К своему большому удивлению, в этом году я столкнулась с непониманием части родителей места и роли геометрии в математике в целом и на экзаменах в частности.
В 7 классе математика распадается на два отдельных предмета - Алгебру и Геометрию (а по новым ФГОС еще добавят и Теорию вероятностей). Изучать их также нужно отдельно, как, например, русский язык и литературу, химию и биологию.
В ОГЭ, который сдают все, без хотя бы двух решенных заданий из геометрии вся работа не будет засчитана. Всего за геометрические задания можно получить в ОГЭ 13 баллов (из 31 возможного), это 42% от всех баллов.
Если ребёнок претендует на высокий балл ЕГЭ, то геометрия обязательна.
Если ребёнок поступает на инженерные или архитектурные направления, то геометрия обязательна, т. к. без неё осваивать черчение, начертательную геометрию, компьютерные пакеты инженерных и архитектурных программ достаточно сложно.
В первую очередь на занятиях геометрией развивается геометрическое видение, которое позволяет грамотно строить чертежи и применять теорию на практике.
С 10 класса начинается стереометрия, для которой требуется пространственное мышление.
Дополнительно геометрия структурирует и развивает логическое мышление, без которого никакие доказательства и решение сложных задач невозможно.
Приведу высказывания Ященко И. В. ( руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике), который каждый год анализирует итоги ЕГЭ и уровень подготовки наших выпускников (полный текст можно найти на ФИПИ).
"Одной из важнейших целей изучения геометрии в школе является развитие геометрических, в том числе пространственных, представлений, геометрической интуиции, умения видеть геометрическую конструкцию и затем умения применять необходимые формулы".
"Можно утверждать, что проверяемые элементы содержания, изучаемые в учебном курсе «Алгебра и начала математического анализа», традиционно осваиваются лучше, чем элементы курса «Геометрия». Результаты профильного и базового экзаменов в этом году не стали исключением. И на базовом, и на профильном уровне участники в целом продемонстрировали приемлемую технику преобразований, вычислений и решения уравнений. Тем не менее вычислительные ошибки остаются основной причиной неверного выполнения заданий: при правильных рассуждениях и разумном алгоритме решения экзаменуемые часто получают неверный ответ за счёт ошибок в решении простейших уравнений и при выполнении арифметических действий.
В геометрии иная картина. Изучение геометрии намного хуже алгоритмизируется, чем изучение алгебры: количество геометрических конфигураций, возникающих даже в несложных задачах с двумя-тремя объектами, огромно. У школьников создаётся ложное представление о том, что геометрия «необозрима» и потому намного сложнее алгебры. К сожалению, эта убежденность часто подпитывается учителями, которые полагают, что изучать алгебру легче и продуктивнее, поскольку алгебраических заданий на экзамене больше, чем геометрических. При этом определённый рост акцента в экзамене профильного уровня на важные для инженерных специальностей геометрические задания способствовал росту геометрической подготовки выпускников".