Были у детского психолога.
Выводы сделали, но все равно пока трудновато.
Основные моменты, которые мне запомнились , касающиеся МОЕГО ребенка, может кому пригодится
1) Не обязательно искать причины, надо думать как теперь с этим работать.
Например. У моего ребенка повышенная тревожность, страхи, боится засыпать. Отсюда некоторые моменты в его "плохом поведении". Так вот, можно долго копать , чем они были вызваны и когда (процесс родов, больница в 7 месяцев с наркозом. Теперь к врачам невозможно ходить и т.п. ) Важно постепенно снижать эту тревожность.
2) Игнорировать неправильно. ну, т.е. если ребенок что-то требует, а тебе показалось, что это манипуляция, вышла из комнаты, ор прекратился. Значит все ок, если нет, то надо успокоить, и потом уже выснять что да почему, а не ждать, что он сам успокоится.
3) Вообще плачущего ребенка или ребенка в истерике бесполезно "воспитывать" словами "вот успокойся, тогда...". Сначала успокоить, а потом предлагать варианты, подходящие тебе. Избегать фраз типа "не злись", "не бойся". Заменить их на "Я понимаю твою злость, беспокойство" и т.д.
4) Самое главное -не стоит относиться к нему, совсем как к взрослому. Т.е. мне казалось, что он просит нелогичные вещи, значит мной манипулирует. Но это для меня нелогично, а для 2-летки это совсем иначе. Он просится по сто раз в ванную комнату на горшок или зажечь свет во всей квартире, просто потому, что ему страшно в полутьме в спальне, или потому что он боится процесса засыпания. Значит надо снизить степень страха сейчас, а потом постепенно работать над страхами (сказки, ролевые игры....)
5) Вообще, процесс сна страшен для многих деток, для них это равносильно "маленькой смерти"+возможные страшные сны, так что с эти надо осторожно и терпеливо
6) Со всеми страхами ребенка надо работать , а не избегать их. Надо разговаривать об этом, рисовать это, когда выходит наружу, объект уже становится не таким страшным. Если есть черный свет в рисунках, (а он у нас есть), надо рисовать, выплескивать, значит страх.
7) Важно четко разделять
- проступки (знает, что плохо и нельзя, и специально делает). За это можно наказать
- ошибки по незнанию или невозможности выразить свои чувства. В нашем случае, например, это были укусы или дерганье за волосы. Малыш еще не умеет по-другому выражать свое недовольство. Ругать за такие ошибки бессмысленно. Надо помочь ему справиться с гневом, а потом объяснить, как можно было иначе повести себя в этой ситуации