решила тут выложить советы, которые выкладывали девочки на другом форуме (переводили на русский из книги израильских авторов)
многое уже знакомо, но есть еще много полезного
возможно, кому-то пригодится
там темка подобная этой - просто КЛАДЕЗЬ! с разбором конкретных ситуаций (и про уходы с площадки, и про уборку, и много-много чего еще
)
(пора и мне перечитать ее с самого начала
)
http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=34414Адель Фабер и Элайн Майзлишь :
"Как говорить с детьми, что бы они слушали, и как слушать детей что бы они говорили"В книге 7 частей. В каждой части есть в конце "краткое содержание прочитанного", или основные принципы того , о чем говорилось в данной части.
Я вам буду переводить/пересказывать по частям.... Правда я еще сама не до конца дочитала, но уже начинаю практиковать,
Помочь детям понять и пережить их чувстваДетям необходимо, что бы их чувства были поняты и приняты, и что бы их уважали...
1) Слушать не "не в пол-уха", а внимательно, и спокойно. Когда кто-то делает вид, будто он тебя слушает, а на самом деле занят своими делами - у тебя отпадает всякое желание что-либо рассказывать такому человеку... На много легче рассказывать что либо родителю, который действительно СЛУШАЕТ. Не надо ничего говорй, слушайте!
2) Вместо советов и вопросов разговаривая с ребенком достаточно ответить простым словом : "-aaaa..., -мммм, - угу, - я понимаю..."
Ребенку бывает тяжело слушать критику, обвинения и советы. Достаточно коротких слов, хорошего отношения и ребенок сам сможет разобраться в своих мыслях, чувствах и прийти к своему решению проблемы.
3) Вместо того что бы отрицать чувства ребенка и уменьшать их значение - дайте имя этим чувствам.
Когда мы просим / требуем от ребенка "не переживать" или перестать волноваться по какому-либо поводу, это только сердит его. Ребенку очень помогает, если словами объяснить то, что он чувствует.
4) Вместо логичских объяснений - осуществить желание ребенка в фантазиях. Часто логичские объяснения не помогают, в такой ситуации можно пофантазировать вместе с ребенком...
( - мама, я хочу корнфлекс.
корнфлекса дома нет, но вместо логичского объяснения - У нас он закончился..
Пофантазируйте: - Вот было бы здорово если бы у нас был корнфлекс. Я знаю как ты его хочешь... Как бы я хотела сделать фокус, и что бы передо мной появилась огромная коробка корнфлекса...! )
Можно принять ЛЮБОЕ чувство. Надо ограничивать определеное поведение.
Предупреждения:
1) Обычно дети не любят, когда повторяют то что они сказали слово в слово!
2) Есть дети которые вообще не любят разговоры когда они сердятся. Для них достаточно присутствия мамы / папы что бы успокоиться.
3) Есть дети, которых сердит когда они выплескивают свои чувства, а реакция их родителей "правильная", но говорится холодно, без эмоций.
4) С другой стороны родители не должны отвечать и реагировать более эмоцианально чем ребенок.
5) Дети не любят, когда родители повторяют прозвища и обидные слова, которыми они называют сами себя.
Часть вторая: Достижение взаимопомощи. Для начала – несколько способов, к которым взрослые часто прибегают, что бы достичь взаимопомощь:
1) Обвинение – ты опять испачкал всю дверь! Почему ты всегда это делаешь? Почему ты не можешь сделать что то как нормальный человек? Сколько раз тебе надо повторять.... и т.д..
2) Прозвища, оскорбления – То что ты делаешь – глупо, ты что дурак?, ты кушаешь как свинья...
3) Угрозы – Я считаю до 3..., ты у меня получишь, и т.д..
4) Приказы – Я хочу что бы ты убрала свою комноту немедленно! Ну чего ты ждешь?
5) Лекции и нравоучения.
6) Предупреждения – Не залезай, ты упадешь! Одень свитер, а то заболеешь!
7) Рассказы о том, как мы страдаем - ... Ты хочешь что бы у меня из-за тебя был инфаркт? Ты видишь мои седые волосы – это из-за тебя!
8) Сравнения – А вот твой брат...., А вот Маша.....
9) Ирония – Это твоя домашняя работа? Может твоя учительница знает китайский – я нет...
10) Пророчество – ... у тебя никогда не будет друзей.
Так что же ДА делать?
4 правила / принципа, следуя которым мы можем достичь взаимопомощи:
1) Опиши. Опиши что ты видишь, или опиши проблему.
Вместо: Сколько раз тебе повторять – что надо выключать за собой свет в туалете?
Скажи: В туалете горит свет.
2) Сообщи информацию.
Вместо: Кто достал молоко из холодильника и не вернул его на место?
Скажи: Дети, молоко киснет, когда оно вне холодильника.
3) Скажи это одним словом.
Вместо: длинной лекции на тему что уже давно пора одеть пижамы, и что мы повторяли это детям уже 10 раз....
Скажи: Дети – пижамы!
4) Говори о своих чувствах.
