Девочки! как обещала, пишу....
О грамотности.У современной детской неграмотности и плохих оценок по русскому несколько причин.
1. Невнимательность
2. Небрежность в написании
3. Незнание правил
4. Недостаточная автоматизированность навыка грамотного письма, а попросту неотработанность каждого выученного правила и всех правил в целом.
Сейчас попытаюсь описать, как и где «соломку подстилаю». Опыт образования детей чужих и собственных уже большой, хотя методиками обучения грамотности в родном языке не владею, а всё ещё овладеваю.
Проблема первая – невнимательность. Если Ваш ребёнок пропускает буквы, слоги и т.п. –Вам сюда.
1. Дело в том, что наши дети изначально не считают, что грамотность – это важно. На уровне подсознания у них болтается, что их и так все поймут. Мотивировать грамотность очень важно, нужны примеры хотя бы из разряда «казнить нельзя помиловать».
2. Истоки пропусков букв и слогов – быстрое письмо без проговаривания. Пример такой в царской России был один учебник русского на все классы ( тоненькая книжечка), а писали между тем грамотно. Дело в том, что при письме они пели слоги по мере письма, то есть диктовали их себе. В МИДовских школах времён СССР была другая методика в началке. Там по мере письма (особенно на начальном этапе при медленном выписывании букв) диктовали себе так : «пишу букву…, пишу букву…»
Проблема вторая – небрежность. Ребёнок пишет так, что учитель одни букв принимает за другие.
Экскурс: Ранее школьники начальных классов долго писали в косую линию. Почерк формировали долго. Вначале писали карандашом, потом поэтапно, не все сразу, переходили на чернила. Про пользу письма карандашом и чернилами уже писала в прошлом году. Добавлю, что не менее важно долгое писание в тетради в косую, а лучше в частую косую. Да и предмет каллиграфии. Который был у наших мам и бабушек в школе не бесполезен для нашего мозга. Дело в том, что это дополнительное условие развития очень мелкой моторики, которая в свою очередь обеспечивает высокое развитие интеллекта и даже одновременно спасает от многих психических и неврологических заболеваний. Современные исследователи по нейрофизиологии шутят ещё, что «мозг - вообще на кончиках наших пальцев»
Что делать?
1. Возможно применение в качестве черновой домашней тетради – тетради в частую косую или хотя бы просто в косую.
2. Донести до ребёнка мысль, что неаккуратное письмо недопустимо. Кстати они пишут так потому, что учительница хотя бы раз это допустила в спешке. Потому что всё время не хватает времени, либо ребёнок изначально писал медленнее, чем класс в среднем. Скорость выравнивается, это не страшно. Теперь важно объяснить. Скорость не должна быть в ущерб красоте написания.
3. Может помочь какой-нибудь тренажёр букв или прописи в домашем использовании.
4. На своём опыте могу заметить, что как только опускаемся до «пляшуших человечков» вместо букв - ввожу черновик перед написанием в основную тетрадь, или заставляю переписывать. Тогда через личный опыт до него доходит, что лучше сразу писать красиво.
Но при всё этом могу заметить. что не слишком свирепствую в этом отношении. И тут главное не перегрузить ребёнка ( а ребёнок, посещающий школу однозначно перегружен) поэтому иногда с этой проблемой помогает справиться простой отдых. Так что не лишайте их развлечений и достойного отдыха на каникулах. Мозги нуждаются в проветривании.
Проблема третья – незнание правил. Что делать?
1. Сгруппировать ошибки ( при необходимости провести несколько тестовых диктантов и списываний), чтобы понять каких правил не знает. Благо ко второму класс у нас этих правил немного.
2. Повторить правила. Устное знание правил с проговариванием помогает сохранить грамотность до старости.
3. Помогает запомнить такая методика. Я печатаю правила на карточках и он берет из стопки повторяет по очереди много раз по нарастанию правил. Но тут следите, чтобы объяснение правила и формулировка были понятными. Потому как многие новомодные учебники просто недоступны в понимании для детей. Поэтому лучше взять либо классический учебник школы России, либо вообще советских учебники. В теме про домашнее обучение давала ссылку на портал с советскими учебниками.
Проблемы четвёртая - неотработанность правил. Правила знает, но забывает применять. Что делать и как?
Правила нужно оправить на подкорку – думать и помнить о них постоянно невозможно. Может ли те, кто водит машину – думать обо всех правилах сразу и ехать?
Современная школьная методология так и не приняла психологических изысканий по проблемам запоминания и забывания. Такое ощущение, что ни один методист вообще не знаком с психологией.
Есть законы запоминания и забывания. Кажется, а писала о них своей теме, кому интересно, пойдёт почитает. Тут важно отметить следущее все современные школьные учебники грешат двумя большими ошибками.
1. Вновь предложенный материала должен быть повторён не менее 7 раз подряд до полной автоматизации и перекладывания на уровень подсознания. Это минимальное условие закладки информации в долгосрочную память.
2. Эта отработка должна быть интенсивной и концентрированной на первом этапе. То есть, если Вы взяли жи-ши, то Вы как минимум 7 раз «сидите» только на этом материале. Всякие там ошибки на безударные гласные и переносы в этот момент не в счёт. Понятно, что к 5-му разу ребёнок будет уже смеяться над вами, что Вы всё про одно и то же… Но и радоваться будет, потому как увидит. Что вполне посильная задача.
Для такой отработки я использую пособия типа такого
Разбиваю на 6-7 раз и вперёд. В начале каждого урока.
Словарные слова вообще как молитва. Вот как выглядит наш файл с ними, мы его заполняем на скорость ежедневно, просто добавляя новые слова
…дра…ствуй, …дра..ствуйте, пр..щай, с..нт..брь, род…на, скор…, быстр…, вет…р, р..сун…к, р…с…вать, п..дл…жащ……, ск…зу…м……., ябл…ня, ябл…к…, б…рёза, яг…да, д…рога, …синка, …нтон…мы, с…нон…мы, д… св…дан…я, сах…р, м…л…ко, …зв…ни, ...зв…нит…, к…пуста, п…суда, ж…лтый, …ктябрь, …лф…вит, н…ябрь
Сделать такой файл в ворде пара пустяков, но могу выслать свой, если нужен.
Теперь о списывании или самостоятельном письме. У нас были большие проблемы с этим в прошлом году. Могу поискать тетради – выложить этот ужас. То, что списывал и писал сам, выглядело просто… Прям «как он слышит, так и пишет, не стараясь угодить». Читательский дневник читала, скрывая смех и одновременно ужас. А в этом году наткнулась в учебнике Климановой и Горецкого на памятку по списыванию и всё изменилось в один день, и теперь что не списывание – а любо- дорого посмотреть. Суть в том, что нужно перед списыванием каждого предложения проговорить все слова из этого предложения по слогам так, как оно написано, и лучше пару раз, чтобы писать его по памяти. После этого всё стало на свои места. Называется – век живи - век учись. Я не знала таких тонкостей обучения грамотному письму на начальном этапе.
Вроде всё сформулировала. Буду рада, если кому-то ещё поможет.