Я уже писала как-то в другой теме своё мнение, повторюсь.
СССР было государством с плановой экономикой. Власти планировали количество рабочих мест и именно под эти запланированные рабочие места создавали высшие учебные заведения. Школы соответственно тоже. В стране был единственный работодатель - государство. На себя работать - незаконно для большинства, уехать за границу работать - почти нереально и клеймо предателя, на дядю тоже мало кто работал, даже с тунеядцами пытались бороться. Поэтому государство гаратировано получало себе будущих работников и поэтому бесплатно и относительно качественно обучало их. Это действительно был вклад в будущее страны.
Но кроме того, всеобщее образование и его доступность - это одно из достижений революции. За что боролись как говорится.
Российской Федерации пришлось унаследовать это достижение. Хотя понятно было сразу, что с рыночным механизмом экономики никто не будет и не обязан гарантировать рабочие и учебные места и обеспечивать образованием будущих сотрудников. Но в 93 году эту норму не отменили, боясь социальной напряженности. Так и осталось это право прицепом. Для властей как чемодан без ручки: отменить страшно, содержать весь этот механизм дорого.
Поэтому пошли по пути обесценивания бесплатного образования. Предоставляют образовательные услуги такого качества, что народ сам отказывается воспользоваться этими услугами. Добровольно переходит на самообучение. Чего и добивались власти, собственно говоря, они ж вроде как официально не отказывают.
Да и как показала 100летняя практика, всеобщая грамотность не сильно поспособствовала повышению уровня интеллигентности и наоборот снижению уровня преступности в стране. Быдло как было, так и осталось, "обучить необучаемое" не получилось, эксперимент с доступностью и бесплатностью образования оказался малоэффективным.
Я понимаю почему ЕГЭ нацелен на прохождение минимального порога на выпуск из школы и всё, то есть как раз на уровне церковно-приходской школы. Понимаю почему история вернулась на круги своя, и в будущем, более высокий уровень образования (чем минимальный порог ЕГЭ) будет доступен только обеспеченным слоям, как раньше было только для дворянских семей, которые могли позволить с детства гувернера для каждого ребёнка - это и сейчас уже есть в форме нянь и репетиторов в начальной школе.
Наше государство не считает себя обязанным всех учить и тем более обеспечивать рабочими местами. А государственного производства почти нет, что развивать? С 90х всё по рыночным механизмам. Это не изменить, если не менять форму государственного устройства. Поэтому я вообще не вижу смысла эмоционировать по этому поводу. Как выше заметили, как погода.