Вместо: Прекрати тянуть меня все время за рукав!
Скажи: Мне не приятно, когда меня тянут за рукав.
5) Напиши записку.
Не надо ничего говорить, просто напишите детям записку или письмо
Часть третья - АЛЬТЕРНАТИВА НАКАЗАНИЯМРазберем пример, когда ребенок бегает в супермаркете по проходам, задевает людей, опрокидывает вещи и т.д.. И это происходит каждый раз. Что делать? Какие альтернативы наказаниям существуют?
1) Покажи ребенку, как он может помочь, вместо того что бы мешать.
- Петя, мне очень поможет если ты поможешь мне найти молоко и йогурты!
2) Вырази свие искреннее негодование по поводу его поступка (без оскорблений !)
- Мне это очень не нравится! Это мешает другим людям, когда дети бегают в проходах.
5) Дай ему свободу выбора.
- Петя, не бегай! Или иди рядом, или сядь в коляску - ты решаешь!
6) Сделай поступок.
- Я понимаю, что ты решил сидеть в коляске. (сажаем его в коляску)
7) Дай ребенку почуствовать результаты его поведения.
В следующий раз когда мы идем за покупками, мы не берем Петю с собой.
П. - мама, ты куда?
м - за покупками
П. - я тоже хочу
м. - не сегодня!
П. - почему?
м - ты мен скажи почему.
П. - потому что я бегал в магазине.
м - правильно
П. - я сожалею, дай мне еще шанс!!!
м. - У тебя будет еще много шансов. Сегодня я иду одна.
другой пример - Коля взял ваши инструменты, и забыв вернуть их на место, оставил их под дождем, и они заржавели.
3) Объяви, что ты ожидаешь.
- Когда берут мои инструменты - их надо возвращать сразу и в хорошем состоянии.
4) Объясни ребенку, как он может поправить свой поведение, резултаты своего поведения.
- То что поможет сейчас этой пиле -это наждачка и много старания...
ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Найди удобное для вас обоих время.
1) Поговори с ребенком о его чувствах и нуждах.
2) Поговори с ребенком о своих чувствах и нуждах. (Желательно этот пункт выразить кратко)
3) Обсудите вместе варианты решения проблемы.
4) Запишите на бумаге ВСЕ варианты - не оценивая их.
5) Решите какие варианты вам подходят, какие нет, какие вы хотите воплотить в жизнь.
Поддержка самостоятельности1) Дай ребенку возможность принимать решения.
Например: Ты хочешь одеть синие брюки или фиолетовые?
Ты хочешь на завтрак йогурт или корнфлекс?
2) Вырази уважение к стараниям ребенка.
Например: Зазяать шнурки бывает тяжело, нужно ловко работать пальцами.
3) Не задавай слишком много вопросов.
Например: Когда ребенок вернулся из школы / садика не засыпай его
кучей вопросов о том как было. Просто скажи - Я рада тебя
видеть. Когда ребенок захочет - он сам расскажет.
4) Не спеши давать ответы на вопросы.
Например: ребенок - Мама, почему сестричка еще не ходит ножками?
мама - А как ты думаешь, почему?
5) Поощряй ребенка использовать источники вне дома.
Например: ребенок - папа, чем лучше кормить черепаху?
папа - Может быть хозяин зоомагазина знает чем кормить
черепаху?
6) Не убивай мечты.
Например: - Когда я буду большим я буду врачом!
- Это действительно интересно! ( И не надо начинать рассказывать, как это сложно, и как хорошо надо учиться для этого в школе, и что с такими оценками по биологии ребенка никуда не возьмут...)
Освобождение детей от "Ролевых игр"Мы сами того не замечаем, как относимся к детям по каким-то стереотипам: Он такой рассеяный, она такая аккуратная, он такой хороший старший брат.... Часто мы можем даже не говорить это вслух, а только думать про себя, ребенок это чувствует...
Следующие принципы могут помочь нам избавитсьаы от стереотипов.
1) Попытайтесь найти возможность показать ему его самого в другом свете.
- Эта игрушка у тебя с трех лет, и она выглядит как новая!
2) Поставьте ребенка в ситуацию, где он увидит сам себя с другой стороны.
- Вася, ты можешь, пожалуйста, взять отвертку, и прикрепить получше ручки у этого шкафа?
3) Дайте ребенку возможность как бы случайно услышать как вы говорите о нем что-то хорошее.
Например, разговариваы с папой по телефону расскажите, как Маша сама сегодня убрала свои игрушки.
4) Будьте личным примером для своего ребенка.
- Я не люблю проигрыват, но я попробую это сделать красиво. Я рада, что ты выиграл!
5) Будьте складом воспоминаний о приятных моментах для вашего ребенка.
- А ты помнишь тот день, когда.....
6) Когда ребенок ведет себя по стереотипам, которые ему прилепили - говорите с ним о ваших чувствах и надеждах.
- Я не люблю такое поведение. Я бы ожидала, что не смотря на то что ты чувствуешь, ты будешь вести себя красиво, когда проигрываешь!