? Потому что это пустяковое действие подрывает базовую потребность в безопасности. Безопасности в чем? Ну, на поверхности в том, что тебя могут оттолкнуть и унизить в глазах других людей, но это же… не смертельно. Хм, именно «смертельно» - именно по уровню тревоги, сами можете вспомнить себя юным человеком, она доходит до состояния как перед прыжком парашюта. Да эмоции сопоставимы с экстремальным видом спорта, где человек рискует жизнью, и эти чувства точно такое же как перед шагом в бездну – страх перед возможной гибелью по уровню такой же как у юноши перед знакомством.
Мысль правда несколько в ином, размышляя о тревоге и о «театре ролей одного актера», которые мы исполняем, подумалось, а «не погибаем» ли мы вновь и вновь с уничтожением в виде унижения со стороны других людей какой-нибудь из наших ролей? По сути, я – не мои роли, но я настолько болезненно проживаю, когда «теряю лицо» к примеру, как поэт из-за критики. Вот смотрите, механизм таков: я «надеваю образ» поэта, я «вливаю» в него очень много энергии своей как человек, и начинаю быть поэтом. «Потерять лицо» поэту очень просто, по сравнению с другими областями жизнь. В иных областях безопасность обеспечивается профессионализмом в виде структуры неких непреложных знаний, например, бухгалтер знает когда дебет отнести к какой статье и прочее. У поэта этого нет, там анархия. По сути, это самая небезопасная ниша. Что значит «потерять лицо», то есть быть раскритикованным? Это значит столкнуться с тревогой обесценивания тебя и твоих переживаний, а так как ты с ролью «сросся» то это переносишь целиком и на себя как человека. Маленькая смерть в виде критики приносит такие же страдания как и касание бы реальной возможности перенести физическую травму. Я взял рассматривать поэта, к слову скажу, как самый яркий пример незащищенности перед «тревогой роли».
Да, позвольте мне внести это условное название «тревога роли». Да, это такая же реальная тревога, но вот что подумалось, мы очень много нагнетаем в себе тревоги – играя множество ролей, и не выходя из образов, потом себе ее и присваиваем. Что если наше состояние – это коммулитивная тревога «всего театра». Мы присваиваем себе – уже как человеку – поражение себя как сотрудника отдела на заводе, где работаем. Роль сотрудника пережила «маленькую смерть» в виде критики начальства, мы же это поражение роли присваиваем в виде депрессии. Одно предположение сейчас выскажу, что если у нас есть некий энергетический потенциал – которым мы вольны (если это осознаем) распоряжаться, мы его делим пропорционально количеству наших ролей. В какую-то переносим большую часть, в какую-то меньшую. И «маленькую смерть», то есть потерю лица можно рассматривать как создание энергетического вакуума в этой роли. Ни поэтому ли вакуум этот по законам физики начинает «всасывать» энергию из иных ролей, и тебя самого? Всем известно, как неудача в одной из областей жизни приковывает внимание надолго в ущерб всем остальным. И начинается развиваться депрессия.
И… роли могут и умирать, например, поэт на дне разочарования может полностью оставить поэзию, и испытает период неимоверной боли – он, можно сказать, умрет как поэт. Но также можно и сказать, про любую роль – сына, отца, мужа, возлюбленного… Вот взять бизнесменов – бизнесмен, это уже такая частая закономерность, потерпев банкротство кончает жизнь самоубийством. Отчего так? Вероятно, в этой роли было сосредоточенна почти вся жизненная энергия, и фантомная смерть «втянула» весть оставшийся потенциал. Да и те люди, которые обрели зависимость от азартных игр, оставшись без возможности продолжить игру совершают суицид. Видимо, та «фантомная» тревога, «тревога роли» настолько распознается и бизнесменом и игроманом за настоящую тревогу жизни (или смерти, потери безопасности…), что они обходятся с этой «фантомной» тревогой также как с реальной. Интересно говорит об этом Ирвин Ялом, что человек порой выбирает как избавление – осуществление, то есть спешит уже «прожить» то, чего боится, так: боясь неистово смерти совершают суицид. Хм… знаете, немного отступлю от темы, но прочитав эту мысль у И. Ялома, я подумал, в этом и есть тот «знаменитый» эффект «самоисполняющихся пророчеств», когда то, что боишься, то и наступает: просто бессознательно ты стремишься это поскорее прожить. В книги Г. Двоскина была несколько туманная мысль, что страх – это тайное желание, на самом деле так оно и есть. Но когда я объяснял людям этот момент, сталкивался с трудностью донести до понимания. Теперь же, очень просто донести: мы стремимся поскорее пережить то, что боимся, потому что у каждого есть опыт, как страх остается позади…
…можно задаться несколько странным вопросом, но он, как мне кажется, даст максимальную возможность взглянуть на жизнь со стороны, и позволит стать, я на это надеюсь, гибче. А так ли важна та или иная роль, что даже ее «маленькая смерть» может привести к реальной смерти или к унынию, к депрессии? Так ли важно переживать ту «фантомную» смерть роли как будто реальную? По сущности, мы можем и на время вовсе отказаться от любой роли, даже от роли матери. Это вовсе не означает, что мы физически перестанем быть матерью, и исполнять долг матери, это означает, что эти роли, которые мы играем в жизни, можно оставлять в гримерной за сценой. Бизнесмен, да полностью разорился, но если посудить, эта была роль, и можно отказаться от нее. К примеру, взять роль человека, за которым «ходят» работники социальных служб. Унизительно? «Унизительно» такой же стереотип, как и все остальное в нашем мире. Стереотипы не дают возможности к творческому приспособлению. Всегда можно и выжить, и даже быть счастливым в любых условиях, даже среди привокзальных бомжей. Быть счастливым – это способность быть творческим.
25.04.14