Оксан, в сети не нашла, нашла реензию, может кому-то полезно будет. Спасибо!
мы этот метод разбирали на тренинге "Воспитание без наказания"
и кажется даже обсуждали где-то далеко в начале этой темы
------------------------------------------------------------------------------------------------
Книга американского психолога
Томаса Фелана “Воспитание без принуждения” поначалу может вызвать некоторое эмоциональное отторжение. Во-первых, типично по-американски, она начинается с демонстрации ужасов родительского существования и обещания, что после знакомства с книгой жизнь читателей навсегда изменится к лучшему. Во-вторых, слишком часто на страницах книги возникает или подразумевается слово “дрессировка” и дети предстают недоразвитыми существами, требующими правильного подхода и решительных действий.
Но стоит немного успокоиться эмоциям и понимаешь, что метод Томаса Фелана защищает детей от тирании и несправедливости взрослых не хуже других книг, написанных на стороне ребенка и основанных на понимании детской души. Конечно, очень важно уважение и сочувствие ребенку. Но бывают случаи, когда родителям нужно незамедлительное послушание. И в такие моменты лучшие чувства и мысли отступают и очень легко сорваться, накричать, и даже шлепнуть малыша (Фелан называет это синдром “разговор – убеждение – спор – крик - удар”). Метод, описанный в книге, позволит минимизировать возникновение таких ситуаций. Вместе с тем и взрослым книга поможет достичь спокойствия и уверенности, что так же должно вести к семейному благополучию.
В чем же суть метода
“Волшебство 1-2-3”, которому посвящена книга? Фелан делит проблемы с детьми по двум типам поведения: “перестань-поведение” – когда ребенок делает то, чего делать не стоит (ноет, спорит, дерется, кричит) и “начни-поведение” – когда ребенок не делает того, что нужно (не кушает, не убирает комнату, не учит уроки). Разность подходов объясняется тем, что перестать что-то делать ребенок может в считанные секунды, а вот на то, чтобы убрать комнату или сделать уроки может уйти час и более. Следовательно, во втором случае родителям приходится искать более сильную мотивацию.
Для контролирования
“перестань-поведения” используется вариация известного многим родителям способа “Считаю до трех…”. Если ребенок на счет три не прекратил безобразничать – он отправляется на тайм-аут в свою комнату. Длительность тайм-аута рассчитывается по правилу “одна минута за каждый год ребенка”. Ситуации, когда ребенок в комнату не идет, или у него нет своей комнаты, или проблема возникает вдали от дома, подробно разбираются автором в одной из глав. Еще одна отличительная особенность метода Фелана – счет ведется “без разговоров, без эмоций” – то есть родители “не пилят” ребенка ни во время счета, ни после истечения таймаута.
Настоящей находкой для родителей будут главы о мотивации
“начни-поведения”. Автор предлагает 7 универсальных методов поощрения положительных действий: положительное подкрепление, простые просьбы, кухонные таймеры, система вычитания, естественные последствия, составление таблиц, модифицированный счет. Кроме этого подробно рассматриваются частые проблемы (сон, уборка комнаты, уроки и т.п.), и попутно дается множество идей и творческих приемов, как налаживать ситуации без пререканий, взаимного раздражения и недовольства.
Если первая часть метода Фелана может смущать своей жесткостью и излишним формализмом, то способы поощрения хорошего поведения хочется использовать сразу по прочтению книги. И преимущества такого подхода по сравнению с авторитарным “Делай, потому что я так сказала” бесспорны.
Последний этап метода - укрепление отношений. Вот что пишет автор в финале книги: “Что можно ожидать от “Волшебства 1-2-3”? Спокойствия в доме, меньше ссор и меньше раздражения. Больше свободного времени для развлечений и любви. В значительной степени повысится самоуважение ваших детей. Равно как и ваше, ибо вы будете чувствовать себя хорошим и умелым отцом (матерью). Вы сможете контролировать любую ситуацию и будете знать, что грамотно разрешаете возникающие конфликты.”
Автор предлагает использовать метод для детей от 2 до 12 лет. Но если задуматься – метод воздействует не только на детей. Правило “без разговоров, без эмоций”, требование к взрослым перестать теребить детей, надоедать своей гиперопекой, приставать не вовремя с просьбами, ныть и раздражаться воспитывают нас, родителей. Быть может в этом и заключается настоящее волшебство?
--------------------------------------------------------------------------------------------