У меня и студенты есть такие: вываливает 3 страницы расчетов без единого пояснения и говорит: "Ой, а что я напишу? А я и не знаю, что написать то".
И приходится шаг за шагом формировать в нем этот навык. Потому что придется ему в будущем объяснять суть его работы далеко не специалистам, а компаниям, предоставляющим гранты, например, выступать на конференциях, делать доклады для первых лиц государства
и так далее.
Тем более мальчиковый мозг он немножко другой, чем девчачий: у мальчиков факты обрабатываются в одной части мозга, а речь в другой части мозга. У девочек обработка информации тесно связана с речью.
Так что думаю на формирование этого навыка: написания пояснений к задаче, нужно года 3-4. С класса 6-7 можно спрашивать, сначала мягко, потом можно пожестче, все как со штрафами в жизни: сначала предупреждение, потом штраф 100 рублей, а потом уж и 500 за третий раз.
Просто я думаю, что цель педагогики научить ребенка, а не закошмарить его. И ребенок написал три страницы примеров, примеров достаточно сложных (попросите обычного 8классника из дворовой школы перевести метры в миллиметры, думаю, вы очень удивитесь, они уже не умеют этого), написал чисто, разборчиво. Видно старательное и неравнодушное отношение ребенка.
И эта глупая тройка? Ну зачем? Понизить КПД хорошего ученика, повысить уровень его стресса? В общем, это вредное решение педагогической задачи. Так делать нельзя как ваша учительница.
Надо растить умных и любознательных детишек: твою смену, твоих товарищей, твоих единомышленников, а отбить охоту к любом знанию и заневротизировать ребенка много ума не надо.