из опыта работы в детском саду (ясельная группа):вот покушали утром и воспитатель говорит "Моим ручки и идем одеваться. Пойдем гулять!". Все бегут - кто руки мыть, кто к игрушкам, кто одеваться. Ну, в общем собрали всех в раздевалке. Их 15-20 человек. И дальше удивительная картина наблюдается :) (она меня всегда так умиляла): кто-то садится и начинает раздеваться, кто-то сидит на лавочке, ротик открыл и смотрит по сторонам "мух ловит", кто-то достает из шкафа машинку/куклу и начинает ее возить/водить по скамейке, кто-то садится с соседом на скамейку и ведет интеллектуальные беседы, ножками болтает, а кто-то просто начинает плакать. В общем, кто в лес, кто по дрова. Такое обычно в начале года, в период адаптации. И здесь самая большая трудность - это вовсе не отсутствие навыка самообслуживания, а (как уже девочками упоминалось) отсутствие желания учиться этим навыкам. И здесь начинаешь с каждым по-своему: кого-то сам переодеваешь, кому-то просто немножко помогаешь в качестве поддержки (и даже часто приятнее ребенку не столько похвалить его, сколько порадоваться вместе с ним), а кого просишь помочь одеть ребенка -это вообще здорово "работает" на то, чтобы "неумеющий" быстро научился, потому как хочется же вместе со всеми идти "в ногу" и не отставать, потому что так интереснее. И так к середине года детки уже учатся и приучаются. То есть я к тому, что нет каких-то норм и стандартов, что вот к Этим годам надо уметь Это. У каждого по-своему. И причин может быть масса самых разных. А когда мама начинает нервничать по этому поводу, то и ребенку это уже в радость, потому что сама ситуация "напрягает" обстановку, а дети уходят от напряжения. Не их задача его разряжать. Конечно, важно учить и приучать - ребенку будет проще. Но зачем же доводить себя до паники?