Здравствуйте, отец Михаил!
Спасибо девочкам, что открыли тему, а вам - непересказать какое СПАСИБО за все напутствия и помощь
У меня такой вопрос: при втором пришествии Спасителя он призовет живых и мертвых, будет Страшный Суд, после которого одним будет Царствие Небесное, другим - вечная мука. А до пришествие где находятся души умерших? Рай и ад? А после Страшного Суда что? Чем Рай отличается от Царствия Небесного? непонятно
повторю свой старый ответ:
Я хочу заметить сразу, что те знания, которые относятся к деталям нашей посмертной участи, церковью не догматизированы, или другими словами - нет точно изложенного определения по этому вопросу. Обычно всё, что утверждается Церковью в качестве непререкаемой истины, имеет подтверждение в Священном Писании. Что же касается нашей участи после смерти - из Библии мы точно знаем, что душа человека является бессмертной, что будет всеобщее воскресение мертвых, и что всех абсолютно ожидает Божий Суд. Вот это то, что имеет основания в Священном Писании. Все остальные знания о деталях, сложившиеся на протяжении длительного времени, получены, накоплены и систематизированы в результате свидетельств, откровений и т.п.
Эти знания представляют собой такую картину (постараюсь быть кратким):
В первые дни после разлучения с телом душа общается с родными ей местами и встречается с умершими близкими людьми, точнее, с их душами. Иначе говоря, общается с тем, что было дорого в земной жизни. Учение о пребывании души на земле в течение первых дней после смерти бытовало в Православной Церкви уже в IV веке. Святоотеческое придание, причем, говорит: "Посему душа, любящая тело, скитается иногда возле дома, в котором разлучалась с телом, иногда возле гроба, в который положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища гнезда себе. А добродетельная душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду". Этот период - и есть тот первый 9-и дневный отрезок. Т.к. длительность нахождения душ на земле зависит от степени привязанности человека ко всему земному при его жизни, то эти 9 дней, по сути - условное число. Более того. Люди, сознательные безбожники, могут остаться в таком состоянии на очень длительное время - они и после смерти не могут расстаться с земными привязанностями. Здесь, возможно, кроется причина существования различных явлений типа полтергейста и т.п.
Далее, душа человека проходит испытания (мытарства), происходит рассмотрение содеянных ей дел, а затем ей показываются райские чертоги и адские жилища. Учение о мытарствах подтверждается многими святыми людьми. В этот момент Бог через Ангелов как святых, так и злых совершает частный суд. Ангелы святые в течение земной жизни человека замечают все его добрые дела, а злые замечают все его худые дела. Когда душа христианина начнет восходить к небу в сопровождении святых Ангелов, тогда темные духи представляют ей грехи, не изглаженные покаянием.
Вот образ мытарств, о которых свидетельствует блаженная Феодора:
Мытарство 1: грех словом, то есть празднословие — праздное расточительство слов, многоглаголание — многословие, невоздержанность в речи, пустословие, насмешки, кощунство, злые и нескромные шутки.
Мытарство 2: ложь, призывание имени Божия всуе, неисполнение обетов, данных Богу, утаивание грехов на исповеди.
Мытарство 3: клевета, осуждение, уничижение, обесславление ближнего, ругательство, насмешки, забвение собственных согрешений и недостатков при невнимании к ним.
Мытарство 4: чревоугодие, объядение, пьянство, тайноядение и трапеза без молитвы, нарушение постов, сластолюбие, все роды угождения чреву.
Мытарство 5: леность, грехи от беспечности, леность и нерадение в служении Богу, уныние, оставление церковных и домашних молитв, тунеядство и исполнение своих обязанностей с небрежением.
Мытарство 6: всякого рода хищения и воровство, грубое, явное, тайное, хитростью, благовидное, с насилием.
Мытарство 7: сребролюбие и скупость.
Мытарство 8: лихоимство — присвоение чужого.
Мытарство 9: неправда всякого рода, тем более, если из-за неправды кто-то пострадал.
Мытарство 10: зависть, досада, ненависть.
Мытарство 11: гордость, тщеславие, самомнение, презрение, возвеличивание себя.
Мытарство 12: ярость, гнев, запальчивость, злоба, жестокосердие.
Мытарство 13: злопомнение (это значит: помнить зло на ближнего) и памятозлобие (непрощение обид, мстительность).
Мытарство 14: убийство, отравление ядом и прочее.
Мытарство 15: чародейство: волхвование, наговоры, призывание бесов.
Мытарство 16: блуд, нечистые слова, мысли, желания и дела.
Мытарство 17: прелюбодеяние, то есть несоблюдение супружеской верности, блудные падения лиц, посвятивших себя Богу.
Мытарство 18: содомские грехи, то есть противоестественные грехи, кровосмешение.
Мытарство 19: ересь, то есть ложное мудрствование о вере, сомнение в вере, отступление от православной веры.
Мытарство 20: немилосердие и жестокосердие.
Итак, пройдя через мытарства и покончив навсегда с земным, душа посещает небесные обители и адские бездны, знакомясь с потусторонним миром, еще не зная, где она останется, и только на сороковой день назначается ей место до воскресения мертвых и Страшного суда
Вот почему именно в течение 40 дней душе человеческой ОСОБЕННО необходима молитвенная помощь близких и родных. Не слезы, не поминки, а молитва, наши добрые дела за умершего и пожертвования от его имени. В этом смысл сорокоуста - ежедневного поминовения (лучше, если с нашим участием) в храме. В эти сорок дней решается судьба души человека вплоть до Второго пришествия Христова
Могу порекомендовать книгу об этом, она хоть и художественная, но эта тема изложена там в практически полном соответствии с Преданием Церкви:
http://dearfriend.narod.ru/books/other/02.html